Соотношение между субъектом и объектом творчества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение между субъектом и объектом творчества



28. К. Маркс писал, что, "воздействуя на окружающую природу и

изменяя ее", человек "в то же самое время изменяет свою собственную природу'. Почему воздействие субъекта на объект приводит к изменению субъекта?

29. Подумайте, какой характер, на взгляд мыслителей, чьи размышления приведены ниже, носит связь между автором и его; произведением?

"...Человек есть второй бог. Как бог-творец реальных сущностей так человек-творец мысленных сущностей и форм искусства, которые есть аналоги его интеллекта, как сотворения бога - аналоги божьего Интеллекта".

"Есть великая печаль и горечь, которая связана с творчеством. Творчество есть большая неудача, даже в своих самых совершенные продуктах, всегда не соответствует творческому замыслу"

"...Будучи настолько требовательной к языку, поэзия тем не менее пересиливает ее как язык, как лингвистическую очерченность. Поэзия не является исключением из общего для всех искусств положения: художественное творчество, определяемое в отношении к материалу, есть его преодоление".

30. Многие писатели и литературоведы высказывали мысль, что не только автор определяет содержание и форму, ход событий в своем произведении, но и само произведение, его персонажи влияют на развитие замысла автора, меняют его первоначальную задумку. Почему автор не имеет полной свободы в отношении к своему произведению?

31. Прочитайте приведенные ниже слова К. Юнга и ответьте, можно ли утверждать, что произведение создает автора?

"...Работа есть судьба автора и определяет его психологию. Не Гете производит "Фауста", но какой-то психический компонент "Фауст" производит Гете". "Автор представляет собой в наиболее глубоком смысле Инструмент и в силу этого подчинен своему творению... "

32. Некоторые ученые считают, что научные знания - это результаты творчества разума, что они не зависят от действительности. Среди ниженазванных философско-методологических течений выделите те, Которым соответствует это определение:

Иррационализм. Конвенционализм. Позитивизм. Прагматизм. Сенсуализм. Неотомизм.

33. Прочитайте нижеприведенные строки и ответьте, откуда ученые черпают уверенность в том, что законы, которые они открывают, существуют в объективной реальности, а не являются плодом только их творческой фантазии? Всегда ли такая уверенность находит подтверждение?

"Без веры в то, что можно охватить реальность нашими теоретическими построениями, без веры во внутреннюю гармонию нашего мира не могло бы быть никакой науки. Эта вера есть и всегда останется основным мотивом всякого научного творчества".

"Ощущение красоты в науке обычно возникает в том случае, когда под великое множество разнородных явлений удается подвести единую теоретическую основу, выяснить их происхождение при помощи одного-двух принципов. Объективными предпосылками подобной эстетической доскональности в конечном результате является соразмерность, гармония, упорядоченность, симметрия, материальное единство самого познаваемого мира".

34. Кто является субъектом творчества? При ответе на этот вопрос снова нужно вернуться к размышлениям философов разных эпох и направлений, которые уже приводились выше, и проанализировать их с этой точки зрения. Можно выделить несколько основных вариантов ответа:

а) человек как личность;

б) человечество в целом;

в) Бог;

г) Мировой дух;

д) природа как одушевленное существо.

- К каким из этих вариантов склонялись ниженазванныё мыслители: Платон, Николай Кузанский, Декарт, Локк, Спиноза, Лейбниц, Кондильяк, Дидро, Шекмене, Гегель, Маркс, Бергсон, Бердяев, Фрейд, Юнг.

35. Можно заметить, что для каждой исторической эпохи характерно свое понятие движущих сил творчества. Попробуйте сопоставить варианты субъекта творчества (см. предыдущее упражнение) с философией той или иной эпохи. Как бы вы могли объяснить исторические изменения в определениях субъекта творчества?

36. Деятельность всегда предметная, в ней есть субъект (кто действует) и объект (то, на что воздействует субъект). Что является объектом творчества? - этот вопрос не менее сложный, чем вопрос о субъекте. Рассмотрите предложенные ниже варианты и попробуйте определить свою позицию.

а) В художественном творчестве:

- материал, с которым работает художник (краски, глина и т.д.);

- инструмент, на котором играет музыкант;

- язык, который использует писатель;

- человек (зритель, слушатель, читатель), на чье восприятие рассчитывает автор.

б) В научном творчестве:

- объект наблюдения и эксперимента;

- знаковая модель (на "натуральном" или искусственном языке), в которой формулируется научная гипотеза или теория;

- собственное мышление ученого;

- сознание научного общества или всего человечества. (Возможны другие варианты).

37. "Интеллект и основанная на нем наука служат потребностям... человека, создающего искусственные орудия. Интеллект способен познать не сами вещи, а лишь отношения между ними. В силу этого, по Бергсону, относительна и истина, которую дает наука. Лишь интуиции, вырастающей из непосредственного жизненного инстинкта, дано постичь абсолютную истину-жизнь в ее глубинных проявлениях..."

- Как вы относитесь к пониманию автором роли интуиции в познании?

- Можно ли абсолютно разделять познание самих вещей и отношений между ними?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 657; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.009 с.)