ТОП 10:

Культурная революция в Белорусской ССР



 

1920–1930‑е гг. положили начало созданию лучшей в мире советской системы народного образования. Ее характерными чертами являются всеобщность и обязательность начального, а затем и среднего образования для молодежи, бесплатность образования, преемственность учебных заведений, реальная возможность для каждого закончить высшее учебное заведение, а затем аспирантуру и докторантуру, фундаментальность и глубина знаний на каждой ступени обучения, воспитание высоких моральных качеств, гуманизма, чувства патриотизма.

Ликвидация неграмотности взрослого населения и введение всеобщего обязательного обучения детей. Задачи хозяйственного и культурного строительства, подготовки квалифицированных кадров требовали всеобщей грамотности. 26 декабря 1919 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР принял декрет «О ликвидации неграмотности среди взрослого населения». В Беларуси была создана Республиканская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. В городах и деревнях организовывались и работали школы и пункты по ликвидации неграмотности, школы рабочей молодежи, группы индивидуального обучения взрослых.

В 1926 г. в БССР оформилось товарищество «Долой неграмотность». Его председателем был избран А.Г. Червяков – председатель ЦИК БССР. По инициативе комсомола проводились ежегодные месячники «За грамотность», в 1928 и 1930–1931 гг. были организованы культпоход и культэстафета, в ходе которых осуществлялась ликвидация неграмотности. При городских и сельских Советах были созданы группы содействия ликвидации неграмотности, проходили общественные смотры школ и пунктов по ликвидации неграмотности.

В ликвидации неграмотности принимали участие коллективы фабрик и заводов, колхозов и совхозов, организаций и учреждений, учителя, студенты, школьники, все грамотные люди. В результате грамотность населения БССР в возрасте от 9 лет (без учета западных областей) увеличилась с 53 % в 1926 г. до почти 79 % в 1939 г. Таким образом, массовая неграмотность в БССР была ликвидирована.Однако полностью побороть неграмотность к концу 1930‑х гг. не удалось. Значительная часть взрослого населения (особенно сельского населения, преимущественно женщин) оставалась не охваченной обучением. В 1939 г. Совнарком БССР принял специальное постановление, в котором была поставлена задача завершения ликвидации неграмотности и малограмотности в республике.

Одной из центральных проблем культурного строительства являлось введение всеобщего обязательного обучения детей. В 1926 г. ЦИК и СНК БССР приняли постановление «О введении всеобщего обязательного обучения».В соответствии с этим постановлением проводились разъяснительная работа среди населения, перепись детей школьного возраста, строительство и ремонт школьных зданий и оборудования, заготовка топлива, осуществлялось благоустройство школьных дворов, обеспечение детей одеждой и обувью, учебниками и школьнописьменными принадлежностями. Организовывались горячее питание и подвоз детей в школу из отдаленных деревень, проходили комсомольские субботники в пользу школы.

В «Нарысах гісторыі Беларусі» автор текста о культурном строительстве в 1920‑1930‑е гг. В.А. Полуян соответствующий раздел книги назвал «Культура в условиях сталинской диктатуры». В нем автор пишет: «Руководство республики поспешно провозгласило, что уже в 1932 г. в БССР будто бы осуществилось всеобщее начальное обучение, хотя на самом деле было не так. Понадобилось время, чтобы достигнуть этого уровня» (Минск, 1995. Ч. 2. С. 179).

На самом деле было именно так, как провозгласило руководство Белорусской ССР. Это доказано в научной литературе. В 1931/32 учебном году в БССР почти 98 % всех детей в возрасте 8‑11 лет учились в 1‑4‑х классах единой трудовой школы. В городах, промышленных центрах и 17 районах республики в V группе (классе) училось 96 % детей. В конце первой пятилетки был завершен переход ко всеобщему обязательному начальному обучению и продолжалась работа по постепенному введению всеобуча на базе семилетней школы.

В годы второй пятилетки (1933–1937) Белорусская ССР сделала большой шаг вперед в осуществлении всеобщего семилетнего обучения и в развитии среднего образования. К 1937 г. в республике работало 7 тыс. школ, в которых училось более 1 млн человек.

XVIII съезд ВКП(б) в 1939 г. поставил задачу осуществления всеобщего среднего обучения в городе и завершения перехода ко всеобщему семилетнему обучению в деревне и во всех национальных республиках. Это была задача, рассчитанная на перспективу.

Профессиональное образование. Становление и развитие высшей школы. Подготовка кадров специалистов осуществлялась в высших учебных заведениях. 30 октября 1921 г. состоялось открытие Белорусского государственного университета.Его первым ректором был назначен известный ученый‑историк, профессор В.И. Пичета.

В 1925 г. в результате слияния Горецкого сельскохозяйственного института и Минского института сельского и лесного хозяйства в Горкахбыла создана Белорусская государственная академия сельского хозяйства имени Октябрьской революции.В конце второй пятилетки в 23 высших учебных заведениях БССР обучалось около 15 тыс. студентов.

За годы социалистического строительства в БССР было подготовлено более 40 тыс. специалистов высшей квалификации. Среди них – учителя, врачи, инженеры, экономисты, агрономы, юристы, представители других профессий.

Значительное развитие получило среднее специальное образование.Были созданы новые сельскохозяйственные, индустриальные, педагогические, медицинские и другие учебные заведения. В 1939/40 учебном году в БССР работали 102 техникума, в которых насчитывалось около 34 тыс. учащихся.

Кадры квалифицированных рабочих готовили профессиональные школыи школы фабрично‑заводского ученичества.Осуществлялось также производственно‑техническое обучение на фабриках и заводах без отрыва от производства.

Белорусская наука. 1920‑е гг. стали временем зарождения белорусской советской науки. В 1922 г. был создан Институт белорусской культуры (Инбелкульт).В 1929 г. он был реорганизован в Белорусскую академию наук(с 1936 г. – АН БССР), которая стала центром научной жизни республики. Ученые занимались поиском полезных ископаемых, гидроэнергетических ресурсов, исследованием проблем органической и неорганической химии, повышения урожайности. Они выводили новые сорта зерновых и бобовых культур, а также картофеля. Разрабатывались важные вопросы истории, белорусского языка и литературы, философии и экономики.

Литература и театр. Бурное развитие советской литературы началось в 1920‑е гг. Во всю мощь зазвучал голос старейших белорусских писателей – Янки Купалы, Якуба Коласа, Тишки Гартного, Змитрака Бядули. Они создали произведения, в которых нашли отражение жизнь, труд и духовный мир простых людей дореволюционной Беларуси, достижения в строительстве социалистического общества, мысли народа и его стремление к новой жизни.

В 1920‑1930‑е гг. развернулось творчество таких белорусских писателей и поэтов, как Михась Чарот, Кондрат Крапива, Кузьма Черный, Михась Лыньков, Павлюк Трус, Петр Глебка, Петрусь Бровка, Платон Головач, Аркадий Кулешов, Эдуард Самуйленок.

Белорусские писатели и поэты приветствовали Октябрьскую революцию, передавали в своих произведениях ее пафос и драматизм, отражали события Гражданской войны, вдохновенно воспевали зарождение нового общества. Для них, как и для всего народа, это было время общего духовного подъема, время надежд, веры и мечтаний. Лучшие произведения белорусских писателей и поэтов были переведены на русский язык и языки других народов СССР.

Важную роль в становлении белорусского театрального искусства сыграл Первый Белорусский государственный театру который был открыт в Минске в сентябре 1920 г. Его режиссером стал Е.А. Мирович. Одновременно в Минске работала театральная труппа В. Голубка. В 1926 г. она была преобразована в Белорусский передвижной театр. В 1926 г. в Витебске открылся Второй Белорусский драматический театру ядро которого составили выпускники Белорусской драматической студии, работавшей в Москве при МХАТе. В 1932 г. Белорусский передвижной театр был реорганизован в Третий Белорусский государственный театр с базой в Гомеле. Выдающемуся деятелю белорусского искусства, драматургу и режиссеру этого театра В. Голубку первому в республике присвоено звание народного артиста БССР.

В 1930‑е гг. были созданы Государственный русский драматический театр БССР и Республиканский театр юного зрителя в Минске, театры рабочей молодежи в Минске, Витебске и Гомеле, колхозно‑совхозные театры в ряде городов республики. Всего в БССР в этот период работало 14 театров.

Талантливые мастера сцены – В. Крылович, Б. Платонов, В. Владимирский , Ф. Жданович, И. Молчанов, А. Ильинский, Л. Ржецкая – своим творчеством подняли на новую, более качественную ступень белорусское театральное искусство.

Музыка. Основателями белорусской советской оперы, симфонии, камерной музыки являются Н. Чуркин, Н. Аладов, Е. Тикоцкий. Все они являлись учениками русских композиторов.

В 1932 г. в Минске открылась Белорусская государственная консерватория , куда на педагогическую работу были приглашены преподаватели из Москвы и Ленинграда.

В 1933 г. начал свою деятельность Белорусский государственный театр оперы и балета. В его репертуаре наряду с русской и западноевропейской классикой значительное место заняли произведения национального искусства. Среди них оперы «Михась Подгорный» Е. Тикоцкого, «В пущах Полесья» А. Богатырева (по повести Я. Коласа «Трясина»), первый национальный балет «Соловей» М. Крошнера (по одноименной повести 3. Бядули). Ведущими артистами театра оперы и балета были Л. Александровская, Н. Денисов, И. Болотин.

Важную роль в музыкальной жизни республики играла Белорусская государственная филармония , распахнувшая свои двери в 1937 г.

Белорусские кинематографисты при помощи мастеров русского кино поставили фильмы «Кастусь Калиновский», «Первый взвод», «Золотые огни». Это были фильмы о революционной борьбе белорусского народа и строительстве социалистического общества. К числу лучших принадлежали детские фильмы «Полесские робинзоны» и «Концерт Бетховена».

Живопись, архитектура, скульптура. Об успехах белорусской живописи свидетельствовали произведения, появившиеся еще в 1920‑е гг. Среди них – картины В. Волкова«Молотобоец», «Партизаны», «Плотогоны», М. Филипповича«Битва на Немиге», «Ночь на Ивана Купалу», «Восстание К. Калиновского», пейзажи В. Кудревича«Утро весны», «Над Свислочью», «На реке Сож».

В конце 1920‑х – 1930‑е гг. из‑под кисти белорусских художников вышло много произведений, посвященных борьбе за власть Советов, героике Гражданской войны и социалистического строительства. Наиболее известными из них являются картины И. Ахремчика«Подписание манифеста о создании БССР» и «Вступление Красной Армии в Минск», М. Моносзона«Освобождение Западной Беларуси».

Выдающимися архитектурными сооружениями 1920‑1930‑х гг. явились Дом правительства, Дом Красной Армии, здания Академии наук, Театра оперы и балета (архитектор И. Лангбард ), Республиканского театра юного зрителя, Минского дворца пионеров и школьников, гостиницы «Беларусь» (архитекторы А. Воинов, В. Вараксин ) в Минске, а также новые постройки в Могилеве, Витебске, Гомеле и других городах. В 1939 г. началось возведение здания Центрального Комитета Компартии Беларуси.

Белорусские скульпторы создали ряд монументальных композиций, украшавших Дом правительства, Дом Красной Армии, Дворец пионеров и школьников, Белорусский павильон на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке 1939 г.

Сохранялась и развивалась художественная самодеятельность. Для оказания методической помощи ее коллективам были созданы Республиканский и областные дома народного творчества. Проходили конкурсы и олимпиады колхозной самодеятельности, открывались колхозно‑совхозные театры. В июне 1940 г. в Москве состоялась Первая декада белорусского искусства и литературы, в которой участвовали профессиональные и самодеятельные творческие коллективы, писатели, композиторы, художники, деятели театра и кино.

Необходимо отметить, что в мрачную пору репрессий большое число ученых, писателей и деятелей культуры были арестованы. Это, безусловно, негативно отразилось на развитии белорусской науки, литературы и искусства.

Достижения в области культурного строительства в 1920‑1930‑е гг. – это общецивилизационные ценности, настоящая культурная революция, обеспечившая новый уровень интеллектуального потенциала Советской Беларуси.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.245.48 (0.005 с.)