Активно-творческий характер сознания. Сознание и самосознание 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Активно-творческий характер сознания. Сознание и самосознание



Содержание связей сознания человека с функционированием мозга помогает найти научные подходы к раскрытию творческих функций сознательной деятельности. К творческим функциям сознания можно отнести: 1) ожидание; 2) выработка плана действий; 3) управление действиями, направленными на решение определенной задачи; 4) предвидение будущего (прогнозирование); 5) формирование гипотез, догадок, суждений; 6) способность человека к активно-преобразующей деятельности. Их исследование свидетельствует, что в психике человека рядом с сознанием существует неосознанное (подсознание). К первому виду относят все приспособительные реакции, которые имеют очень личное, индивидуальное назначение, в том числе оттенки эмоций и их внешнее проявлений, автоматизированные навыки.

К бессознательному виду деятельности мозга можно отнести творческое "озарение", интуицию, формирование совершенно новых, а. чаще парадоксальных задач, вопросов, гипотез, решений, точек зрения.

Вне языка мышление как способность оперировать знаниями, осмысливать их содержание (значение) не может ни формироваться, ни функционировать. Слово встает перед нами как общее, а вещь всегда единична. В материальной (знаковой) форме слов и их связи (предложениях, фразах, отдельных суждениях, понятиях) фиксируется, активизируется накопленный опыт взаимодействия с предметным миром, опыт человеческих средств отношений, осуществляется нахождение причинно-результативных и пространственно-временных взаимоотношений. Понятийное, абстрактное мышление отчуждается от реального существования вещей, "надстраивается" над чувственно-практическим опытом человека, организуя его. Иначе говоря, "...язык,- как отмечал Гегель, - делает людей способными постигать вещи как всеобщие, способными достигать сознания своей собственной всеобщности, способными высказывать свое "Я".

Особая роль в интеллектуальном механизме переработки информации, получении знаний принадлежит эмоциям и воле. Эмоции – это результат оценки самим же организмом своих отношении с окружающим. Они подчеркнуто субъективны, очень "предвзято" оценивают происходящее и доводят эту оценку до организма на языке переживаний и поэтому выполняют самые простые и жизненно важные функции, являясь своеобразным "предмышлением". Эмоции же не только активизируют мыслительные процессы, как осознанные, так и неосознанные. Они входят в их структуру и выполняют в некотором отношении эвристическую роль.

Непосредственным продолжением механизма эмоций выступают волевые процессы. Воля - это способ связи избирательно-ориентированной деятельности психики и практического поведения (действий, поступков) человека, индивида. Она есть важнейший составной элемент сознания.

Предметно-преобразующая деятельность людей в процессе социальной эволюции выработала способность человеческой психики создавать идеальные модели осуществляемого, осуществлять мысленный отход за границы непосредственно воспринимаемого. Интеллектуальным механизмом этого, является представление- создание разных типов модельных конструкций в самом сознании путем сложной аналитико-синтетической деятельности.

Важнейшей функцией сознания является оценка явлений действительности, в том числе и того, что осуществляется самим человеком (самооценка), представителями общественно-социальных групп и институтов власти, обществом в целом, результатов исторической жизни людей. Оценка является формой отношения человека к действительности, к тому, что происходит или возможно. Она относительно самостоятельна и автономна, поскольку предпосылкой, критерием оценки выступают сам субъект, его потребности, интересы, цели, нормы, идеалы. Оценочная функция сознания опирается на определенный уровень культуры субъекта, его способности отличать рационально-объективную оценку от оценок, которые даются сиюминутно, основываются на эмоциях, чувствах, склонностях, политической конъюнктуре, настроении и просто самочувствии индивида. Эта функция сознания зависит от воспитания и обучения, образования, уровня общей и профессиональной культуры.

Самосознание - неотъемлемая сторона сущности развитого человека. Оно присуще не только индивиду, но и обществу, классу, социальной группе, нации, когда они поднимаются до понимания своих общих интересов, формулируют свои ценности, нормативы поведения и их критерии, переживают, страдают, сражаются за достижение своих идеалов. Уровень самосознания неодинаков и различен в разные периоды становления и развития индивида и группы, класса и нации, общества и личности. Постоянно изменяются условия жизнедеятельности, обогащается опыт, совершенствуются знания и поэтому самосознание относительно. Иначе говоря, все познается и оценивается в сравнении, в сопоставлении одного с другим, и все имеет свою меру. Сознание и самосознание диалектически взаимодействуют. Знание окружающего мира и самого себя активно-действенные отношения к этому знанию как бы сливаются в единое целое, определяя целостность или мозаичность мировоззрения.

ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ

Человек, индивид, личность

1. "…Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений".

- Какие принципы исследования заключены в этом понимании человека?

- Кого имеет в виду К.Маркс: а) индивид, б) личность или в) человек как родовое понятие? Аргументируйте свой ответ.

2. "Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг другу".

- Объясните данное высказывание К. Маркса.

3. "Когда идет борьба за отечество или за идею, пусть в минуты, отдыха зоолог в своем кабинете исследует формы инфузорий; пусть скульптор в своей мастерской отделывает голову Афродиты. Но минута настала, когда они не как ученые, не как художники, но как люди нужны в рядах своих единомышленников; тогда они нравственные уроды, если не бросят микроскопа и резца, чтобы делом, жизнью служить отечеству или идее"

- Согласны ли вы с позицией автора?

- Не идет ли речь в приведенном высказывании о раздвоении личности?

4. "Мой сын не может заменить меня. Я сам не смог бы заменить себя. Я — порождение обстоятельств". (Наполеон).

- О каких обстоятельствах, по вашему мнению, идет речь?

- Может ли человек изменять обстоятельства своей жизни?

5. В современную эпоху на макроуровне социальной действительности наиболее устойчивой из известных исторических общностей является нация, а на социальном микроуровне - семья.

- Согласны ли вы с данным утверждением?

6. Считаете ли вы, что наследственный характер и наличие географического ареала (области) распространения являются необходимыми и достаточными условиями для того, чтобы какой-либо конкретный физический признак человека мог считаться расовым?

7. Если генетически племя предшествует народности, а народность нации, то конкретно-исторически во всемирном масштабе очень часто в рамках одного народа они существуют и взаимодействуют друг с другом.

- Проанализируйте это положение.

8. "В свое время Н. Бердяев одним из первых обратил внимание на специфику проблемы "человек- машина". Он указывал, что тотальная технизация жизни в нашу эпоху формирует бездуховный и антигуманный образ человека, разрушающего посредством машины свое единство с природой, деформирующего свою гуманистическую иерархию ценностей".

- Как, по мнению ряда философов возможно остановить этот процесс?

- Что означает понятие "человеческая революция"?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 625; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.94.150.98 (0.037 с.)