Массовая и элитарная культура. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Массовая и элитарная культура.



Феномен массовой культуры рожден массовыми процессами идеологической практики современного общества (мода, реклама, шоу-бизнес - ярчайшие ее примеры). Понятие "массовая культура" характеризует особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанное на массовое потребление, тем самым лишающим культуру самоценности и превращающим ее в средство достижения экономических (бизнес) или идеологических (пропаганда) целей. Культура массовая, когда ее производство становится таким же, как процессы поточно-конвейерной индустрии (скажем, "штамповка" эстрадных "звезд", мало чем отличающихся друг от друга). Массовая культура внеличностна, она обращена "ко всем и к каждому", в человеке ей важен потребитель.

Массовая культура связана с развитием массового сознания, формируемого в первую очередь средствами массовой информации (где радио и телевидение принадлежит особая роль), которые могут предлагать как высоконравственные, так и антигуманные образцы культуры. М.Хоркхаймер определяет практику массовой коммуникации как индустрию грез. Радио, кино, телевидение расценивается им и другими исследователями как гигантские каналы общества, которые репродуцируют иллюзии, распространяют эталоны чувств и поступков.

В социологии существуют два подхода к проблеме массовой культуры и ее последствий для общества и человека.

Сторонники пессимистического подхода (Г.Маркузе, Т.Адорно, Ж.Эллюль. Ч.Миллс, Э.Фромм и др.) подчеркивают подчиненность массовой культуры законам рынка и чистогана. Они считают, что массовая культура превращает людей в наблюдателей жизни, рассматривающих мир видеообразов как непосредственную действительность, а саму реальность - как иллюзию, досадную подробность бытия. Это подтверждают и психологи, по исследованиям которых потребление массовой культуры возвращает взрослых людей на инфантильную стадию восприятия мира, а молодых превращает в пассивных созерцателей, неразборчиво поглощающих приготовленные для них идеологические "рационы" и агрессивно настроенных в адрес любой критики их кумиров. Мертон говорит о наркотической функции массовой культуры в обществе, ее способности уводить людей от реальной жизни, питать их вымышленными картинами, погружать общество в летаргический сон.

Отмечается, что массовая культура манипулирует человеком, что приводит к деструкции личности, потери ею подлинности чувств, и переживаний (все, что происходит, например, между влюбленными, стимулируется анонимными эмоциями, которые в виде музыки или поэзии несет эфир). Массовая культура порождает общество конформистов.

Авторы пессимистических концепций массовой культуры затронули многие "болевые точки" функционирования ее в обществе, рассматривая феномен массовой культуры как исключительно негативный и требуя внесения кардинальных изменений в ее практику.

Но в осмыслении массовой культуры наметилась и другая тенденция, так как стали обнаруживаться, например, сбои в механизмах пропаганды (когда усиленная агитация против кандидата в президенты приводила к противоположным результатам) или появились факты благотворного влияния масс-медиа (например, на формирование здорового образа жизни).

Оптимистический взгляд на массовую культуру присутствует в трудах канадского социолога Г.М.Маклюэна, который связывает распространение массовых коммуникаций с формированием нового типа культуры и нового этапа социального общения, когда население Земли превращается в жителей "глобальной деревни", для которых характерным становится экологический подход к жизни и становление новой "глобально-электронной" культуры.

В рамках оптимистического подхода к массовой культуре было выяснено, что ее влияние опосредуется огромным количеством факторов, которые нередко сводят на нет ухищрения в области техники психического влияния на аудиторию, и вдобавок, воздействие через средства массовой коммуникации может наталкиваться на какие-то реальные барьеры, выдвигаемые сознанием индивида (например, формирование хорошего вкуса будет способствовать отторжению любой кич-продукции в сфере ли искусства или потребления).

Таким образом, сегодня не обойтись без развернутой "индустрии сознания", нацеленной на унификацию духовной жизни, стандартизацию интеллектуальных реакций в рамках усложнившейся в современном обществе социальной культуры.

Если массовую культуру нередко интерпретируют как выражение духовного рабства, то элитарная культура представляется сферой духовной свободы. Элитарная культура как способ жизнедеятельности, характерный для привилегированных слоев общества, существует в "штучных", единичных образцах (будь то мода "от кутюр" или художественные шедевры). Она стремится сохранить замкнутость, для чего вырабатывает (пользуется) особым языком и специальными правилами поведения своих членов. Однако в современном мире границы между элитарной и массовой культурой становятся все менее четко выраженными; возникла тенденция к их взаимооборачиваемости. Если шедевры искусства, научная информация и т.д. становятся доступными при посредстве массовых коммуникаций в отдаленных уголках земного шара, то представители элиты все чаще "нарушают" "заповеди" своей "касты" и предпочитают не отличаться по образу жизни от всего общества.

И массовая, и элитарная культура - закономерное явление любого общества, они взаимосвязаны между собой и составляют единый процесс функционирования культуры.

Культура поведения.

К традиционным формам культуры - материальной и духовной специалисты все чаще и настойчивей присовокупляют третью - культуру поведения.

Связанная с регулятивной функцией в обществе эта культура предстает как система принципов" норм и общих требований к поведению человека на работе и вне ее /в семейно-бытовой обстановке/, к межличностным отношениям граждан, равно как к их межклассовым, межстатусным, межнациональным и межконфессиональ­ным взаимодействиям.

Устоявшиеся социальные нормы воспринимаются в обществе как образцы правильного поведения, и игнорирование или отступление от этих норм свидетельствует о недостатках общей культуры индивида (или группы людей).

Замечено, что поведение поддается наибольшей регуляции на уровне общепринятых норм морали или действующего права. Значительно слабее - на уровне традиций, обычаев, обрядов. И уже особенно заметны "пробелы" в нормах поведения, которые принято называть "правилами хорошего тона".

Было бы ошибочным полагать, будто знание хороших манер является исключительно достоянием и статусным признаком небольших, элитных групп населения.

Повседневная практика убеждает в том, что овладение элементами поведенческой культуры одинаково актуально для депутата Государственной Думы и для руководителя "силовых структур", для представителя "деловых кругов" и для кинозвезды, для маститого ученого - академика и для простого студента, рабочего, служащего, фермера, продавца, водителя и т.д.

Думается, для современной молодежи весьма полезным окажется приобретение и пополнение багажа знаний и умений в области межличностного общения и культуры повеления по следующим трем параметрах:

1. Культура выступления (спора, обсуждения, дискуссии)

а) ясное, доходчивое изложение своей позиции, точки зрения;

б) убедительность, доказательность (на примерах, фактах) высказываний;

в) терпимое, уважительное отношение к своему оппоненту (противнику, конкуренту и т.д.);

г) корректная форма критики противоположной позиции: задавайте вопросы ее автору.

2. Культура коммуникации

а) владение психологическими навыками контактирования - невербальными средствами (способность "читать человека" по его жестам, позам, мимике, контакту глаз) и. средствами паралингвистики;

б) знание типов собеседника - сенсорных (визуальных, аудиальных, кинестетических) и основанных на типах темперамента и уровне эмпатии;

в) готовность адекватно реагировать и достойно держать себя в случае чрезвычайной, нестандартной ситуации и способность нахождения оптимального, компромиссного варианта разрешения конфликта или снятия такой ситуации.

3. Этикет

а) учтивое поведение (правила приветствия, обращения, поздравления, а также формы выражения благодарности, участия, соболезнования: жанр письма, деловой телефон, работа с визитными карточками и т.д.);

б) соответствие внешнего облика роду деятельности - имидж;

в) правильная речь (этимологические нормы, профессиональная лексика, произношение и т.д.);

г) культура застолья (виды приемов и поведение на них, сервировка стола, поведение за столом, тосты).

Как произвести хорошее впечатление? (советы профессионалов)

1. Действуйте естественно, будьте самим собой. Исключите из манеры общения жеманство и вычурность, кокетство и примитивное заигрывание с собеседником.

2. Демонстрируйте ваше лучшее "Я" - в знаниях, навыках, талантах и достигнутых вами результатах. Самореклама в разумных пределах может оказаться достаточно эффективной и очень кстати.

3. Будьте хорошим слушателем, проявите внимание к собеседнику: усваивайте ход мыслей, манеру рассуждений и реакцию вашего партнера.

4. Выражайте искреннее одобрение. Похвала или комплимент способствуют достижению понимания и возникновению взаимной симпатии.

5. Будьте благодарны за предоставленную вам помощь или оказанную услугу. Вовремя оцененная и не забытая вами поддержка, признательность за доброе участие в вашей судьбе явится для кого-то лучшим свидетельством того, что приложенные им усилия были потрачены на человека, заслуживающего такого внимания.

6. Если вы не правы, признайте это быстро и решительно.

ЛИТЕРАТУРА

1. Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994.

2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993,

3. Библер B.C. От наукоучения - к логике культуры. М., 1991.

4. Бурдье Н. Начала. М., 1994.

5. Вебер М. Избр. произведения. М., 1990.

6. Критика современной буржуазной теоретической социологии. М., 1977.

7. Культурология. XX век. Антология. М., 1995.

8. Лотман D.M. Культура и взрыв. М., 1992.

9. Маклюэн М. Осмысляя средства коммуникации.../ Искусство кино. 1994, № 2.

10. Маркузе Г. "Феноменология духа" // Общественные науки и современность. 1992. №2-3.

11. Монсон П. Лодка на аллеях парка. М., 1995.

12. Одиссей. Человек в истории. Исследования по социальной истории и истории культуры. М., 1989.

13. Одиссей. Человек в истории. Культурно-антрологическая история сегодня. М., 1991.

14. Померанц Г. Диалог культурных миров // Общественные науки и современность. № 5, 1994.

15. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 2. М., 1992.

16. Смелзер Н. Социология. М., 1994.

17. Современная западная социология: Словарь. М., 1990.

18. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

19. Социология контркультуры. М., 1990.

20. Философия и культура. М., 1987.

21. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.

22. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.

23. Шпенглер 0. Закат Европы. T.I. M., 1993.

24. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

25. Бергер П. Общество как драма // Человек, 1995. № 4.

26. Ионин Л. Г. Культура и социальная структура // СОЦИС, 1996. №2-3.

27. Ионин Л. Г. Социология культуры. М., 1996.

28. Гуревич И.О. Философия культуры. М., 1995.

29. Ядов В.А. Россия в мировом пространстве//СОЦИС. 1996. №3.

30. Зиммель Г. Избранное. T.I. M.,1996.

31. Очерки по истории теоретической социологии XX столетия. М., 1994.

32. Россия и Запад: взаимодействия культур // Вопросы философии. 1992. № 6.

33. Циганков А.П. Вызов капитализма (П. Бергер о социальных ориентирах современного общества) // Вопросы философии. 1993. №12.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 520; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.205 (0.028 с.)