Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Истоки и основные черты философии К.Маркса. Взаимосвязь философских, экономических и социально-политических идей в учении марксизма.
Лучшие умы человечества всегда стремились понять историю общества. Они создавали философские системы, экономические теории, рисовали картины будущего общественного строя, в которых находила отражение вера в победу справедливости. Однако неразвитость тогдашних общественных отношений и недостаток научных знаний обусловили утопический характер этих взглядов. Предпосылки для возникновения философии марксизма созрели к середине XIX в., когда капитализм достиг сравнительно высокого уровня развития и довольно резко проявились его внутренние антагонистические противоречия. Рост капиталистического общества дал толчок развитию естествознания, которое накопило факты для создания совершенно новой научной картины мира. Развивались также философские и политические теории. Таким образом, передовая общественная мысль, удовлетворявшая требования практики, поставила к этому времени вопросы, на которые стремилось ответить марксистское учение. В центр своих исследований К. Маркс поставил не теоретическую, не духовно-мыслительную, а революционно-практическую деятельность людей. Диалектику мыслей он рассматривал как отражение изменения материальных условий жизни. «С помощью своего диалектического метода К. Маркс преодолел материализм XIX в. и развил поистине динамическую и целостную теорию, которая основывалась на деятельности человека...». Диалектический метод в противоположность метафизическому требовал рассматривать общество не как «механический агрегат индивидов», а как живой, находящийся в постоянном развитии социальный организм, с внутренне присущими ему объективными противоречиями и законами. История предстала как естественный, закономерный во всей своей разносторонности и противоречивости процесс. Это стало возможным благодаря двум важнейшим открытиям: материалистическому пониманию истории и теории прибавочной стоимости. В чем смысл первого из этих открытии? Маркс научно доказал, что люди должны в первую очередь трудиться, чтобы удовлетворять свои самые элементарные потребности — есть, пить, иметь одежду и жилище, и только при выполнении этого условия они будут способны заниматься политикой, наукой, искусством и т. д. Значит, материальное производство — это основа существования и развития человеческого общества. Обобщая опыт всей предшествующей истории, Маркс пришел к выводу, что не сознание людей определяет их бытие, а наоборот. Он обнаружил главную, определяющую зависимость в сложной системе связей и взаимодействия производительных сил, производственных и иных общественных отношений, политической и юридической надстройки, форм общественного сознания.
Разработав фундаментальное понятие общественно-экономической формации, он выяснил, что нарастание и углубление противоречий между производительными силами и производственными отношениями приводит к переходу общества путем социальной революции от одной ступени социального развития к другой, более высокой. На место утопической мечты Маркс поставил научное предвидение. Он не стремился догматически предугадать будущее, а хотел только при помощи критики старого найти новый мир. При этом коммунизм рассматривался Марксом не в качестве цели, которая удовлетворяла бы интересы одного класса, а в качестве способа эмансипации всего человечества. «Коммунизм, — писал Маркс, — есть необходимая форма и энергетический принцип ближайшего будущего, но как таковой коммунизм не есть цель человеческого развития, форма человеческого общества». Маркс и Энгельс понимали, что переход от капитализма к коммунизму — длительный, противоречивый и сложный исторический процесс, в ходе которого будут радикально меняться и материальные условия жизни общества, и общественные отношения, и сами люди. Они определили лишь наиболее существенные черты будущего общества и его высший принцип — всестороннее и свободное развитие каждого человека и всего общества. Появление философии марксизма означало скачок в развитии общественной мысли по пути уяснения сущности и смысла социального прогресса, форм и способов реализации исторического движения. История — постоянное изменение, движение, бесконечный процесс. И в зависимости от того, как он развивается, изменяются значение и смысл всего того, что осуществлялось в прошлом. История как процесс изменяет значение одних и тех же событий, эпизодов, динамического бытия людей. Поэтому и сам марксизм нельзя рассматривать вне времени.
Следует иметь в виду, что отдельные положения марксизма, которые в свое время назывались революционными, сегодня представляются общеизвестными. К ним можно отнести признание первоочередного значения экономических факторов, которые включают в себя производительные силы и их организацию; тесные связи, которые существуют между системой производства, экономическими и социальными отношениями и которые обусловливают их историческую относительность; органическое развитие способа производства и невозможность перескочить основные фазы экономического развития. Можно сказать, что по всем этим показателям вклад К. Маркса в социальную науку пропорционален вкладу Канта в философию. Его мысль представляет собой один из пластов — быть может, наиболее ценный. Однако она уже не может претендовать на исключительное и монопольное место. Одним словом, самоутверждение марксистской мысли сегодня должно строиться на новых, свободных от примесей социального утопизма и догматизма началах. Социализм — это не социализация, не пролетариат во главе власти и даже не материальное равноправие. Социализм по своей сущности — это прогрессивное осуществление идей свободы, социальной справедливости и социальной защиты людей, их жизни как высшей ценности. С именем В. И. Ленина связан особый этап в эволюции марксистских идей. Опираясь на учение, разработанное К. Марксом и Ф. Энгельсом, В. И. Ленин подчеркивал необходимость его дальнейшего развития: «Мы вовсе не смотрим на теорию Маркса как на нечто законченное и неприкосновенное; мы убеждены, напротив, что она положила только краеугольные камни той науки, которую социалисты должны двигать дальше во всех направлениях...». В творческом развитии марксизма он видел необходимое условие применения этого учения в решении новых проблем, которые выдвигаются общественной практикой. Отличительной чертой ленинского этапа в развитии марксизма является смещение исследовательского интереса из сферы традиционных вопросов философской онтологии в область социальной практики. Уже в одной из первых своих работ «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?» В. И. Ленин развил положения о решающей роли народных масс, классов в истории, рассматривал вопрос о социальной детерминации деятельности «видных» личностей. После поражения революции 1905 г. в годы реакции усилилось влияние идеалистических идей на массовое сознание, делались попытки ревизии марксизма. В этих условиях В. И. Ленин написал свою главную философскую работу «Материализм и эмпириокритицизм», в которой раскрыл идеалистическую сущность философии махизма, критиковал философские попытки ревизии марксизма. Тут же он, анализируя революцию в естествознании на рубеже XIX—XX вв., развил основные понятия материалистической философии (материя, сознание, истина, практика, свобода, необходимость и др.), разработал проблемы гносеологии, сформулировал принципы теории отражения. Большой интерес В. И. Ленин проявлял к истории развития диалектического метода и его отношению к социальной практике. В ленинских конспектах трудов Гегеля, Фейербаха, философов Древней Греции, объединенных под общим названием «Филе тетради», нашли развитие идеи материалистической диалектики как метода и как теории развития, ее основных категорий, принципов и законов.
Литература 1. Блинников Л. В. Великие философы: Учеб. слов.-справ. М., 1997. 2. Хрестоматия по философии. Ростов н/Д., 1997. С. 322—340. Контрольные вопросы и задания (практикум) 1. Какие социально-исторические и культурно-духовные предпосылки способствовали появлению такого самостоятельного философского учения, как диалектический материализм, составной частью которого было материалистическое понимание истории? Назовите наиболее характерные, отличительные черты и основные идеи этой философской концепции миропонимания. 2. Расскажите об истории эволюции философских взглядов К. Маркса (1818—1883) и Ф. Энгельса (1820—1895). Назовите совместно написанные ими философские произведения, в которых авторы подвергли критике собственные идеалистические и младогегельянские иллюзии о возможности преобразования действительности силами самой философии. Прокомментируйте тезис Маркса: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». 3. Какие новые понятия и термины были введены марксистской философией в арсенал философского и научного знания? Как следует понимать формулу: бытие людей есть реальный процесс их жизни, и поэтому сознание является не чем иным, как осознанным бытием? 4. Прокомментируйте следующие суждения, ставшие афористичными: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, общественное бытие определяет их сознание» (Маркс). «Все, что приводит людей в движение, должно пройти через их голову; но какой вид принимает оно в этой голове, в очень большой мере зависит от обстоятельств» (Энгельс). «…Обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства (Маркс, Энгельс). 5. Поясните суть философского обоснования Марксом и Энгельсом коммунизма. В чем гносеологическая (теоретическая) и практическая значимость следующей формулы Маркса: «Коммунизм есть необходимая форма и энергический принцип ближайшего будущего, но как таковой коммунизм не есть цель человеческого развития, форма человеческого общества», а есть только «способ эмансипации человечества». 6. Какова, по Марксу, схема отчуждения труда в историческом плане? Почему отчуждение труда порождает все другие формы отчуждения в обществе: политическое, правовое, экономическое, нравственное? Какие при этом должны использоваться средства и методы?
7. Объясните формулу: практика как «предметное бытие» является «раскрытой книгой человеческих сущностных сил, чувственно представшей перед нами человеческой психологией…» (Маркс). Что такое практика? Почему она исходна и первична по отношению к культуре, сознанию человека, ко всему духовному миру, а также предметна, исторична и носит общественный характер? 8. Раскройте смысл высказывания: труд есть специфически человеческая форма жизнедеятельности. В чем ее суть и как следует понимать следующие утверждения: «Бесконечное право субъекта состоит в том, что он находит самого себя умиротворенным в своей деятельности и в своем труде» (Гегель); «…Производственная жизнь и есть трудовая жизнь. Это есть жизнь, порождающая жизнь» (Маркс)? Что объединяет данные высказывания и что принципиально отличает понимание труда этими классиками философской мысли? 9. Прокомментируйте тезис: «В наши дни стало совершенно очевидным, что от характера труда и его разделения зависят структура общества и жизнь людей во всех ее разветвлениях. Это понимал уже Гегель, а Маркс и Энгельс разработали это положение в своей теории, имеющей эпохальное значение». 10. В чем, по мнению классиков марксистской философии, следует искать движущие и побудительные силы человеческого поведения? Какова сущность предметности наших потребностей, чувств, интересов, желаний, стремлений? 11. Раскройте смысл тезиса: история общества есть естественно-исторический процесс. Что такое историческая закономерность и что становится формой ее проявления? Имеют ли законы общественного развития объективный характер? Чем объяснить несовпадение целей и результатов человеческой деятельности? Какова диалектика необходимости и случайности в истории? Прокомментируйте высказывания Маркса: «Общество… не может ни перескочить через естественные фазы развития, ни отменить последние декретами». «Люди — и авторы, и актеры собственной драмы». 12. Проанализируйте концепцию человека, данную Марксом и Энгельсом. В чем сущность идеала универсально развитого человека? Как рассматривается классиками марксистской философии проблема личного и общественного, автономия необходимости и свободы? Объясните следующее суждение: «Лишь благодаря предметно развернутому богатству человеческого существа, развивается, а частью и впервые порождается богатство субъективной человеческой чувственности…». 13. Прокомментируйте суждение: «Основа философствования по-прежнему лежит в традиции, без штудирования Платона, Канта и других великих вам не сделать в нем ни шагу. Но сколько бы вы их ни штудировали, философия не станет для вас действующей в настоящем силой без Ницше, как, впрочем, и без Кьеркегора и Маркса». 14. Объясните тезис: учения Гегеля, Фейербаха, Маркса существенным образом связаны и в значительной степени повлияли на последующее развитие философской мысли Западной Европы. Какие проблемы и основные идеи этих философов, их решение способствовало возникновению иррационализма и экзистенциализма (Шопенгауэр и Кьеркегор), диалектического материализма (Маркс и Энгельс), плюралистического прагматизма (Джеймс и Дьюи), логического позитивизма (Рассел и Карнап), лингвистического анализа (Мур и Витгенштейн), психоаналитической философии (Фрейд, Фромм и Юнг), персоналистической концепции? Почему названные направления (более или менее ярко) отражают общий характер умонастроений в историческую эпоху XIX—XX вв.?
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.81.106 (0.019 с.) |