Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура общественного сознания. Возникновение и развитие основных форм общественного сознанияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Общественное сознание имеет сложную структуру, в нем выделяются разные формы и уровни, которые взаимосвязаны, взаимодействуют друг с другом. Вместе с тем, сознание целостно, и люди обладают разными его формами и уровнями одновременно. К уровням общественного сознания относятся: обыденное (повседневное) сознание, массовое сознание, общественная психология и теоретическое сознание. Обыденное сознание - это повседневное, будничное понимание людьми разнообразных общественных явлений, например, собственности, классов, государства, их оценки событий, общественной мысли. На основе обыденных знаний (правильных и неправильных) и интересов у людей возникают разнообразные (политические, моральные, эстетические и т.д.) цели и задачи повседневной деятельности. Общественная психология - это совокупность разнообразных чувств, настроений, эмоций, а также иллюзий, суеверий и традиций, которые формируются стихийно под влиянием повседневных условий социальной жизни людей на основе их жизненного опыта и личных наблюдений. Общественная психология выступает духовным стимулом разнообразной практической деятельности людей. В соответствии с моральной психологией (моралью) складывается мораль общества, нравственные отношения людей- их поведение, которое регулируется моралью, на основе эстетических понятий, вкусов, идеалов и интересов возникает художественная деятельность людей по созданию произведений искусства, а также эстетические отношения в обществе; в соответствии с религиозной психологией складываются религиозные отношения, религиозные обряды и т.д. Конкретные исторические условия порождают определенный тип общественной психологии, который складывается на основе данных экономических отношений. К теоретическому сознанию следует отнести идеологию и научные знания, теории. В соответствии со своими коренными интересами и ДЛЯ их осуществления социальные группы создают разные теории, определяют цели и задачи, совокупность которых составляет идеологию. Идеология - это система идей, взглядов и теоретических принципов, которые отражают (правильно или иллюзорно) экономические отношения в обществе с позиций определенных социальных групп, классов и определяют перспективы развития. Идеология и общественная психология имеют одну общую основу, общественное бытие, положение разных социальных групп в системе общественных отношений. Но между ними существуют глубокие различия. Идеология - это систематизированное и теоретически осмысленное отражение общественного бытия с позиций определенных классов Она не возникает стихийно (как общественная психология) и не разрабатывается всем классом, а создается идеологами того или иного класса. Сущность идеологии заключается в отражении общественного бытия с точки зрения интересов определенных социальных групп классов. В сфере общественного сознания идеологии принадлежит ведущая роль. Она оказывает глубокое влияние на всю жизнь общества: направляет деятельность людей, объединяет класс, приводит к образованию разных организаций, политических партий и учреждений, возникновению идеологических отношений, например политики. Идеология не может обойтись без науки, вынуждена использовать ее достижения. И только на основе научных разработок она в состоянии эффективно регулировать социальные действия людей. Общественное сознание существует и проявляется в разных формах, основными из которых являются политическое сознание, правосознание, эстетическое сознание, религиозное и моральное сознание, философия, наука. Но в реальном общественном сознании эти формы сливаются - социальные группы людей отражают общественные явления целостно, одновременно с моральной, эстетической и иных точек зрения. В материальной жизни общества, в единстве разнообразных общественных отношений и в единой и неделимой исторической деятельности людей заключается объективная основа единства разнообразных форм общественного сознания. Богатство и разнообразие объекта создают лишь возможность появления разных форм общественного сознания. Однако реальной основой рождения тех или иных форм общественного сознания является общественная потребность, уровень развития общества. Формы общественного сознания отличаются: 1) по предмету отражения общественного бытия. Каждая форма отражает определенную сторону общественного бытия. Так, политическое сознание отражает отношения между классами, моральное сознание - отношения индивида к коллективу, обществу; 2) по способу отражения. Если, например, философии свойственна логическая форма отражения, то искусство отражает общественную жизнь в чувственном восприятии художественных образов, мораль - форме определенных принципов и правил поведения людей; 3) по отношению уровней отражения — теоретико-идеологического, обыденного и социально-психологического, которое характернее для всех форм, за исключением науки; 4) по их происхождению и сущности, а также классовой природе, свойственной в классовом обществе всем формам, кроме естествознания; 5) по своей социальной функции в жизни и развитии общества; 6) по их месту среди других форм; 7) по характеру их связи с экономическим базисом общества. ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 572; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.70.0 (0.011 с.) |