Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие культуры. Роль духовной культуры в жизни общества.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие "культура" многозначно. Это объясняется тем, что разнообразные виды культуры рассматриваются многими науками - археологией, этнографией, историей и др. Существует около 250 определений культуры. Это слово латинского происхождения и точный его перевод обозначает способ обработки земли, ее культивирование. Начиная с XVII-XVMI вв. о культуре стали говорить как о процессе и результате превращения "первой природы" во "вторую", искусственную, которую создает человек. Культура определяет меру власти человека над личной, внутренней природой, а также общества - над внешней природой. Она есть показатель уровня каждого отдельного человека и определяется богатством социально-человеческих качеств, уровнем развития природные данных. Вне человеческой деятельности культура не существует и существовать не может. Но при этом сама деятельность становится источником культуры только тогда, когда продукт этой деятельности приобретает значение не только для того, кто его создает, но и для другого, для всех. В культуре человеческая деятельность представлена со стороны своего всеобщего (классового, национального, общечеловеческого) содержания. Возможность закрепления в культуре всеобщего результата человеческой деятельности объясняется тем, что субъектом культурного творчества является не изолированный индивид, а индивиды, объединенные в определенную социальную и историческую общность. Культура всегда предстает как продукт общественной деятельности, в какой бы форме - индивидуальной или непосредственно коллективной - она ни осуществлялась. Она обусловлена потребностью общества в закреплен и передаче совокупного опыта овладения природой (знаний, умение идеалов и т.д.). С одной стороны, в понятии "культура" фиксируется общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни. И в этом смысле культура есть специфически человеческий способ жизнедеятельности, который осуществляется в разных сферах социальной активности человека, в его творчески интеллектуальном при образовании природы, общества, самого себя. Именно поэтому мы говорим о культуре труда, производства, общества, человека, быта, средств общения, мышления, языка, поведения и чувств; о культуре моральной, политической, эстетической, физической, духовной, внутренней, внешней, технологической, организационной, общечеловеческой, национальной, классово-сословной, художественной и т.д. С другой стороны — чтобы выявить творческое (культурное) начало в разных ипостасях (формах, способах) деятельности, культура как своеобразный ее продукт должна быть закреплена, зафиксирована в соответствующих культурных ценностях, социальных правилах, требованиях, нормах, традициях, знаниях, идеалах, законах и т.д. Иначе говоря, результаты культурной деятельности человека (общества, класса, группы, общественных слоев и сословий, эпох и народов, цивилизаций) должны быть объективированы в форме соответствующих знаний, умений, навыков в разных знаково-символических системах естественных и искусственных языков; в разнообразных формах общественного сознания (мифологии, религии, философии, морали, искусстве, политическом и правовом сознании). Благодаря этой особенности культуры возможна социализация человека, включенность каждого в культурное творчество общества. Становятся более понятными и близкими положения о том, что историю творят реальные, конкретные "живые человеческие индивиды",- "действительно деятельные люди"', которые ставят перед собой определенные цели, добиваются их реализации, удовлетворяют свои потребности и интересы. Изменение целей, усложнение человеческой деятельности обязательно вызывают изменение культур. В свою очередь культура оказывает существенное влияние на характер и содержание всех форм человеческой деятельности, ибо культура, как и всякое общественное явление, приобретает относительную самостоятельность и, значит, специфические законы функционирования и развития. Главное, что необходимо для выяснения сущности культуры, заключается в понимании ее глубокой укорененности в основных, определяющих социальных видах деятельности, факторах, процессах, благодаря которым только и возможно существование, обновление, развитие человека, общества. Поэтому можно дать такое ее определение. Культура - это исторически обусловленная совокупность материальных и духовных ценностей, а также способ их создания, умения их использовать для прогресса человечества, передавать из поколения в поколение. Культура обеспечивает общество всем необходимым для его успешного взаимодействия с природой, т.е. культура содействует установлению целесообразных отношений "общество- природа". Ибо общим Фундаментом культуры является предметно-вещественная (продуктивная) и технико-технологическая культура, которая помогает обществу осваивать природу в соответствии со своими потребностями, что содействует прогрессивному развитию общества, постоянному повышению уровня организации практической деятельности людей, усовершенствованию материального производства, всех форм материально-производственной практики. Существенной функцией культуры является обеспечение не только материальных условий, но и духовных (имеются в виду все достижения интеллектуально-познавательной деятельности) для непрерывного самоусовершенствования общества, его мобильности, динамичности. Такое обеспечение должна осуществлять духовная культура. К ней относятся все знания, зафиксированные в разных формах (народные приметы, каждодневный жизненный опыт, здравый смысл, научные знания), нормы, традиции и обычаи, материальные и художественные достижения. Кроме того, она включает также все разнообразные средства и способы освоения и использования духовных ценностей и приобщение человека к соответствующему социуму - это система обучения образования и воспитания, языка и мышления. Духовная культура, выполняя функцию социализации индивида, формирует мировоззренческие представления, состав мыслей и действий (поведения), выполняет задачу связи между представителями одно; поколения и разных поколений. Общечеловеческие ценности (идеи г; манизма и духовности, равноценности каждого индивида и каждого народа, нации) выступают необходимым средством развития и укрепления сотрудничества между народами, совместного разрешения глобальны: проблем современности. Бесспорно, разделение культуры на материальную и духовную довольно условно. Оно соответствует двум основным формам творчески преобразующей деятельности человека: материально-производственной и духовно-художественной, которые диалектически связаны друг с другом, взаимодействуют, взаимовлияние, ибо человеческая деятельность есть всегда единство, диалектически противоречивая связь и различие материального и духовного. Так и культура есть единый, диалектический, противоречивый процесс предметно-вещественного производства и духовной жизни, использования и освоения накопленного опыта и знаний, условие и стимул, способ и средство дальнейшего прогрессивного развития общества и человека. Однако сам этот процесс носит всегда конкретно-исторический характер. Об этом свидетельствуют техника и технология, архитектура скульптура, литература и искусство, морально-правовые и религиозно-философские представления о мире и человеке, добре и зле, справедливости и несправедливости, свободе. Поэтому так важно при характеристике общественно-политического строя учитывать уровень распределения и использования культурных ценностей между отдельными классам группами и слоями, степень их интегрированности в процессе культурного творчества, ибо культура - активное средство освоения действительности, ее преобразования. Выражая интересы, стремления, симпатии и антипатии разных социальных групп, наций, культура выступает важнейшим социально-организующим фактором всей их жизнедеятельности, средством ценностной ориентации личности, общества в целом. Особенно огромна роль культуры в интеллектуальном, моральном, эстетическом и физическом совершенствовании людей, формировании их мировоззрения, творческого начала. Иначе говоря, культура полифункциональна. Она выполняет весьма разнообразные функции. Наиболее важные среди них - познавательная, информационная, воспитательная, ценностная, социально-организующая, коммуникативная. В единстве всех функций культура выступает как условие, стимул, средство, ориентир познавательной и практически преобразующей деятельности людей, их собственного развития как личностей. Развитие культуры имеет поступательный характер, и ей свойственны определенные объективные закономерности. Основной закономерностью развития духовной культуры является ее зависимость от развития материального производства. Определенной формации соответствует свой, присущий ей тип духовной культуры, характер духовной жизни. Тип культуры формируется на основе социально-экономических отношений данной формации. Так, капиталистическому способу производства соответствует иной вид духовного производства, чем средневековому. Если само материальное производство не рассматривать в его специфической форме, то невозможно понять характерные особенности соответственного ему духовного производства и взаимодействия обоих. Типы культур отличаются, исходя из особенностей характеристик производства: культура первобытнообщинного строя, рабовладельческого, феодального, буржуазного общества. Вместе с тем необходимо учитывать, что на развитие духовной культуры накладывают отпечаток политическая система общества, интересы его социальных сил, господствующая идеология, национальные отношения и другие социально-политические факторы; особенности географического положения народа. Духовная культура - активное средство освоения действительности, ее относительная самостоятельность выявляется во взаимодействии материального производства и общественной жизни людей. Развитие культуры - восходящий, поступательный процесс, связанный с дальнейшим познанием человеком сил природы, своей собственной сущности. В этом выявляется еще одна важнейшая объективная закономерность развития культуры, обусловленная историческойсменой способов производства, общественно-экономических формаций. Именно переход к более высокой ступени в развитии производительных сил и производственных отношений характеризует поступательное, прогрессивное развитие культуры общества. Однако культурный прогресс не сводится только к накоплению материальных и духовных ценностей, а связан также и с развитием личности, с духовным раскрепощением её с активным участием личности в историческом творчестве. В этом заключается наиболее общий и главный критерий оценки поступательного развития культуры. Безусловно, процесс развития культуры не происходит по прямой восходящей линии. В обществе иногда те или иные достижения культуры служат силам, которые препятствуют социальному прогрессу. Духовная культура обладает относительной самостоятельностью и может опережать социально-экономический прогресс, не переставая быть зависимой от условий материального производства. Одной из важнейших закономерностей, которые действуют на протяжении всей истории всемирной культуры, является преемственность. Поступательное развитие культуры обусловлено возможностью связи времен, диалектической преемственностью идей и способом деятельности поколений, с одной стороны, и внесением в жизнь людей инноваций, с другой. Каждый новый этап в процессе исторического развития культуры, отрицая предшествующий, включает в себя все прогрессивное его содержание, все то, что было приобретено человечеством на предшествующих ступенях. Связывая настоящее с прошлым и будущим преемственность тем самым обусловливает устойчивость целого. Преемственность выступает как одна из наиболее существенных сторон закона отрицания, который проявляется в природе, обществе и мышлении как объективная связь между новым и старым в процесса развития. Сущность преемственности всемирной культуры - в неразрывном единстве наследования и использования, накопленных поколениями культурных ценностей, творческой переработке этих ценностей на основе качественно нового опыта. Духовная культура представляет собой единство национального и общечеловеческого. Именно благодаря этому культура как сложное полифоническое явление не может быть, например, только буржуазной или пролетарской. Можно иметь классовое влияние на искусство, но нет классового искусства как такового: есть хорошее искусство или подделки под него. Культура выявляет и характеризует то универсальна ценное, что становится общим приобретением человечества. Если интересы класса совпадают с прогрессивным направлением человеческой истории, в его духовной культуре выявляется поступательное развитие общества. Именно поэтому Шекспир и Сервантес, Руссо и Бальзак, Пушкин и Л. Толстой, М. Богданович, Я. Купала и Я. Колас теперь представляют для нас большую ценность. Культура может определяться не только классовыми, но и национальными отличиями, особенностями исторического развития того или иного народа. Эти отличия находят свое отражение в национальной форме культуры. Культура каждого народа хотя и уникальна, но всего только одна из ветвей огромного дерева всемирной культуры. Один из показателей жизнедеятельности национальной культуры - это ее способность усваивать достижения культуры других народов. Для более глубокого понимания соотношений развития общества вместе с понятием культуры социальная философия вводит понятие " цивилизация ". Французские философы-просветители называли цивилизованным такое общество, которое основано на началах разума и справедливости. 8 ХХ в. это понятие означало высокий уровень развития материальной и духовной культуры западноевропейских народов и было частью концепции евроцентризма. Одновременно понятие "цивилизация" употреблялось как характеристика капитализма в целом. Согласно концепции О. Шпенглера (начало XX в), цивилизация- это определенная стадия развития любой культуры. Ее характерные приметы: развитие индустрии и техники, деградация искусства и литературы, большое скопление людей в городах, превращение народов в "безличные массы". История складывается как бы из ряда независимых, неповторимых, замкнутых циклических культур, особенных сверхорганизмов, которые имеют индивидуальную судьбу и переживают периоды рождения, становления и конца. Множественность культур выводится из факта своеобразной прерывистости исторического процесса. Отсюда доказательство отсутствия связи между историко-культурными звеньями: античность — средние века (Возрождение) - Новое время, среди которых античность и Возрождение Шпенглер считал обособленными, внешними по отношению к европейскому духу культурными феноменами. Поэтому цивилизация - это этап упадка культуры, ее старение. Концепция Тойнби отличается тем, что понятие "цивилизация" используется для характеристики конкретного общества как социокультурного образования, локализованного в пространстве и во времени, или как фиксация определенного уровня технического развития. Всемирная история рассматривалась им как "сумма цивилизаций", которые проходят одинаковые фазы: рождение, рост, разложение, крушение, гибель. Но в отличие от Шпенглера Тойнби доказывал возможность спасения "западной цивилизации" путем укоренения клерикализма (главенствующей роли церкви). Диалектико-материалистическая концепция цивилизации сформулирована Ф. Энгельсом в работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства". Энгельс считал, что культура возникает вместе с общественным человеком. Пройдя стадии дикости и варварства (доисторические ступени), культура в своем историческом развитии поднимается до уровня цивилизации. Основные признаки цивилизации: разделение труда (на высшей стадии варварства) между земледелием и ремеслом, зарождение частной собственности, возникновение противоположностей между городом и деревней, появление классов, металлических денег. Причем высшая ступень варварства, которая непосредственно предшествовала цивилизации, "начинается с плавки железной руды и переходит в цивилизацию в результате изобретения буквенного письма и применения его для записывания словесного творчества". И культура, и цивилизация в своем развитии подчиняются действию общих законов, что и является одним из основных показателей единства человеческой истории. Разные культуры и цивилизации развиваются не как отдельные, самостоятельные и внутренне замкнутые образования, а взаимодополняют друг друга. Культура и цивилизация — два близких понятия. Их близость становится особенно видимой при сопоставлении понятий "культурность" и "цивилизованность". Цивилизованность есть показатель, признак, мера овладения богатствами культуры, ее актуализации в наличном опыте общества; культурность - свидетельство гуманистического содержания и направленности цивилизации. Цивилизация включает в себя преобразованную человеком общественную историю, являясь соцнокультурным феноменом. Культура характеризует человека, определяет меру его развития, способы самовыражения в деятельности, а цивилизация характеризует уровень овладения самой культурой. Поэтому эти понятия выполняют важную методологическую функцию в научном познании общества, содействуют более глубокому осмыслению богатства форм развития человека и общества. Разделение этих понятий ведет не только к раздвоению единой целостности производства, но и целостности самого человека. Цивилизация включает в себя преобразованную человеком, окультуренную историческую природу и средства этого преобразования человека, который освоил культуру и способен жить и действовать в окультуренной среде своего обитания, а также совокупность общественных отношений как форму организации культуры, которые обеспечивают ее существование и продолжение. Формационное разделение общества придает цивилизации социально-историческую определенность, историческую конкретность. Цивилизация - понятие более глобальное, чем формация. Формационные отличия в обществе, которые вышли из первобытного состояния, - это отличия внутри цивилизации. Реальное общество не укладывается в рамки таких понятий, как способ производства или общественная формация. Это только один из аналитических подходов. Не менее важен теоретически и практически иной подход - цивилизационный. В настоящее время вряд ли можно оспаривать, что человеческая цивилизация представляет собой динамическую, нелинейную суперсистему, которая самоорганизуется и саморазвивается. ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ Определение культуры 1. Произведите сравнительный анализ приведенных ниже определений культуры. 1) "Культура (cultura - возделывание, обрабатывание) - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества". 2) "Культура- совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества и ее результатов в области науки, техники, искусства, организации общественной жизни и государства, народного образования, здравоохранения, быта и т.д.". 3) Культура - это форма жизнедеятельности общества, т.е. а) совокупность ограничений, накладываемая на общество его же собственной жизнедеятельностью, а также б) совокупность моделей, программ и приемов деятельности, с помощью которых общество и различные социальные группы реализуют или думают реализовать свои реальные и мнимые потребности в указанной системе ограничений. 4) Культура - это совокупность трафаретов деятельности, а также стратегий и тактик создания таких трафаретов. 2. "Смыслы различных культур осознаются в XX веке уже не как высшие и низшие смыслы: каждый из них по праву претендует на всеобщность, единственность, вершинность, - хотя они имеют смысл только в отношении друг к другу...”. - Дайте оценку приведенному высказыванию с позиций соотношения мировой и национальной культуры. 3. Понятие "культура" объемлет собой религию, язык, литературу, искусство, привычки, обычаи, законы, общественные организации, кулинарное искусство, товарообмен, а также философию и наук. - Сравните разъяснение этого понятия через перечисление объектов, входящих в его объем, с определениями 2), 3), 4) предыдущего упражнения. Что оно проигрывает по сравнению с ними как орудие познания? 4. Под культурой часто понимают все, что создано людьми в процессе физического и умственного труда для удовлетворения их разнообразных материальных и духовных потребностей. Таким образом, культура может быть противопоставлена "натуре", т.е. природе, которая существует в мире независимо от человека. - Верны ли с этой точки зрения следующие положения и почему? 1). Культура такой же древний феномен, как и человечество. 2). Бескультурных народов не только нет в настоящее время, но и никогда не было в прошлом. 3). Деление народов на "природные" ("натуральные", "естественные") и "культурные" в методологическом отношении неудачно. 4). Выражение "малокультурные народы" - неудачно. 5. Прокомментируйте следующую мысль Ж.-П. Сартра: "Культура никого и ничего не спасает и не оправдывает. Но она дело рук человека- в ней он ищет свое отражение, в ней узнает себя; "только в этом критическом зеркале он и может увидеть свое лицо". 6. "Искусство создает новую форму как новое ценностное "отношение к тому, что уже стало действительностью для познания и поступка: в искусстве мы все узнаем и все вспоминаем, но именно поэтому в искусстве такое значение имеет момент новизны, оригинальности,...ибо здесь есть то, на фоне чего может быть воспринята новизна... — узнаваемый и сопереживаемый мир познания и поступка, он-то и выглядит и звучит по-новому в искусстве". - В чем, на ваш взгляд, критерии новизны в искусстве? - Правомерно ли утверждать, что в искусстве всегда есть непреходящие ценности? 7. "Истинное искусство свободно в своих путях и исканиях, оно само себе довлеет, само по себе ищет, само себе закон. В этом смысле формула искусство для искусства вполне правильно выражает его права, его самостоятельность, его свободу от подчинения каким-либо извне поставленным, вернее, навязанным заданиям. Этому пониманию противоречит тенденциозность в искусстве, при которой у последнего отнимается его право самочинного искания, самобытных художественных обобщений и находимых в них общечеловеческих истин, при которой искусство принижается до элементарно-утилитарных целей популяризации тех или иных положений, догматически воспринятых и усвоенных извне". - Что вы понимаете под истинным искусством? - Детерминировано ли искусство в своем развитии потребностями общества?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1970; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.119.143 (0.013 с.) |