Комплексный характер социальных изменений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комплексный характер социальных изменений.



Термин "социальные изменения" обычно применяется для описания развития социальных систем как в масштабах одной страны, так и в масштабах всего человечества. Наличие массовой моды - свидетельство "современности" общества. И в то же время мода - социокультурное явление, изменения которого демонстрируют основные признаки социальных изменений в целом. Это возможно потому, что общество - это иерархическая система, состоящая из многих подсистем, как бы встроенных друг в друга. Жизнь индивида, семьи, группы вплетена в жизнь общества как целого, и. так или иначе, связана с его трансформациями. Каждое значительное социокультурное явление несет в себе качества социальной системы как целого. Социальные изменения также имеют иерархический характер. Так, в связи с нашим примером, изменение регуляторов индивидуального и массового поведения связано с изменением типа общества.

Социальные изменения всегда есть результат деятельности людей, связаны с их потребностями, их культурой, подразумевают участие в развитии или сознательное уклонение от каких-то явлений. Так, мода связана со стремлением человека к самовыражению и подражанию, одинаково важными человеческими потребностями. В связи с этим предметы моды приобретают помимо утилитарного, прямого назна­чения и важные знаковые функции; объединять "своих" и отъединять "чутких". Но социальные изменения связаны с созданием и действием социальных институтов, упорядочивающих деятельность людей, В нашем примере это сеть производства и торговли, идеологическое осуждение или рекламное поощрение. Социальные изменения неотделимы также от личностного развития человека, реализующегося, и том числе и как выбор объекта подражания или стремление быть неповторимым.

Социальные изменения носят комплексный, системный характер. Одежда не изменяется без новой техники ее изготовления, так же как и без новых вкусов, производство не развивается без потребления. Социальные изменения имеют циклический характер. В нашем примере это возникновение моды, ее распространение, спад и распространение новой. Однако циклы наблюдаются и в экономике. Циклично существование индивида; возникают, достигают зрелости, и, возможно, погибают и фирмы, и цивилизации... При этом цикличность возникает за счет того, что в развитии любых систем, в том числе и социальных, наблюдаются не только стремление к устойчивости, неизменности, самосохранению, но и стремление к разнообразию, изменчивости.

Социальные изменения сочетают характеристики стадиальности и неравномерности. Мода сменяет обычай как основной регулятор поведения. Обычай не вытесняется полностью. Часть людей консервативна в отношении своего образа жизни и не подвержена влиянию моды и т.п.

Теперь попробуем использовать тот фрагмент нашей модели, который был связан с торговлей, с образованием и функционированием рынка. На рынке взаимодействие продавца и покупателя, производителя и потребителя регулируется законом равновесия спроса и предложения. Спонтанный, самопроизвольный порядок устанавливается на рынке независимо от воли и желания отдельных индивидов. И хотя каждый человек сознательно руководствуется своими интересами, в процессе обмена происходит координация индивидуальных "систем отсчета" и устанавливается никем не предусмотренная относительно устойчивая структура. Но уже в нашем примере видно, что и реклама, и идеологическое давление, и таможенная и налоговая политика, являются не стихийными, а вполне планомерными дополнениями рыночных отношений. На уровне такой подсистемы общества, как экономика, рыночный механизм, так или иначе, дополняется государственным макро­регулированием. И все это проявления общего характера социальных изменений. В них действуют наделенные сознанием люди, и самоорганизация дополняется управлением.

Самоорганизация, может быть представлена как эволюционный процесс, путь постоянных проб и ошибок, путь отбора жизнеспособных форм общественной жизни. Однако особенность социальных систем - способность к наследованию накопленных знаний и навыков. Это социокультурное наследование обеспечивают социальные институты. Они (будь то государство, церковь или образование) являются подлинными результатами самоорганизации. Но сразу же начинают играть в ней активную роль, не только ускоряя этот процесс, но и придавая ему определенную направленность. Таким образом, сознание как целеполагание реализуется не только в масштабе индивидуальных действий, но и в масштабе общества - когда стоит вопрос о согласовании действий различных его подсистем или о поддержании тех же условий самоорганизации. В этом случае речь идет об управлении, т.е. о сознательном, целеналравленном воздействии на систему, которое связано с распределением функций и координацией усилий и ориентируется на определенный результат.

Теперь рассмотрим подробнее упомянутый выше переход от "традиционного" общества к "современному", т.е. рассмотрим социальные изменения как смену типов обществ.

3. Традиционное и современное общество (изменение типов общества)

Процесс экономических, социальных, политических и духовных изменений, связанных со становлением "современного" общества, называют модернизацией. Чтобы продемонстрировать глубину таких изменений, сопоставим некоторые характеристики типов обществ.

Эти изменения ведут к изменению типа социальных связей. Традиционное общество, или "община" это мир эмоциональных привязанностей, душевной склонности. Это отношения родства, соседства и дружбы, каждое из которых основано на сознании близости, следовании традиции и личной зависимости. В противоположность этому, отношение современности или собственно "общества" основаны на личной независимости и эквивалентном обмене вещами, на вещной зависимости. Они характеризуются противоположно направленными интересами участников. Условие их осуществления - полезность участников друг для друга. Их отличительная черта - рациональность. В самом общем виде иллюстрацию различий этих типов отношений можно получить, если сравнить отношения отца и сына с отношениями рабочего и директора предприятия. Традиционное общество Современное общество
Преимущественно аграрное, неразвитое разделение труда, низкая производительность Преимущественно индустриальное: использование технологий, основанных на применении научного знания: высокий уровень разделения труда: высокая производительность: развитие рынков товаров, денег и труда.
Штучное ручное производство Массовое промышленное стандартизированное производство
Кастовая или сословная система стратификации, низкая социальная мобильность Система классов, слоев, групп, высокая социальная мобильность.
Система локального господства прямой личный контроль Централизованное господство и косвенный бюрократический контроль
Нормы обычаев и традиций Формальное право
Низкий уровень грамотности: религиозная догматика Повышение уровни грамотности: отделение церкви от государства Развитие средств массовой информации: доминирование науки и идеологии прогресса

 

Нетрудно заметить, что предшествующий тип отношений не может исчезнуть полностью. Однако, если проявления родства уместны в межличностных отношениях близких людей, то они вряд ли уместны как проявление "семейственности'" при распределении, например, административных должностей.

Переход к современному обществу можно охарактеризовать и как преодоление замкнутости отдельных стран и культур, как становление общества во всемирном масштабе. Однако и в этом обществе воспроизводится противостояние периферии и центра, противостояние и конкуренция регионов. Повсеместное распространение рациональных отношений обмена как способа коммуникации не исключает и таких форм коммуникации, как война, колониализм, вооруженное устрашение. Модернизацию иногда характеризуют как процессы непрерывного стихийного, спонтанного совершенствования технологического фундамента общества и связанных с ним изменений общественных структур и жизненных стандартов. Но, как и любой социальный процесс, модернизация - "дело" определенных социальных субъектов, движимых собственными интересами. Начальные этапы модернизации практически всегда сопровождались острыми социальными конфликтами, политическими революциями, колониальными войнами.

Часто модернизацию связывают только с ее западным вариантом. Подразумевается, что это непременное утверждение либерализма и связанных с ним эгалитаризма (а не аристократизма или корпоративизма), индивидуализма (а не коллективизма) и демократии как принципов организации общественной жизни. Но обратимся к одному из ярких примеров модернизации, который дает история Японии. Япония оказалась во "втором эшелоне" модернизации, и это проявление неравномерности социальных изменений в глобальном масштабе. К середине XIX века, столкнувшись с угрозой Запада, правящая элита Японии начала сознательный поиск путей модернизации. При этом, чтобы избежать чреватого социальным конфликтом резкого разрушения прежних социальных структур, сознательно прилагались усилия слияния традиционного и современного. Видимо, здесь соединились политическая дальнозоркость и свойственная японскому мышлению тяга к гармонии. Японская модернизация была связана с действием сильного государства. Индустриализация в Японии планировалась и до сих пор планируется правительством. Идеологическая особенность японской модернизации - идея укрепления особой японской общности, идея преданности государству и утверждение культа императора. Но коллективистские цели в идеологии комбинировались с индивидуалистическим желанием преуспеть. Это помогло ускорить темпы изменений в обществе и в то же время включить индивидуальные усилия в структуру национальных целей. Япония модернизировалась экономически, сохранив в то же время многие черты своей доиндустриальной культуры. Высокие технологии и ныне соседствуют с элементами патриархальных отношений и сильным группоцентризмом ("фирма - одна семья"). В обществе сохраняется также сильная половозрастная диф­ференциация и неравенство.

Японские авторы успех модернизации в своей стране связывают с накоплением мощного потенциала энергии народа и его готовностью к восприятию нового, чтобы отстоять независимость; с сознательным отбором нововведений; с отсутствием косности в национальном характере. Они подчеркивают, что японская культура - в фактах современной жизни, а традиционность Японии - в постоянной готовности к переменам.

Когда уникальный опыт Японии сопоставляется с опытом других стран, то оказывается, что подтверждает он общие правила: во-первых, чтобы сохранить свое существование, общество должно быть готово и способно к постоянным изменениям;

во-вторых, успех преобразований связан с учетом и использованием местной специфики; и. в-третьих, модернизация столь же результат самоорганизации, сколь и управления.

Современное общество не остановилось в своем развитии. В различных сферах его жизни с 60-х годов нашего века фиксируется фрагментарный переход к некоему новому типу общества. Для сферы экономики этот переход обозначен как переход от "индустриального" к "постиндустриальному", "информационному" обществу. В нем главным фактором производства, шире - главным источником власти, становится информация, а главным видом труда - умственный. Отмечается также переход от массового стандартизированного производства, удовлетворившего основные потребности человека, к производству индивидуализированных товаров и услуг. Но при этом выясняется, что высокий уровень благосостояния имеет лишь 20% населения в глобальном и локальном масштабах. Т.о. 20% становятся потребителями индивидуализированной продукции информатизированного производства, а для 80% сохраняется проблема удовлетворения базовых потребностей продуктами хотя бы индустриального производства,

Отмечается рост технического могущества человека, но рядом с ним и сохранение такой "константы" человеческой истории: первыми совершенствуются орудия убийства, война остается главным "заказчиком" новых технологий.

Рубеж возникновения нового типа общества отмечен открытием еще одной реальности: человеческий мир един и конечен в силу ограниченности его природных ресурсов. Так замыкается еще один цикл: в своей истории человек переходил от природной зависимости к "господству" над природой и вновь возвращается к зависимости от природы: от состояния среды обитания человека и источников энергии.

Общество - открытая система, его существование возможно в связи с постоянным обменом веществом, энергией и информацией с внешней средой. В самом широком смысле, внешней средой общества выступает природа. Взаимодействие с ней - условие жизни человека; Это взаимодействие выступает, прежде всего, как специфически человеческий вид активности - труд, производство. Но этот вид активности возможен лишь для общественного человека. Таким образом, для взаимодействия с природой необходимо социальное взаимодействие и его результаты орудия труда и воплощенные в них знания. Социальные изменения теперь можно охарактеризовать как изменения двух взаимосвязанных процессов: взаимодействия с природой и социального взаимодействия. Уже на ранних этапах человеческой истории людям пришлось столкнуться с задачами упорядочивания этих процессов. Само существование человеческого рода сохранилось потому, что люди научились ограничивать свою агрессивность, усиленную использованием орудий. Выжили те ветви древнейшего человека, которые научились ограничивать "право сильных" и сохранять жизнь ••умных'', тех, кто способен обеспечить накопление и воспроизводство знаний.

К более поздним временам, но также отстоящим от нас на многие тысячелетия, относится еще один кризис. Рост популяции человека и совершенствование его орудий привели к тому, что многие виды животных, объекты охоты, были истреблены. Людям грозила гибель от голода. Выходом, сохранившим жизнь человеческому роду и расширившим возможности человека, стал переход от охоты и собирательства, к земледелию и скотоводству, т.е. к производящему хозяйству. Подобные кризисы еще не раз возникали в истории человечества. Разрешались они как в результате осознанных действий, либо стихийного стечения обстоятельств, так и в результате гибели обществ. Современное состояние отмеченных выше процессов отражает проблематика глобальных проблем человечества: войны, голод, болезни, состояние окружающей среды... Прогнозы относительно развития этих проблем имеют две версии, пессимистическую и оптимистическую. Пессимистический вариант прогнозов дает картину глобальной катастрофы. Она возникает, если экстраполировать в будущее существующие тенденции роста народонаселения, потребления энергии, загрязнения окружающей среды...

Прогнозированный на конец семидесятых годов энергетический кризис состоялся, "ответом" было существенное снижение энергоемкости производства западных стран. На такой способности общества корректировать собственное развитие, строятся оптимистические версии прогнозов. Т.е. дело в том, успеет ли человечество мобилизо­вать и использовать свои интеллектуальные ресурсы, чтобы еще раз обуздать агрессивность и хищничество в. отношении природы и себя самого. Видимо, не случайно, что одним из первых в: числе т.н. "новых социальных движений", возникших в молодежной среде западных стран в 70-е годы, стало движение экологическое. Это движение было новым и по целям, и по способам действия. Оно противостояло как разрушению природы, так и иерархически организованным, "бюрократическим" партиям. Это была попытка творчества новых форм социального действия, противостоящих манипулированию человеком в рамках индустриального производства, отрицающего разделение труда и бюрократию, действия, в котором проявились бы творческая природа и ответственность человека. Может быть, это тоже "фрагмент" нового типа общества?

И здесь мы подходим к еще одной характеристике социальных изменений: их вариативности. В глобальных и локальных масштабах характер изменений определен только "веером" возможностей. Эти возможности сложились в ходе предшествующего развития общества. В этом смысле настоящее и будущее определено прошлым. Но какой из возможных вариантов осуществится, зависит от действий самого человека. т.е. от его умения действовать и общей ценностной ориентации этих действий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Основы социологии. Курс лекций. М., 1993.

2. Парсонс Т. Функциональная теория изменения // Американская социологическая мысль. М., 1994.

3. Буржуазная социология на исходе XX века. М„ 1996. гл.2.


Глава 8 Социология личности

Основные вопросы темы

1. Личность: социологический ракурс.

2. Социализация как функция общества.

3. Маргиналы.

4. Ресоциализация.

5. Ролевой набор, статус.

6. Р. Мертон: формы адаптации личности к обществу.

7. "Тюремный эксперимент" Филиппа Зимбардо.

8. Стандарты человека и социометрия личности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 588; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.88 (0.017 с.)