Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социализация как функция общества.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Социализация является важнейшей функцией общественного целого, ибо обеспечивает самовоспроизводство, самовозобновляемость социума. Для отдельного индивида социализация представляет собой приобщение к миру культуры, усвоение исторических алгоритмов культуры. Входным алгоритмом культуры является самосознание. Становление самосознания раскрывает концепция "зеркального Я", предложенная Ч.Кули. Это меткий и емкий образ, ибо умение смотреться в зеркало присуще только человеку и является продуктом длительного кулыурно-историчеоюго развития. Для того, чтобы человек узнал в зеркальном отражении себя, нужен другой человек. Если человек видит себя в зеркале первый раз в гордом одиночестве, он так и останется неузнанным. В зеркальном отражении двух человеческих лиц, мгновенно узнаваемым является другой. Если чувство, или ощущение самости, может быть рассмотрено как инстинктивное, то социальная самость становится, формируется в ходе взаимодействия с другими людьми. Дифференциация и рафинирование человеческой самости, под которой подразумевается лишь то, что в обыденном языке обозначается местоимениями первого лица единственного числа "я", "меня", "мое", "я сам", находится в соответствии с изменяемым образом другого, проявляющегося во взаимодействии. По мнению американского психолога Дж.Г.Мида процесс формирования личности и ее самосознания имеет три различных стадии взаимоотношения Я и Другого. Первая стадия - имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых и окружающих, не понимая его. В это время маленькие дети '"помогают" родителям во всем. На следующей игровой стадии, дети понимают поведение других как исполнение определенных ролей. Игровой переход от одной роли к другой свидетельствует о том, что дети улавливают их смысл, какой придают им другие члены общества. Например, врач, учитель, космонавт. Третий этап, по Миду, стадия коллективных игр, когда дети учится осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. На этой стадии формируется образ обобщенного другого. Таким путем в процессе социализации формируется зеркальное Я. Блики зеркального Я разнообразны: Я - такой (ая), каким считают меня другие, я хочу, чтобы другие видели только эти качества моего Я, желаемый образ Я; другие меня видят не таким, каким хотелось бы. Социализация формирует стремление индивида к конформизму, т.е., изменение собственного поведения в соответствии с ожиданиями других, обобщенного другого, представляющего одну из многочисленных ипостасей социального целого. Пик процесса социализации связан с усвоением ценностей и норм культуры - это самый сложный и самый важный период процесса социализации как для общества, так и отдельной личности. В обыденной жизни он ассоциируется с трудностями подросткового возраста. В чем причина возникающих сложностей. На стадии имитации ребенок во всем хочет походить на взрослого - Другого, стать точно таким же. На игровой стадии ребенок соотносит себя с разнообразием других и в меру своих сил и способностей сыграть роль каждого. На стадии коллективных игр он стремится соответствовать ожиданиям конкретной социальной группы, имеющей свое лицо и имя, будь то класс или футбольная команда. Усвоение ценностей и норм культуры предполагает установление соответствия индивидуального поведения и интересов безликого общественного целого, безмерно превосходящего по своей мощи каждого отдельного человека. Поэтому общество недвусмысленно требует от индивида разделять его нормы, идеалы, ценности и, в конечном счете, поставить свое Я на службу общественному целому. Здесь рождается бунт против мира взрослых, олицетворяющих собой общество. В основе подросткового протеста лежит, с одной стороны, страх потери собственной индивидуальности, и, с другой стороны, юношеская тяга к интересному. Одной из форм такого интересного является общественный запрет. Запретный плод всегда сладок: синяя борода и закрытая дверь, искушение и обольщение. Результат этого процесса социализации может быть двояким: принятие ценностей и норм господствующей культуры, либо их отвержение. Ответ "да" - является показателем успешной социализации, "нет" - свидетельствует о рождении маргинала. Маргиналы Маргинал как понятие произошло от латинского марго, что в переводе означает "край". Маргинал - это либо личность, сознательно разрывающая все традиционные связи и создающая свой собственный мир (интеракционистский, понимающий подход), либо личность, вытесненная доминирующей культурой за пределы законности, принятой в данном обществе (структурно-функциональный, объясняющий подход), либо личность, пытающаяся провозгласить новые ценности и нормы культуры, возвести их в ранг общественно-санкционированных (активистская социология, деятельностно-преобразующий подход). Отсюда, маргиналы являются маргиналами лишь до тех пор, пока остаются в значительном меньшинстве. Маргинализация всех слоев общества свидетельствует о нестабильности общественной системы, в процессе которой как бы размываются общепринятые нормы и ценности культуры, становится невозможным однозначный ответ на вопрос: "Что такое хорошо и что такое плохо?" относительно функционирования общественного целого. Подтачиваются устои существующего социального порядка, утрачивается единство в мире ценностей и норм культуры. Последнее проявляется в сокращении числа общепринятых ценностей, в невозможности их мирного сосуществования, так, например, идея равенства не может ужиться с культом богатства. Успешность социализации зависит как от благополучия самого общества, так и от характера взаимодействия между индивидом и миром культуры, от необходимости учитывать возрастные особенности в становлении личности. Нарушение этой зависимости чрезвычайно усложняет процесс социализации. Наиболее показательным в этом отношении является поведение феральных людей (существ, выросших в изоляции от людей и воспитанных в сообществе животных), после их возвращения в общество. Они так и не научились дружить, улыбаться, абстрактно мыслить, вести беседу. "Маугли" так и не стали людьми, и чем больше был возраст ребенка, тем печальнее складывалась картина. Ресоциализация Социологи, кроме подросткового "бунта", выделяют также кризис сорокалетних, когда человеку кажется, будто жизнь теряет прежний смысл, работа становится скучной, семья утрачивает свою былую привлекательность. Особенно остро "тот кризис протекает у мужчин: "Чего он достиг? На той ли он женился?..." Социализация в современном обществе представляет собой непрерывный процесс, ускорение темпов жизни приводит к тому, что общество предъявляет к человеку все новые требования на протяжении одной жизни. Так возникает феномен ресоциализации или повторной социализации. Первоначально под ресоциализацией понималась еще одна попытка личности (маргинальной или девиантнои, отклоняющейся от общественной нормы) стать на путь, одобряемый обществом. В настоящее время в понимании ресоциализации возникают дополнительные смыслы, как обусловленные возрастной переоценкой ценностей, так и сменой социально-значимых ценностей в условиях нестабильности общественных систем, где мир ценностей представлен зеркальной мозаикой, а не ровной гладкой поверхностью. Ролевой набор, статус Личность, усвоив на индивидуальном уровне ценности общественного целого, приступает к поиску своего места в сложившейся общественной структуре. Если она не жаждет переписать весь сценарий общественной жизни заново, то находит готовый перечень ролей, который ей предлагает общество: инженера, архитектора, мужа, астролога, налогоплательщика. Ролью называется ожидаемое поведение индивида со стороны общества. Личность принимает сложившиеся правила игры, тем самым накладывает на себя определенные права и обязанности по отношению к другим членам общества. Социальный статус фиксирует занимаемое место в рамках общественного целого. Статус, данный от рождения называется предписанным. Он обусловлен волом, этническим происхождением (белый, негр, русский, казах), местом рождения (провинциал или столичный житель, гражданин США или Китая), социальным положением семьи (сын президента, дочь миллионера или детдомовец, лишенный родительского очага). Гораздо больший интерес с точки зрения современной личности имеет статус достигнутый или приобретенный. Стать миллионером для человека не то же самое, что быть им от рождения. Этот статус определяется тем, что человек осуществил в своей жизни. Но есть также ряд приобретенных статусов, которые после их получения становятся предписанными. Например: академик. Нобелевский лауреат. Соответственно существует и иерархия статусов, их престижность. Престиж статусов находится поя влиянием двух факторов: реальной значимости того, что индивид делает для общества и шкалой предпочтений, сложившейся в данной культуре при "взвешивании" социально значимых дел (социальных функций). Статус может быть объективно завышенным или заниженным. Общество, где утрачено равновесие статусов, является нестабильным. Социальный престиж статуса выглядит удивительно привлекательным и манит к себе наиболее честолюбивых индивидов. Один американский исследователь представлял учащимся нескольких классов своего колледжа одного и того же мужчину. В одном классе этот мужчина был представлен как "студент из Кембриджа", во втором - как "лаборант", в третьем - как "преподаватель психологии", в четвертом - как "доктор наук, доцент из Кембриджа", в последнем - как "профессор из Кембриджа". После того как "иностранный гость" ушел, студентов попросили максимально точно оценить его рост. Оказалось, что по мере своего подъема по лестнице академических званий, гость неизменно "увеличивался в росте", так что последняя группа оценила его рост на 5 дюймов выше, чем первая. Между тем рост преподавателя, который ходил вместе с гостем и звание которого не менялось, во всех классах оценили совершенно одинаково. Социальный статус оказывает существенное влияние на восприятие человека со стороны окружающих. Социальный статус реализуется через ролевой набор. Многие роли усваиваются индивидом уже в процессе социализации. В обществе существует великое множество ролей. Попытка систематизации ролей была предпринята Т.Парсонсом и его коллегами. Они считали, что любая роль может быть описана с помощью пяти характеристик: эмоциональность (степень проявления чувств врача и артиста, служащего похоронного бюро и родственника умершего); способ получения (роли предписанные и достигнутые); масштаб или границы исполнения социальной роли; формализация - взаимодействие с людьми в соответствии с установленными правилами (преподаватель - студент, пациент - врач); мотивация (стремление к богатству или помощь обездоленным). Несмотря на огромный ролевой набор каждой личности в любой культуре есть представления о главных ролях, самых важных и значимых. Это относится к устойчивому ролевому набору, реализуемому в семье (родители и дети). Нормальной как соответствующей норме в современном обществе является личность, реализующая себя в семье и работе. Но основная ипостась современной личности - это экономический интерес. С.Булгаков писал, что социализм и капитализм - две стороны медали, гае человек рассматривается как животное, полный или пустой мешок с деньгами. В идеале, личность должна стремиться не только к благосостоянию и бороться с нищетой, но и сопротивляться искушению роскошью. Современный человек поддался искушению и Мамона одержал победу над Богом. Ролевой набор экономического человека (роли связанные с приобретением материальных благ) стал доминирующим в культуре. Это второй по значимости после самосознания, самоидентификации алгоритм личности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 726; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.223 (0.011 с.) |