Культура Беларуси во второй половине XIX – начале XX В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура Беларуси во второй половине XIX – начале XX В.



 

Основные тенденции развития культуры Беларуси. Процесс формирования белорусской нации наложил отпечаток на развитие материальной и духовной культуры белорусов. Рост национального самосознания, зарождение и развитие белорусского национального движения, научное осмысление истории, этнографии, фольклора белорусов – важнейшие факторы, повлиявшие на становление национального профессионального искусства Беларуси.

Со второй половины XIX в. началось сознательное, широкомасштабное изучение Беларуси, ее истории, языка и культуры. Труды И. Носовича, П. Шейна, М. Никифоровского, Е. Романова, Е. Карского и других ученых объективно засвидетельствовали факт существования самостоятельного белорусского этноса. Отличительным признаком времени стало развитие художественной литературы и периодической печати на белорусском языке, появление национальных мотивов в театральном, музыкальном и изобразительном искусстве. Вместе с тем национальное профессиональное искусство находилось еще на стадии становления, ощущало мощное воздействие русского и мирового искусства. Ведущим художественным направлением являлся реализм, однако в искусстве Беларуси наблюдались элементы импрессионизма и модерна.

Система образования. Капиталистическое развитие страны после отмены крепостного права требовало совершенствования системы народного образования. Поэтому наряду с другими буржуазными реформами, проведенными в Российской империи в 60‑70‑е гг. XIX в., был осуществлен ряд реформ в области образования, затронувших и Беларусь. До этого времени система образования характеризовалась разнотипностью учебных заведений. В целях унификации их деятельности большинство учебных заведений перешло в подчинение Министерства народного просвещения.

Осуществление школьных реформ совпало с проведением политического курса по дальнейшему расширению русского влияния на белорусских землях после подавления восстания 1863–1864 гг. За участие преподавателей, студентов и учащихся в восстании были закрыты Горы‑Горецкий земледельческий институт, Новогрудская гимназия, Свислочская и Молодечненская прогимназии, ликвидированы польские школы, в учебных заведениях запрещалось преподавание польского языка.

В области начального образования также наблюдалась разнотипность начальных школ. Различия в учебных программах и сроках обучения снижали качество подготовки, ставили учеников начальных школ в неравное положение. Только выпускникам городских четырехклассных училищ разрешалось поступать в средние учебные заведения, но при условии достаточной подготовки по иностранным языкам. Воспитанники остальных начальных школ такого права не имели. Большинство школ располагались в неприспособленных для занятий помещениях, ощущался недостаток учебных пособий, а также квалифицированных учительских кадров.

Среднее образование оставалось привилегией господствующих классов. Обучение в средних учебных заведениях являлось платным. Социальный состав учащихся средних школ был обусловлен не только высокой платой за обучение, но и некоторыми постановлениями правительства. Например, циркуляр от 1887 г., который называли «циркуляром о кухаркиных детях», предписывал не принимать в гимназии и прогимназии детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников.

Классические мужские гимназии давали основательную гуманитарную подготовку, причем особое внимание уделялось преподаванию так называемых классических языков – греческого и латинского. Только выпускники гимназий имели исключительное право поступления в университеты. В реальных училищах главное место отводилось дисциплинам природоведческо‑математического цикла, поэтому их выпускники могли поступать в технические или торговые высшие учебные заведения. Воспитанницы женских гимназий получали солидную общеобразовательную подготовку, и при желании после окончания восьмого педагогического класса имели право работать в качестве учителей начальной школы.

Происходило становление системы профессионального образования. В Беларуси создавались ремесленные, сельскохозяйственные, торговые, медицинские, музыкальные, художественные учебные заведения. Подготовка учительских кадров осуществлялась в учительских семинариях и учительских институтах. Высших учебных заведений в Беларуси не было, поскольку российские власти неоднократно отклоняли ходатайства общественности Беларуси об их открытии.

Несмотря на достижения народного просвещения, как Российская империя в целом, так и Беларусь отставали от стран Западной Европы по основным показателям распространения образования. Так, по переписи 1897 г., общее количество грамотных в Беларуси составляло только 25,7 %. Процент учащихся среди детей школьного возраста был невысоким.

Развитие белорусской литературы. Во второй половине XIX в. начался новый этап в развитии белорусской литературы и литературного языка. Писатели постепенно преодолевали узкое фольклорное описательство, становились на путь создания развитой литературы. Шел процесс жанрового обогащения литературы, совершенствовалось стихосложение. Значительным достижением белорусской литературы второй половины XIX в. стало творчество Франтишка Богушевича. К своим сборникам «Дудка беларуская», «Смык беларускі» Ф. Богушевич составлял предисловия, где стремился пробудить национальное сознание белорусского народа. Он первым из белорусских писателей провозгласил существование белорусского этноса и отметил самостоятельность белорусского языка.

На лучшие достижения литературы второй половины XIX в. опиралась белорусская литература начала XX в. Новые темы, мотивы и образы привнесла в белорусскую литературу Тетка (А. Пашкевич). Ее книги «Скрыпка беларуская», «Хрэст на свабоду» стали первыми оригинальными сборниками белорусской поэзии XX в. Тетка явилась одной из зачинателей повествовательного жанра. Как талантливый поэт‑новатор, один из основателей белорусской драматургии и национальной школы перевода вошел в историю белорусской литературы Янка Купала (И. Луцевич). Он поднял белорусскую литературу на качественно новый уровень, содействовал формированию и развитию белорусского литературного языка. Наряду с

Янкой Купалой основателем новой белорусской литературы и литературного языка является Якуб Колас (К. Мицкевич). Единственный поэтический сборник «Вянок» принадлежит Максиму Богдановичу, однако он позволил поэту занять видное место среди классиков белорусской литературы. В начале XX в. раскрылись творческие способности Максима Борецкого, Змитрока Бядули, Тишки Гартного, Каруся Каганца и др. Белорусская литература стала находить признание у соседних, прежде всего славянских, народов, постепенно включалась в мировой историко‑литературный процесс.

Становление национального профессионального театра. В формировании белорусского профессионального национального театра большую роль сыграла театральная культура русского, украинского и польского народов. В белорусских городах действовали местные русские драматические труппы, гастролировали актеры столичных театров. Успешно выступали артисты украинских театров, приезжали польские театральные коллективы.

Под воздействием профессионального театра в среде белорусской интеллигенции назревала идея необходимости создания белорусского национального театра профессионального типа. В начале XX в. организуются многочисленные музыкально‑драматические кружки и так называемые «белорусские вечеринки». На «вечеринках» обычно выступали хоры, читались белорусские литературные произведения, ставились пьесы.

На основе традиций «белорусских вечеринок» в 1907 г. возникла Первая белорусская труппа Игната Буйницкого – театр профессионального типа. Его преемником в процессе формирования национального театра стало Первое товарищество белорусской драмы и комедии, образованное в Минске после Февральской революции под управлением известного белорусского актера и режиссера Флориана Ждановича.

Музыкальное искусство. Довольно разносторонней и богатой была музыкальная жизнь белорусских городов. С большим успехом гастролировали русские и украинские музыкально‑драматические и хоровые коллективы, знакомившие белорусскую публику с лучшими произведениями отечественных и зарубежных композиторов. В этот период возрос интерес музыкантов к белорусскому народному песенному творчеству. Русские композиторы Н. Римский‑Корсаков, А. Гречанинов, С. Танеев обрабатывали белорусские песни и использовали белорусскую тематику в своих произведениях. Выступления хора В. Терравского содействовали популяризации белорусских народных песен. Необходимость в национальной музыкальной литературе частично была удовлетворена изданием «Белорусских песен с нотами» А. Гриневина, «Белорусского песенника с нотами для народных и школьных хоров» Л. Роговского, публикацией обработки белорусских песен для фортепиано Н. Чуркина. Значительную роль в развитии белорусской профессиональной музыки сыграл Л. Роговский – автор сюиты для симфонического оркестра. Это было одно из первых произведений белорусской музыки, исполнение которого пользовалось успехом в Вильно и Варшаве.

Изобразительное искусство. В изобразительном искусстве со второй половины XIX в. происходит постепенное установление стиля реализм, пришедшего на смену классицизму с его библейской и мифологической тематикой. В бытовом жанре работали такие известные живописцы, как Н. Силиванович, Ю. Пэн, Я. Кругер, Л. Альперович и др. Много талантливых художников‑пейзажистов работало в Беларуси – А. Горавский, Ф. Рущиц, Г. Вейссенгоф, С. Жуковский, К. Стабровский, Б. Бялыницкий‑Бируля. Приверженцем жанра исторической живописи являлся Б. Альхимович. Темы и мотивы белорусской истории использовал талантливый художник Я. Дроздович, создавший серию графических работ и скульптурных портретов деятелей истории Беларуси.

Архитектура. В середине XIX в. процесс постепенного упадка архитектуры классицизма резко усилился. До конца XIX в. в белорусском зодчестве господствовала эклектика, или «архитектура историзма», для которой было характерно использование приемов и форм различных архитектурных стилей предыдущих эпох – готики, барокко, рококо, классицизма, романского стиля и др. Обычно банки и учебные заведения оформляли в стиле ренессанс, театры – в стиле барокко, костелы – в стиле готики, православные церкви строились в ретроспективно‑русском стиле.

Во второй половине XIX в. наблюдался расцвет неоготического стиля, который стал официальным стилем католической церкви в Беларуси. Неоготические строения возводились из красного хорошо обожженного кирпича, причем фасады не штукатурились. Наиболее богатые храмы имели витражи, пол из керамических плиток, фресковую роспись.

После подавления восстания 1863–1864 гг. широкое распространение приобрел ретроспективно‑русский стиль в православном культовом зодчестве. Чтобы показать преемственную связь русского зодчества и византийской архитектуры, русские архитекторы разработали типовые варианты православных церквей, взяв за основу византийские и русские храмы XIV и XVII вв. Инициатором строительства подобных храмов в Беларуси был граф Муравьев, поэтому в народе они получили название «муравьевки». Церкви, построенные в ретроспективно‑русском стиле, можно встретить во многих городах и местечках Беларуси. Наиболее значительными сооружениями этого направления являются мемориальный храм в д. Лесная, созданный в честь 200‑летия победы русских войск над шведами, часовня князей Паскевичей в Гомеле, Воскресенский собор в Борисове.

В культовом зодчестве Беларуси сложился также неороманский стиль. Наиболее известный памятник, сочетающий мотивы романской и готической архитектуры, – Красный костел в Минске (костел Симона и Елены).

Наряду с «архитектурой историзма» в конце XIX в. происходит становление нового стиля – модерна. Для архитектуры модерна характерны переплетенные линии, асимметричные композиции, богатый лепной декор. Стиль модерн использовался для новых типов строений (железнодорожные вокзалы, мосты, промышленные постройки), при этом использовались новые материалы и конструкции (цемент, металлическая арматура, фабричная кровля). В стиле архитектуры модерна построены поземельно‑крестьянский банк в Витебске, некоторые жилые дома в Гродно, Гомеле, Могилеве. Стиль модерн просуществовал на территории Беларуси до Первой мировой войны, однако широкого распространения не получил.

 

 

Раздел V

События октябрьской революции в Беларуси. Национально‑государственное строительство. Гражданская война и иностранная интервенция: начало новейшего времени в отечественной истории (февраль 1917 г. – 1920 г.)

 

§ 1. Альтернативы общественно‑политического развития России после Февральской буржуазно‑демократической революции

 

После Февральской буржуазно‑демократической революции развитие Российского государства могло пойти по одному из трех путей: 1) контрреволюционный переворот и восстановление монархии; 2) буржуазно‑реформистский путь к капитализму; 3) пролетарско‑революционный путь к социализму.

Какие политические силы России были заинтересованы в осуществлении контрреволюционного переворота и восстановлении монархии? Это прежде всего монархические партии и организации – «Союз русского народа», «Совет объединенного дворянства», «Союз земельных собственников», «Союз Михаила Архангела» и другие, самое близкое окружение царя, генералитет и высшее офицерство царской армии, помещики, высшее духовенство и высокооплачиваемая интеллигенция. Однако после Февральской революции эти политические партии и группы населения были деморализованы и не имели политической и военной силы для осуществления контрреволюционного переворота. Этот путь общественно‑политического развития остался нереализованным.

В буржуазно‑реформистском пути развития России к капитализму были заинтересованы буржуазные партии и организации (кадеты, октябристы и др.), фабриканты, заводчики, банкиры, представители торгово‑финансового капитала, буржуазия города и деревни. Это были довольно внушительные политические силы, однако победить на пути буржуазно‑реформистского развития России им не удалось. Главная причина этого – нежелание и неспособность верхов российской буржуазии и прежде всего Временного буржуазного правительства разрешить социально‑экономические и политические проблемы.

Продолжалась Первая мировая война, приведшая страну к разрухе, а народ к нищете, ставшая ненавистной для солдат и офицеров. Тем не менее Временное буржуазное правительство для получения большой контрибуции с побежденных стран, а также в целях наживы и обогащения правящей верхушки решило продолжать войну «до победного конца». Такая политика лишила Временное буржуазное правительство поддержки со стороны армии. Большевики, находившиеся в оппозиции к Временному правительству, в своей агитационно‑пропагандистской работе среди солдат заявляли о том, что в случае перехода власти к Советам война будет окончена на другой день. Свое слово большевики сдержали. 26 октября 1917 г. II Всероссийский съезд Советов принял Декрет о мире.

Не был решен также аграрный, крестьянский вопрос. Продолжало существовать помещичье, латифундное землевладение. Крестьяне страдали от малоземелья и безземелья. Временное правительство ничего не сделало для того, чтобы выполнить ту аграрную программу, которая являлась составной частью буржуазно‑демократической революции. Понятно, что крестьяне, – а это была большая часть населения Российского государства, – отказали в доверии Временному правительству и поддержали большевиков, которые обещали решить крестьянский вопрос и наделить крестьян землей. В числе первых декретов советской власти был Декрет о земле.

Временное правительство ничего не сделало для решения национального вопроса, а потому его не поддержало население окраин Российского государства. Ничего не было сделано также для улучшения условий жизни и труда рабочего класса.

Таким образом, антинародная политика Временного буржуазного правительства лишила его поддержки со стороны основной массы российского населения. Самыми популярными и авторитетными стали партии социалистической ориентации, и прежде всего большевистская партия. Осенью 1917 г. был избран пролетарско‑революционный путь к социализму.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 2481; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.014 с.)