ТОП 10:

История общественных систем: основные фазы развития.



Природа, культура, экономика и власть - это непосредственные участники исторического процесса. Все драмы и комедии в человеческой истории завязывались вокруг этих четырех переменных. Изменения природной среды - наводнения, засухи, катастрофы являются причинами социальных перемен (из-за голода, лишений, эпидемий). Борьба за власть сопровождает общественную историю постоянно. И если на сцене находится одна элита, то за кулисами готовит переворот другая элита, у которой есть все, чтобы быть у кормила власти, но нет власти (об этом свидетельствуют исследования В.Парето). Многие изменения в экономическом чреве общества оказываются определяющими в становлении и развитии новых социальных структур. Важную роль здесь играют совершенствование разделения труда (например, переход от мануфактуры к фабричному производству), технические инновации (ткацкий станок в Старом Свете и в Китае), революционные сдвиги в спросе и так далее. Наконец, наиболее ощутимые социальные потрясения происходят тогда, когда уходят идеалы и ценности старой культуры (идеология, мораль, правовые нормы, стереотипы жизни) и зарождаются новые ценности, не сводимые исключительно к хлебу насущному (переход от язычества к христианству, от капитализма к социализму, от индустриального общества к постмодернистской культуре).

Трудно сказать, какая из четырех переменных является определяющей. Здесь лучше говорить о смене лидера и гонке с преследованиями. Между тем большинство социологических теорий преимущественное внимание уделяет экономическим факторам социальных изменений.

Среди экономических доктрин следует отметить теории К. Маркса, Г. и Дж.Ленски, Ф.Тенниса, Д.Белла. В марксистской социологии основное внимание уделяется ведущей роли отношений собственности. Тип собственности задается способом производства материальных благ: каков способ производства - такова и собственность. Общественно-экономические формации предстают как основные фазы исторического развития общества. Ядром формаций выступают отношения собственности. В самом общем плане здесь можно выделить 5 формаций: первобытнообщинную (общая собственность на средства производства); рабовладельческую; феодальную; капиталистическую и коммунистическую. В рамках коммунистической формации должен произойти переход от господства частной собственности к безраздельному царству общей собственности. Недостаток формационной схемы состоит в ее линейном характере, в то время как реальная история имеет разветвленный алгоритм развития. По поводу утопизма коммунистической идеи высказано в последнее время немало слов, хотя, надо признать, что призрак коммунизма как ходил по Европе в прошлом веке, так и продолжает блуждать на исходе второго тысячелетия.

Более простая схема исторического развития общества представлена Г.Ленски и Дж.Ленски. Они рассматривают 4 типа общества:

1) общества, живущие охотой и собирательством:

2) садоводческие общества (характеризовали страны Ближнего Востока);

3) аграрные общества:

4) промышленные общества.

Такое разбиение типов обществ основано на выявлении главного вида деятельности. Вместе с тем схема страдает примитивизмом, поскольку степень идеализации здесь слишком высока: садоводческие общества имели достаточно развитое промышленное тело и разветвленную сеть городов. С другой стороны, на данной конструкции лежит та же печать однолинейности.

Ф. Теннис в прошлом веке предложил весьма интересную интерпретацию хода истории, основываясь на экономическом строении самого общества. Поначалу существуют общества, сердцевиной которых являются сельские (а еще раньше кочевые) общины (тип "Gemeischaft").

Другой тип обществ основан на городских промышленных союзах людей (тип "Gesellschaft"). Немецкий социолог подробно описывает каждый тип, рассматривая не только экономические, но и культурные детали. Впрочем, и эта схема неполна. Здесь по существу два типа обществ - традиционное и прогрессистское. Но наряду с ними существуют общества, не ориентированные ни на традиции, ни на прогресс (например, Древний Рим).

Д.Белл - современный американский социолог - автор теории технологического детерминизма. В основе общественных преобразований лежат различные технологии и характер труда. "Если мы берем труд в качестве принципа градации в характере социальных отношений, мы можем говорить о доиндустриальном, индустриальном и постиндустриальном труде" (7,40). Жизнь в доиндустриальном обществе (а она до сих пор господствует в большинстве стран мира) - это игра с природой. Рабочая сила прилагается к добывающим отраслям - сельскому хозяйству, горнодобывающей промышленности, лесоводству, звероводству, рыболовству и т.п. Индустриальное общество - это производитель товаров (вещей как товаров, то есть специально предназначенных для продажи). Здесь господствует машина, поскольку товары должны быть многочисленными, серийными. Постиндустриальное общество концентрирует внимание на услугах - человеческих, профессиональных, технических. Не отношения людей к вещам как орудиям тела или как к собственности, а взаимоотношения между людьми становятся на стадии постиндустриализма самыми важными. Тоталитарная организация доиндустриального общества, бюрократия индустриализма сменяются коммуниальный постиндустриальным обществом. В этой схеме, тоже линейной, присутствуют черты утопизма. Опасность тоталитаризма существует на всех уровнях человеческой организации и, возможно, на постиндустриальной стадии она наиболее ощутима. С другой стороны, даже воюя против природы (доиндустриальное общество), люди никогда не забывали о себе и по возможности причиняли себе страдания, боль и разрушения.

Если не считать натуралистических концепций, где природа внешняя или внутренняя определяет ход человеческой истории (теории Мальтуса, Бокля, Лоренца, Фрейда), то вторая по массовидности группа теорий может быть объединена одним названием - цивилизационный (культурно-исторический) подход. Этот подход в известной мере противоположен всем жестко линейным экономическим схемам. Цивилизационный подход, развитый усилиями Н. Данилевского, А.Тойнби, О.Шпенглера, П.Сорокина и многих других, обращает основное внимание, на дискретный характер хода истории. Едва ли в истории существуют всеобщие законы (что предлагается в формационном подходе), едва ли вообще существует всемирная история как некое связное целое. Цивилизации являются замкнутыми, изолированными. История есть смена цивилизаций, слабо связанных между собой. Главный источник изменений общества - культура. Римская империя пала не потому, что плохо действовал римский водопровод и другие экономические или технологические факторы. Римская империя, основанная на идеалах язычества, пала под ударами христианства. Культура - это дух цивилизации (сколько культур, столько и цивилизаций). В бульоне культуры варится буквально все: и экономика, и политика, и право, и технологии. А.Тойнби выделял 21 замкнутую цивилизацию в истории человечества. Каждая цивилизация проходит 5 стадий: 1) возникновение; 2) рост; 3) надлом; 4) упадок; 5) разложение и гибель.

Первые стадии обеспечиваются энергией жизненного порыва. Начиная с надлома, происходит истощение жизненных сил культуры (ценности культуры, вокруг которых объединялись многочисленные группы, теряют свое очарование и наступает период переоценки ценностей, который, впрочем, не может уберечь цивилизацию от естественной смерти). Возникновение цивилизации связано с законом "вызова" и "ответа". Допустим, некое сообщество людей попало в полосу неудач. Поражение за поражением, тепло и сытость сменяются голодом, холодом, гонениями, пленением, тревогами и т.п. Словно заблудившиеся в лесу, люди начинают лихорадочно искать выход из критической ситуации. Как правило, находится человек (Данко, Христос, Гаутама, Мухамед, Мартин Лютер), который нашел решение и увидел, как выйти из кризиса. Это мессия, избавитель, спаситель. На него начинают ориентироваться, его ответ на вызов принимается всерьез. Новая система ценностей формируется таким образом, чтобы научить людей избегать подобных кризисов. Однако, история на самом деле неповторима. Потому и новая цивилизация, не совершая старых ошибок, совершает новые - не менее трагичные, чем старые. И этот путь, устланный ошибками и пробами, приводит к гибели цивилизации и новому вызову со стороны сложившейся неприглядной ситуации.

Если ограничиться научной литературой, то указанные три подхода исчерпывают поле детерминант исторического процесса в глобальном масштабе (масштаб всемирной истории). Экономический (и вместе с ним, технико-технологический, социотехнический, формационный) подход указывает на прогресс в истории человечества. Здесь есть более или менее удачные попытки уловить порядок и правильность в социальных изменениях. Если есть фаза А, то за ней при прочих условиях последуют фазы В и С. Натуралистические подходы рассматривают общество как окруженное природой природное же образование. А раз так, то эволюционные законы (Дарвина, Спенсера и др.) вполне приложимы к социальным изменениям: общество рождается как организм, - растет, размножается и умирает. Наконец, цивилизационный (культурологический) подход указывает на отсутствие порядка в истории (т.е. законов общесоциологических), отрицает доминирование прогресса и склоняется к тому, что история движется туда, куда может. Правда, в зависимости от решения проблем выхода из кризиса путем переоценки существующей шкалы ценностей.

В качестве рабочей схемы, удобной для использования в курсе теоретической социологии, можно предложить следующую классификацию типов общества:

1) традиционное общество (ориентируется на традиционные ценности культуры: чаще всего, это ценности патриархального уклада жизни):

2) прогрессистское общество или общество эпохи модерна (ориентация на экономический и культурный рост особенно характерный для стадии капитализма в Европе);

3) общество усиливающегося глобального хаоса или общество эпохи постмодернизма (здесь образуется полуполярная система культурных ценностей и предпочтений, причем, все полюса культурного многоцветья оказываются в равном положении: именно здесь история движется повсюду и именно здесь реализуются все потенциальные негативные и позитивные возможности общества). В этой схеме присутствует стержневая идея о том, что культура (культурные ценности) - это та звезда, вокруг которой вращаются индивиды, составляющие материю общества.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество М.,1992

2. Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994.

3. Лойфман И. Я Культура как плодотворное существование Духовность и культура. Екатеринбург. 1994.

4. Dahrendorf R. Class and class conflict in industrial society. Stanford. Calif. 1959.

5. Смелзер Н. Социология. М., 1994.

6 Очерки социальной философии: Учебное пособие для вузов. М, 1994.

7 Социальная философия: Хрестоматия, ч.2. М., 1994.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.48.142 (0.006 с.)