Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Семья как элемент социополовой стратификацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Отношения собственности, власти и престижа имеют не только вертикальный (классовый, по Марксу), но и горизонтальный характер. В каждом социальном слое и массе вектор власти, собственности и престижа, посредством сложившихся в обществе социальных институтов и культурных норм, направлен от мужчины, как их субъекта, к женщине, как к их объекту. Каждый человек, включается в эту систему в соответствии со своим полом и почти независимо от личностных предпочтений. Ценностно-нормативные структуры мультиплицируют (тиражируют и воспроизводят) эту ситуацию. Социополовая стратификация общества порождает социально-экономический антагонизм, эмоциональную пропасть между полами. Феминистическая социология связывает возможность преодоления этого противоречия с либерализацией господствующей в обществе мужской (маскулинистской) идеологии и пережитков патриархального принципа организации как основы дискриминации не только женщин, но и мужчин, а так же общества в целом. Социокультурные различия женского (феминного) и мужского (маскулинного), нормы разнополости, и вытекающее из характера зависимости одного пола от другого, неравенство ролевого поведения воспроизводится в семье двояко. Во-первых, в процессе первичной социализации, а, во-вторых, в процессе структурирования самой семьи и при распределении ролей между супругами, а так же родителями и детьми. Таким образом, семья как агент первичной социализации выступает источником исходной полоролевой идентификации подрастающего поколения, именно здесь у детей формируются стереотипы своих половых ролей, т.е. набор приписанных полу характеристик в соответствии с господствующим в данной культуре представлениями о нем. По сути уже в семье начинается дискриминация ребенка по признаку пола, так как он приспосабливается для принятия системы разделения общества на мужчин и женщин в соответствии с ролями и властью. Этот процесс иногда называют "социальным кодированием пола" (Х.Тайз). Половая ассиметрия, закрепленная в нормах и ценностях культуры, как в зеркале отражается в принципах организации и ролевой специализации семьи. Время показало, что представление о поле обладают культурно-исторической подвижностью. Но очевидно то, что до тех пор, пока мужское поведение и мужские потребности (экономические, духовные, эмоциональные, сексуальные и пр.) будут считаться культурным стандартом, отличие женского от мужского будет рассматриваться как свидетельство неполноценности (биологической, интеллектуальной и пр.) и низкого социального статуса женщин, Закрепленное в социополовой стратификации неравенство полов имеет сквозной характер (например, сегрегация рынка труда) и большое значение для эволюции общества в целом. Феминистскую социологию часто критикуют за излишний радикализм, с чем нельзя не согласиться, но значительно чаще искажают саму суть феминистского движения: феминизм борется не против мужчин, а за них, за их человеческое достоинство, которое не может сочетаться с унижением человеческого достоинства лица противоположного пола (например, сексуальное насилие, тирания, применение физической силы как средства решения конфликта в семье и т.д.). Э.Гидденс приводит весьма показательные примеры взаимоотношения полов как проблемные: недовольство мужчин нежеланием женщин "быть женами" на фоне их общей удовлетворенности возросшей сексуальной доступностью женщин; не вполне осознаваемое мужчинами содержание декларируемого ими принципа сексуального равенства полов и его социальных последствий в отношении, например, воспитания детей; молодые девушки не стремятся к получению сексуальной свободы, которая у них и так есть, но решают, как ею распорядиться в мире до сих пор отмеченном печатью патриархальности. Деформации половой идентификации многообразны, весь вопрос в том, какими реальными путями общество, с одной стороны, и сама семья, с другой, будут их преодолевать на пути становления семьи нового типа - партнерской, с присущим ей равенством (а не тождеством полов). ЛИТЕРАТУРА 1. Смелзер Н. Социология. М., 1994. 2. Ахс Г. Мы кошки и собаки/РЖ. Социальные и гуманитарные науки. Серия II. - Социология. М.,1995. N 2. 3. Женщины. Духовные ценности. Мир. Нижний Новгород. 1997. 4. Силласте Г. Гендерные исследования: размышления участника международного семинара/СОЦИС. 1992, №6. 5. Гидденс Э.Пол, патриархат и развитие капитализма / СОЦИС. 1992. № 7. Глава 7 СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ Основные вопросы темы. 1. Мода - типичный пример социальных изменений. 2. Комплексный характер социальных изменений. 3. Традиционное и современное общество (изменение типов общества). 4. Модернизация общества. 5. "Информационное'' общество и глобальные проблемы человечества.
1. Мода - типичный пример социальных изменений. Бурная отечественная история и не менее бурная современность дают много поводов для сравнений типа "прежде и теперь". Каждый из нас буквально захвачен водоворотом социальных изменений, и что только усложняет понимание их сути. Обратимся поэтому к такому мирному и уж точно меняющемуся явлению, как мода. Мода - это смена фасонов одежины? Не только. Одежда, жаргон, жесты, обладание вещами и весь стиль поведения - это только внешнее выражение моды. Содержание ее - преобладающие в данный момент в данной культуре или субкультуре настроения, вкусы, увлечения. Но что должно произойти, чтобы вкусы менялись? Чтобы возникла целая индустрия, воплощающая и формирующая эти вкусы? Конечно, все новшества кто-то изобретает. Изобретает, решая какую-то практическую задачу. И если изобретение удачно, включаются механизмы заимствования и подражания. Вспомним, что первые джинсы в СССР были совсем не тем, чем джинсы являются сейчас. Это было труднодоступно, идеологически неодобряемо как "влияние "Запада", "неофициально", романтично, дорого и престижно. Это был знак для "своих", т.е. ограничение круга избранных. Человек в джинсах и свитере в 70-е годы - это, скорее всего не "партаппаратчик", а молодой представитель артистической или интеллектуальной среды. Но времена менялись, исчезали идеологические и торговые преграды на пути джинсового товара, росли и спрос, и предложение. И вот уже множество людей в нашей стране заняты транспортировкой, производством, торговлей этим теперь уже массовым товаром. Если вначале мода на то или иное явление персонифицирует своего носителя, то затем - унифицирует, лишает своеобразия и "непохожести". Это собственно и означает угасание моды. Новшество становится обыденностью, в предметах на первый план выходит исходная утилитарная функция, - в истории с джинсами это функция удобной повседневной одежды. Но что вообще должно произойти, чтобы люди выбирали предметы потребления и стиль жизни? Должен быть достигнут определенный уровень благосостояния и определенное изобилие предлагаемых товаров. Но еще нужно, чтобы состоялась сама ситуация выбора, чтобы индивид строил свое поведение исходя из, своих вкусов, уровня доходов и собственной ориентации на те или иные ценности, а не был бы связан традицией или сословными предписаниями относительно типа одежды и жилища, а тем более образа жизни. Так на Руси XVI века происхождение и знатность человека можно было узнать по высоте шапки. Высокие шапки означали знатность рода и сана. При общей однотипности одежды; самому зажиточному горожанину не пришло бы в голову надеть высокой боярской шапки. Вероятно, отсюда и возникла пословица: по Сеньке и шапка. Таким образом, для существования массовой моды как специфического регулятора поведения людей, в конечном счете, должен был совершиться переход от "традиционного" общества к "современному". Историю моды вы можете дополнить многими другими эпизодами. В данном случае мода была упомянута как своеобразный показатель и микромодель социальных изменений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 483; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.178.145 (0.007 с.) |