Рекомендуемые средства диагностики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рекомендуемые средства диагностики



Основным средством диагностики усвоения знаний и овладения необходимыми умениями и навыками по дисциплине «Философия» является проверка заданий разнообразного типа, выполняемых в рамках часов, отводимых на аудиторную работу:

· типовые задания в различных формах (устные, письменные, ситуационные и т.п.);

· контрольные работы;

· выступления на семинарских занятиях;

· устный опрос по теме семинарского занятия;

· тестовые задания;

· фронтальный опрос на лекциях;

иные средства диагностики в соответствии с учебной


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ИНТЕГРИРОВАННОГО МОДУЛЯ «ФИЛОСОФИЯ»

 

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ФИЛОСОФИЯ»

 

Раздел I

ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ

 

Модуль 0. Введение в учебную дисциплину «Философия»

Поиски определения философии. Роль философии в жизни человека и общества.

Требования к компетентности:

знать основные подходы к определению философии;

уметь обосновывать значимость философии в жизни человека и общества,

 

Модуль 1. Философия как социокультурный феномен

Понятие мировоззрения. Знания, ценности и эмоционально-чувственные компоненты в структуре мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Становление и функции философии как рационально-теоретического мировоззрения.

Проблемное поле философии. Взаимосвязь онтологической, гносеологической, антропологической, аксиологической проблем. Философские категории и универсалии культуры.

Рефлексивность и критичность как фундаментальные характеристики философии. Творческий характер философского мышления.

Взаимосвязь философии и науки, искусства, морали, религии.

Требования к компетентности:

уметь обосновывать взаимосвязь философии и мировоззрения;

знать и уметь характеризовать основные исторические типы мировоззрения, его компоненты;

знать историю становления философии как рационально-теоретического мировоззрения; проблемное поле философии, основные философские категории и универсалии культуры, функции философии как социокультурного феномена;

уметь раскрывать взаимосвязи онтологической, гносеологической, антропологической, аксиологической проблем;

знать фундаментальные характеристики философии, уметь обосновать творческий характер философского мышления;

уметь раскрыть взаимосвязь философии и науки, искусства, морали, религии.

 

Модуль 2. Исторические типы классической философии

Социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии.

Становление философии в культурах древнего Востока. Специфика философской традиции древней Индии" ее культурно-мировоззренческие основания. Особенности философской мысли древнего Китая, ее рационально­прагматическая направленность.

Характер древнегреческой культуры и особенности античной философской традиции. Космоцентризм античного философского мышления. Проблема первоначала в философии досократиков. Концепция атомизма и материалистические тенденции в древнегреческой философии. Рационально­идеалистическое направление в классической античной философии. Сократ, Платон, Аристотель. Проблема отношения человека и космоса в эллинистической философии.

Статус и функции философии в средневековой европейской культуре. Исторические этапы развития средневековой философии. Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков (Августин). Дискуссии о природе универсалий в поздней средневековой философии (номинализм, реализм, концептуализм). Философия Фомы Аквинского.

Философия эпохи Ренессанса. Гуманизм. Пантеизм. Развитие гелиоцентрической модели Вселенной.

Философия и наука: поиски самоопределения философии в новоевропейской культуре. Развитие естествознания и проблема метода в философии Нового времени. Опытно-индуктивная методология Ф. Бэкона. Правила рационалистического метода Р. Декарта. Эмпиризм и рационализм как основные гносеологические про граммы в философии XVI-XVII вв.

Философская мысль эпохи Просвещения. Принцип суверенности разума. Концепции «естественных прав» человека и «общественного договора». Основные идеи материалистической философии ХУIII в.

Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской мысли. Критическая философия и.Канта. Диалектическая философия Г.Гегеля. Истоки и основные черты философии К.Маркса. Взаимосвязь философских, экономических и социально-политических идей в учении марксизма.

Требования к компетентности:

знать основные социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии;

знать специфику философской традиции древней Индии, особенности философской мысли древнего Китая;

знать основные концепции и особенности античной философской традиции, уметь характеризовать ее ведущие философские идеи;

знать исторические этапы развития средневековой философии, ее основные проблемы и учения;

знать сущность основных философских учений эпохи Ренессанса;

знать и уметь анализировать ведущие идеи философии Нового времени;

знать основные идеи философской мысли эпохи Просвещения;

знать важнейшие философские учения немецкой классической философии и их роль в развитии европейской философской мысли;

уметь применять философские идеи и категории классической философии при анализе мировоззренческих и социокультурных проблем и ситуаций того времени и наших дней.

 

Модуль 3. Становление и основные направления неклассической философии

Классика и современность - две эпохи в развитии европейской философии.

Критика философской классики и иррационализация философии в творчестве А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше.

Основные исторические формы позитивистской философии: классический позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм. Аналитическая философии.

Философия экзистенциализма, ее основные темы. Феноменология.

Религиозная философия, ее основные направления.

Философская герменевтика как методология гуманитарного познания.

Философия постмодернизма.

Требования к компетентности.

знать и уметь характеризовать основные философские идеи постклассической философии;

уметь сопоставлять классику и современность как две эпохи в развитии европейской философии;

уметь применять ведущие идеи постклассической философии при анализе современных мировоззренческих и социокультурных проблем и ситуаций.

 

Модуль 4. Философия и национальное самосознание, Философская мысль в Беларуси

Основные этапы развития философской мысли в Беларуси.

Просветительская деятельность в период раннего Средневековья. Социально-философские и гуманистические идеи в белорусской мысли эпохи Ренессанса и Нового времени (Ф.Скорина, С.Полоцкий, К.Лыщинский).

Философия и развитие белорусского национального самосознания в начале ХХ в.

Философия, культура и общественная жизнь Беларуси в современных условиях.

Требования к компетентности:

знать основные этапы развития философской мысли в Беларуси;

знать сущность важнейших философских идей в Беларуси различных исторических периодов;

уметь характеризовать философию, культуру и общественную жизнь Беларуси в современных условиях.

 

 

Раздел II

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

 

Модуль 5. Философия бытия

Онтология как философское учение о бытии. Бытие материальное и идеальное.

Системная организация бытия. Основные структурные уровни организации материального бытия.

Развитие как атрибут бытия. Диалектика как философская теория развития. Исторические формы диалектики. Категории диалектики. Диалектика и синергетика.

Пространственно-временная организация бытия.

Специфика социально-исторического пространства и времени.

Понятие природы. Естественная и искусственная среда обитания. Экологические ценности современной цивилизации. Глобальные проблемы в системе «человек - общество - природа» и перспективы человечества.

Требования к компетентности:

знать и понимать основные принципы философской концепции бытия;

знать смысл и содержание глобальных проблем в системе «человек- общество- природа» и основные теоретико-практические варианты их решения;

уметь оценивать статус и потенции человека (в том числе индивидуально-личностные), позиционировать свое понимание смысла человеческого бытия.

 

Модуль 6. Философская антропология

Основные стратегии осмысления природы человека в классической философии. Постклассические версии философских учений о человеке.

Экзистенциально- персоналистские концепции человека. Человеческая субъективность и экзистенциальные характеристики личности. Сущность и существование; свобода и ответственность. Проблема смысла жизни.

Психоаналитическая интерпретация человеческого существования.

Разработка интегральной концепции человека в философской антропологии.

Деятельность как сущностная характеристика человека. Практика как материально-предметная деятельность. Духовная деятельность человека.

Социализация, образование, коммуникация и их роль в становлении и развитии личности.

Многомерность и системная природа сознания. Сознание и эволюция форм отражения.

Индивидуальное и общественное сознание.

Требования к компетентности:

знать фундаментальные компоненты философской теории человека;

знать основные ценности современного общества и личности;

знать социокультурные основания и основные закономерности человеческой деятельности (в том числе профессиональной);

уметь осуществлять собственный ценностный выбор, формулировать и аргументировать аксиологические ориентиры своей жизни и профессиональной деятельности.

 

Модуль 7. Теория познания и философия науки

Проблема познаваемости мира. Знание и вера. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.

Взаимосвязь субъекта и объекта познания. Практика и познание.

Структура познавательного процесса. Основные формы чувственного и рационального познания. Рассудок и разум.

Познание как творчество. Явное и неявное знание. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе.

Познание как постижение истины. Истина и заблуждения. Истина и ценность. Феномен релятивизма.

Понятие науки. Специфика научной истины. Наука как деятельность, социальный институт и система знания. Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе.

Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Методы научного исследования. Факт как форма научного знания. Научная теория, ее структура и функции. Проблема и гипотеза.

Природа научной революции. Научные революции и смена типов рациональности.

Научное и вненаучное знание.

Творческая свобода и социальная ответственность ученого.

Требования к компетентности:

знать основные принципы, законы и механизмы познавательной деятельности, философские методы анализа и регулятивы научного исследования;

уметь применять навыки познавательной деятельности при анализе мировоззренческих, социокультурных и профессиональных проблем и ситуаций.

 

Модуль 8. Социальная философия

Особенности познания социальной реальности. Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли.

Общество как система. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.

Материально- производственная сфера жизни общества.

Феномен власти в жизни общества. Политическая власть и социальный интерес. Политика и право. Гражданское общество и государство.

Духовная жизнь общества, основные формы общественного сознания. Идеология, ее роль в жизни общества.

Социальные отношения. Природа социальных противоречий. Эволюция и революция. Концепция ненасилия и социальные реформы. Роль народных масс и личности в истории. Феномен массового общества.

Человек в системе общественных отношений.

Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.

Понятие культуры. Роль духовной культуры в жизни общества. Философские основы психолого-педагогической культуры.

Техника и ее роль в истории цивилизации. Перспективы постиндустриальной цивилизации. Феномен информационного общества.

Требования к компетентности:

знать ведущие идеи философской картины общества;

уметь определять смысл, цели, задачи и гуманистические параметры своей общественной и профессиональной деятельности;

уметь формулировать и аргументировать свою социальную позицию.

 

Модуль-резюме

Философия и диалог культур в современном мире

Перспективы и современные стратегии устойчивого развития.

Требования к компетентности:

знать и уметь охарактеризовать роль философии в диалоге культур в современном мире;

знать перспективы и современные стратегии устойчивого развития;

уметь оценивать состояние глобальных проблем современности, возможности их решения в сфере избранной профессии.

 

Модуль контроля. Заключительная диагностика освоения учебной дисциплины «Философия».

Данный модуль обеспечивает заключительную диагностику освоения знаний и умений по дисциплине и может проводиться в виде контрольной работы или тестирования (в том числе на компьютерной основе) с разноуровневыми заданиями. Важным требованием к разработке тестовых заданий выступает их разноуровневостъ, что позволит диагностировать у студентов разные уровни усвоения деятельности (узнавания; воспроизведения по памяти, понимания и применения знаний в знакомой ситуации; применения знаний в незнакомой ситуации (эвристическая деятельность); творческой деятельности). В рамках модуля контроля также может осуществляться защита студентами результатов учебно-исследовательских проектов или творческих заданий.


ФИЛОСОФИЯ

РАЗДЕЛ I



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.201.214 (0.037 с.)