Политическая система общества и личность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая система общества и личность



18. Некоторые буржуазные социологи считают, что исторический материализм абсолютный суверенитет государства ставит над личностью, отрицая ее права и нивелируя ее.

- Опровергните этот тезис.

19. "Политика- это помойка"- такая характеристика дается политической жизни буржуазного общества во многих ответах представителей самых различных слоев населения. Отношение к политическим деятелям принимает нередко характер "подлинно классовой ненависти".

- Чем вы объясните подобное отношение к политике в буржуазном обществе?

20. Среди идеологов современного буржуазного общества широко распространена концепция "персонализация власти", суть которой в идеалистическом подходе к соотношению народных масс и личности в истории и политике, в преувеличении роли "носителя власти". Политическая власть, как правило, рассматривается с точки зрения личных качеств того или иного государственного деятеля, его воли и комплекса побуждений.

- Какова точка зрения исторического материализма по этому вопросу?

21. Профессионально-квалифицированные характеристики работника не только находят прямое проявление в его экономических результатах, но и в конечном счете представляют собой самостоятельную общественную ценность. В этой связи ликвидация неквалифицированного труда во всех отраслях народного хозяйства является не только экономической, но и социальной задачей.

- Как осуществляется эта задача в Республике Беларусь?

22. Для того, чтобы освоить любую профессию, индивид вынужден овладеть определенными алгоритмами деятельности. Количество алгоритмов, которым должен следовать каждый человек, желающий стать специалистом, из года в год растет. Наш век - век невиданной стандартизации производства, охватывающей как продукты труда, так и технологию и производственно-техническую структуру отношений между людьми. Автоматизация - это лишь материализованный алгоритм.

- Не несет ли с собой прогресс профессиональной деятельности стандартизацию всей нашей социальной жизни, стандартизацию общества, коллектива, стандартизацию личности? Дайте развернутый ответ.

23. "...Идея исторической необходимости ничуть не подрывает роли личности в истории: история вся слагается именно из действий личностей, представляющих из себя несомненно деятелей".

- Как вы понимаете данное высказывание В.И. Ленина?

24. "...Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает".

- Основываясь на данном положении, покажите возросшую значимость ответственности, исполнительности, дисциплинированности и инициативности служащих, рабочих и крестьян на современном этапе развития общества.

25. "...История носила бы очень мистический характер, если бы "случайности" не играли никакой роли. Эти случайности входят, конечно, и сами составной частью в общий ход развития, уравновешиваясь другими случайностями. Но ускорение и замедление в сильной степени зависят от этих "случайностей", среди которых фигурирует также и такой "случай", как характер людей, стоящих вначале во главе движения".

- Раскройте смысл суждения К. Маркса.

26. П. Навиль механически выводит из технического характера труда модели поведения рабочих. В зависимости от технической его формы он различает четыре психологических типа работника: апатичный, капризный, стратегический и консервативный.

- Объясните, в чем состоит методологическая несостоятельность подобной классификации.

27. Человек свободен в выборе направления своих действий. Деятельность человека подчинена объективным социальным законам.

- Не противоречат ли друг другу эти утверждения?

28. "Я был и остаюсь крайним персоналистом, признающим верховенство личной власти, примат личности над обществом и государством. Я не признаю первичной реальности каких-либо коллективов, я фанатик реальности, индивидуально-личного, неповторимого единого, а не общего и коллективного".

- Разделяете ли вы взгляды Н.Бердяева на соотношение единого и общего в социальном бытии?

29. "Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах.

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово".

А. Ахматова

- О каких социальных качествах человека идет речь?

30. "Счастлив, кто посетил сей мир

В его минуты роковые

Его призвали всеблагие

Как собеседника на пир;

Он их высоких зрелищ зритель,

Он в их совет допущен был

И заживо, как небожитель.

Из чаши их бессмертье пил".

Ф. Тютчев

- О каких формах проявления личности идет речь?

31. "Как дымный столп светлеет в вышине! —

Как тень внизу скользит неуловима!

"Вот наша жизнь, - промолвила ты мне, —

Не светлый дым, блестящий при луне,

А эта тень, бегущая от дыма".

Ф. Тютчев

- О каких противоречиях в жизни человека говорит Ф. Тютчев?

32. "Смерть и время царят на земле —

Ты владыками их не зови;

Все, кружась, исчезает во мгле,

Неподвижно лишь солнце любви".

А. Соловьев

- Согласны ли вы с тем, что "солнце любви" - главный мотив жизни человека?

33. Могучие ветры истории проносятся над головой человека и часто превращают его в песчинку, заброшенную в глухие края. Но человек должен активно включиться в историю, а история должна дать человеку счастье. Человек не имеет права не быть счастливым, а история не имеет права обделять человека судьбой.

- Можно ли, на ваш взгляд, утверждать, что судьба человека в его собственных руках?

34. Духовное развитие человека должно идти через общество, во имя людей, а развитие общества должно идти через человека, во имя личности.

- Согласны ли вы с этой мыслью?

Нет прогресса вне гуманизма, и нет гуманизма вне общественного прогресса. Эту проблему рассматривает И. Нилин в повести "Жестокость".

- В чем суть данной концепции?

35. "Мир не хлам для аукциона.

Люди мы, а не имя рек.

Все прогрессы - реакционны,

Если рушится человек".

А. Вознесенский

- Раскройте диалектику духовного и материального прогресса.

36. "Кто сказал, что умирать страшно? Разве кто-то возвратился оттуда? Почему же ты боишься того, о чем не знаешь? Не лучше ли тебе понять намеки неба? Заметь: в этой жизни мы все время болеем - то этой болезнью, то другой... Со всех сторон в этом мире нас преследует дыхание болезней, ярость зверей и людей. Со всех сторон нас будто гонят отсюда прочь. Так бывает лишь с теми, кто живет не у себя. Почему же тебе страшно возвращаться из гостей домой?".

- Определите свое отношение к высказываниям Сенеки.

37. "Все следует делать, обо всем говорить и помышлять так, как будто каждое мгновение может оказаться для тебя последним. Самая продолжительная жизнь ничем не отличается от самой краткой. Ведь настоящее для всех равно, а следовательно равны и потери... Никто не может лишиться ни минувшего, ни грядущего. Ибо кто мог отнять у меня то, чего я не имею? Но что же может вывести на путь? Ничего, кроме философии".

- Признаете ли вы то предназначение философии для человека, о котором говорит Марк Аврелий?

- Чем, на ваш взгляд, измеряется продолжительность жизни человека?

38. "В свое время Паскаль заметил, что ветвь никогда не может постичь смысла всего дерева. Современная биология показала, что всякое живое существо замкнуто в своем специфическом окружении и практически не способно вырваться за его пределы. И хотя человек занимает исключительное положение, хотя он может быть необычайно восприимчив к миру и весь мир может выступать его окружением, все же кто может поручиться, что за пределами этого мира не существует какого-нибудь сверх мира?... Домашнему животному неведомы цели, ради которых человек его приручает. Так откуда же и человеку знать, какова "конечная цель его жизни, каков "сверхсмысл вселенной?" (В. Франкл).

- Выделите проблемы, о которых идет речь в высказывании Франкла.

39. "Сегодня все чаще слышны пророчества гибели. Хотя они выполняют важную функцию привлечения внимания к опасным тенденциям в нашей нынешней ситуации, но в них не учтено обещание, заключенное в достижениях человека в естественных науках, психологии, медицине и искусстве. А эти достижения отражают наличие мощных плодотворных сил, не вяжущихся с картиной разлагающейся культуры".

- Что должно делать человеческое сообщество для сохранения своего будущего?

40. "Подведем итоги рассмотрения проблемы человека в различных философских направлениях: "Было выяснено, что человек есть.единство телесного и духовного... Следует, однако, отметить, что ныне термин "душа" употребляется не столь часто, как в античности и средневековье. Вместо термина "душа" используют синонимичные ему термины "психика", "внутренний мир человека"... Сколь бы причудливым образом ни строилось философское обсуждение проблемы человека, в конечном счете речь идет о его психике, сознании, разуме, чувствах, мыслях, воле и т.п.".

- Дайте краткую характеристику оценки проблемы человека в современной западной философии:

а). философии жизни;

б). экзистенциализме;

в). феноменологии;

г). философской антропологии.

41. "Если человек черпает свои знания, ощущения и пр. из чувственного мира и опыта, получаемого от этого мира, то надо, стало быть, так устроить, чтобы человек в нем познавал и усваивал истинно человеческое, чтобы он познавал себя как человека. Если правильно понятый интерес составляет принцип всей морали, то надо, стало быть, стремиться к тому, чтобы частный интерес отдельного человека совпадал с общечеловеческими интересами... Если характер человека создается обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человеческими".

- Сформулируйте свое отношение к позиции К. Маркса.

- Что вы понимаете под "обстоятельствами человеческими"?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 710; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.50.83 (0.013 с.)