Проблема отношения человека и космоса в эллинистической философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема отношения человека и космоса в эллинистической философии



 

Крах попыток восстановить былую независимость полиса заставляет ее интеллектуальную элиту отказаться от активной общественной деятельности и начать проповедь о бесперспективности всех попыток изменить существующее положение вещей. Философов начинает волновать вопрос не о том что есть, как существует мир, а о том, как надо жить в мире, чтобы избежать опасностей, угрожающих на каждом шагу частному индивиду от централизованного бюрократического государства, являющегося наследником Восточных деспотий. Вследствие этого ослабевает сила теоретической мысли, философы отворачиваются от проблем общественной жизни, решить которые они не в состоянии. Ученые оставляют в стороне проблемы обоснования научного знания и начинают заниматься частными, узкопрактическими задачами. Главной проблемой философии становится проблема выживаемости частного человека в условиях тотального социального и политического подавления, проблема частной морали, частного поведения.

Так возникают наиболее популярные в Древней Греции философские учения скептицизма, эпикуреизма и стоицизма. Образование Римской империи, включившей в свой состав почти всю цивилизацию тогдашнего Запада и бывшие древневосточные деспотии, усугубило кризис античной цивилизации. Колоссальные социальные противоречия, проблематичность судьбы отдельного индивида, деспотия высшей власти и прогрессирующая бюрократия органов управления полностью отвращают интеллектуально мыслящую часть тогдашнего общества от участия в общественной житии, нарастает тяга к религии. Философия приобретает религиозный, даже мистический характер. Ведущей философской школой становится неоплатонизм, главная задача которого — попытка раскрыть происхождение всего сущего из последнего основания — Бога и указать путь, ведущий к этому исходному единству.

В последние века существования Римской империи неоплатонизм постепенно становится теоретической основой христианской теологии. В 529 г., когда декретом императора Юстиниана была закрыта платоновская академия в Афинах, официально закончилась история древнегреческой философии, но это отнюдь не означало, что умерли те идеи, которые были выдвинуты древнегреческими философами.

Литература

1. Анатомия мудрости. 106 философов. Жизнь. Судьба. Учение. Симферополь, 1995. Т. 1.

2. Асмус В. Ф. Античная философия. М., 1976.

Контрольные вопросы и задания (практикум)

1. У историков философии есть основания утверждать, что в античной философии ставились важнейшие философские проблемы и зарождались основные философские направления, получившие свое развитие в последующие эпохи.

Правомерен ли такой взгляд на античную философию? Перечислите эти проблемы и концепции. Проанализируйте следующее высказывание:

«…В многообразных формах греческой философии уже имеются в зародыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие типы мировоззрений. Поэтому и историческое естествознание, если оно хочет проследить историю возникновения и развития своих теперешних общих положений, вынуждено возвращаться к грекам» (Ф. Энгельс).

2. Аристотель полагал, что греческая философия начинается с Фалеса (625—547 гг. до н. э.). Цицерон утверждал то же самое: «Философия началась с Фалеса, он был первым».

Как Вы думаете, на чем основываются эти утверждения? Почему Фалеса относили к «семи мудрецам» Эллады? За какие знания и изобретения?

Проанализируйте его ответы на «хитрые» вопросы:

Что прекраснее всего? — Мир, ибо все, что прекрасно устроено, является его частью.

Что самое общее для всех? — Надежда: ее имеет и тот, у кого нет ничего другого.

Что трудно? — Познать самого себя.

Когда мы будем жить лучше и справедливее всего? — Если сами не будем делать того, что другим запрещаем.

Что вреднее всего? — Порок, он вредит всему.

3. Прокомментируйте высказывание: «Нельзя упрекать ионийцев (милетцев) за то, что они принимали за начало всего сущего эмпирическую стихию». Нужно ценить «…чисто реальный греческий такт, заставивший их искать свое начало в самой природе, а не вне ее, искать бесконечное в конечном, мыслить в бытии, вечное — во временном» (А. Герцен).

4. Какие философские проблемы разрабатывались представителями Элейской школы? Что такое апории Зенона Элейского? Назовите известные Вам. В чем их непреходящее значение (научное, гносеологическое)? Согласны ли Вы со следующим высказыванием и почему?

«Заслуга Зенона в том, что он видел загадочность в для всех очевидном и, пытаясь понять и показать эту загадочность другим, вывел человеческий род на общее представление о том, что жить в мире и понимать его, а тем более знать или властвовать над всем — не одно и то же».

5. Что такое гилозоизм? Какие философские учения античности можно назвать этими терминами?

6. В философском мировоззрении древних греков значительную роль играли и диалектические идеи, представления, концепции. Объясните:

«Природа не есть нечто, однажды сотворенное, но нечто, ставшее во времени»;

«Предметы похожи на стремящийся поток; два раза нельзя вступить в одну и ту же воду» (Гераклит);

7. В чем сущность софистики и ее гносеологическое значение как метода.

8. Назовите важнейшие принципы атомистической философии. Кто из философов стал основателем атомизма?

9. Охарактеризуйте взгляды Демокрита на познание, происхождение и последующее развитие общественной жизни, души человека. Проанализируйте его высказывания:

«[…нужда научила всему] богато одаренное от природы живое существо, обладающее годными на все руками, разумом и смелостью души».

«Бедность при народовластии настолько предпочтима благосостоянию при властителях, насколько предпочтима свобода рабству».

«Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости».

10. Кто из античных мыслителей назвал свой метод преподавания маэвтикой? В чем сущность этого метода?

11. Как Вы понимаете знаменитое изречение Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю»?

Объясните его суждение: «Того, кто познал хорошее и плохое, ничто уже не заставит поступить иначе, чем велит знание, и разум достаточно силен, чтобы помочь человеку». Посредством знания «люди становятся в высшей степени нравственными, способными к власти и искусными в диалектике».

12. В чем основной смысл схемы «идеального» государства Платона? Как решаются проблемы воспитания? Каково научное (гносеологическое) значение его учения о формах правления (монархия, тирания, демократия, охлократия, аристократия, олигархия, тимократия) в исторических поисках правового, справедливого государства?

13. В чем основной смысл учения Платона об идеях? Опираясь на нижеприведенную схему, объясните, как «строит» он свое учение о познании, его источнике, задачах, стимулах. Охарактеризуйте важнейшие разделы философского учения Платона: диалектику, физику, этику. Какие проблемы ставит мыслитель в центр внимания?

 

14. Дайте сущностную характеристику учения Аристотеля о человеке, душе, сознании, познании. Назовите одно из знаменитейших его произведений, которое свидетельствует, что он родоначальник психологии.

Как вы понимаете его суждение: «В системе мира нам дан короткий срок пребывания — жизнь; дар этот прекрасен и высок. Бодрствование, чувствование, мышление, имеющее предметом себя, претворило предмет в себя, так что мышление и мыслимое сливаются, и предмет становится его деятельностью и энергией. Такое мышление — вера в блаженство и радость в жизни, доблестнейшее из занятий человека».

15. Кто такие стоики, скептики, киники, гедонисты, эпикурейцы? Объясните понятие «эвдемонизм». С именами каких античных мыслителей и с какими философскими школами они связаны? Кто такие неоплатоники?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1497; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.125.2 (0.01 с.)