Коллективизация сельского хозяйства в Белорусской ССР 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коллективизация сельского хозяйства в Белорусской ССР



 

Курс на проведение политики коллективизации сельского хозяйства. В СССР и БССР социально‑экономические преобразования в деревне в конце 1920‑х – 1930‑е гг. известны как коллективизация сельского хозяйства.

Коллективизация сельского хозяйства была продиктована ходом истории, экономической реальностью, а не личными желаниями руководителей страны, как иногда утверждают в литературе. Уничтожение крупных помещичьих и кулацких хозяйств, которые в 1917 г. давали 70 % товарного зерна, привело к тому, что в 1927 г. количество товарного зерна было в 2 раза меньше, чем в 1913 г., хотя валовой сбор зерна был приблизительно таким же. Дело в том, что к 1928 г. производство зерна увеличилось на 40 % по сравнению с дореволюционным, но, как и до 1917 г., его почти полностью потребляли сами крестьяне: на продажу шло только 11,2 % зерна. Осуществление политики социалистической индустриализации привело к росту городского населения, которое ежегодно увеличивалось на 1,5–2 млн человек. Хлеба не хватало. Выход был один: переход от малотоварного индивидуального хозяйства к коллективному, или, иначе, «восстановление крупных хозяйств с многочисленными работниками», но на социалистической основе. Предложение экономиста Н.Д. Кондратьева об отказе от промышленного роста и увеличения городского населения было отклонено.

Создание коллективных хозяйств началось с первых лет советской власти. К 1927 г. в БССР насчитывалось свыше 400 артелей, коммун и товариществ по совместной обработке земли, а также 213 совхозов.

Курс на проведение политики коллективизации сельского хозяйства был взят на XV съезде ВКП(б), который состоялся в декабре 1927 г. Это была политика Коммунистической партии и советского государства, направленная на производственное кооперирование крестьянских хозяйств, массовый их перевод с индивидуальной системы хозяйствования на коллективную. Объективно она была необходима для более полного обеспечения промышленности качественным сельскохозяйственным сырьем, а населения – продуктами питания (обеспечения продовольственной безопасности), для использования сельскохозяйственной техники, достижений науки и передового опыта, для повышения эффективности сельскохозяйственного производства, роста общеобразовательного и культурного уровня, а также благосостояния народа.

При разработке и проведении политики коллективизации учитывались коллективистские традиции славянской деревни (крестьянская община, коллективный труд на строительстве дорог и мостов, взаимопомощь при выполнении некоторых работ (толока), опыт развития сельскохозяйственной кооперации в дореволюционной России, а также тенденции развития сельского хозяйства в цивилизованных странах мира.

Колхоз как форма производственного кооперирования. Основной формой производственного кооперирования крестьянских хозяйств были признаны колхозы, в которых, по мнению их организаторов, наиболее полно соединялись общественные и личные интересы крестьян. Колхозы должны были создаваться на базе коллективного хозяйствования и добровольного обобществления средств производства, имевшихся в индивидуальных хозяйствах крестьян. Колхозы – крупные сельскохозяйственные производственные кооперативы.

Созданию колхозов, как правило, предшествовала организационная и агитационно‑пропагандистская работа, проводившаяся с целью убеждения крестьян в преимуществах коллективного хозяйства перед индивидуальным и необходимости добровольного вступления в колхозы. Там, где это было возможно, даже организовывались экскурсии представителей крестьянства в ближайшие к деревне коммуны, совхозы, артели, товарищества по совместной обработке земли. Однако следует отметить, что принцип добровольности при создании колхозов часто нарушался. Вместе с тем необходимо считать ошибочными утверждения некоторых историков о том, будто бы все крестьянство враждебно относилось к политике коллективизации, не желало вступать в колхозы. Отношение разных слоев крестьянства к колхозному строительству было различным.

Беднейшее и часть среднего крестьянства приветствовали коллективизацию сельского хозяйства и связывали с ней свое будущее. Большая часть середняков в результате двойственности их психологии как тружеников и собственников проявляла политическую неустойчивость, колебания, сдержанность, иногда даже враждебность из‑за непонимания или запугивания со стороны кулаков, боялась проиграть, потерять собственность и ничего не получить взамен. На переубеждение этой части населения и была прежде всего направлена агитационно‑пропагандистская работа. Враждебно относилась к колхозам часть зажиточного крестьянства, сельская буржуазия, которую тогда называли кулаками.

При организации колхозов осуществлялось обобществление средств производства, имевшихся в крестьянских хозяйствах, на базе чего создавались неделимые фонды колхозов. Обобществлению подлежали сеялки, жатки, молотилки, веялки, плуги, культиваторы, бороны, телеги, другая сельскохозяйственная техника и орудия труда. Обобществлялись также лошади как тягловая сила и строения производственного назначения – гумна, амбары и др.

Категорически запрещалось обобществлять жилые строения крестьян и предметы домашнего обихода, домашних животных и птицу, а также помещения для содержания скота и птицы. Там, где местные партийные и советские органы делали попытки обобществления индивидуальной крестьянской собственности, имели место серьезные нарушения принципов и правил коллективизации крестьянских хозяйств.

Переход к сплошной коллективизации сельского хозяйства и форсирование ее темпов. При отсутствии необходимых материально‑технических и морально‑психологических условий во второй половине 1929 г. – начале 1930 г. началась сплошная коллективизация и форсирование ее темпов. На это ориентировало постановление ЦК ВКП(б) от 5 января 1930 г. «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству». Оно обусловило использование административно‑силовых методов в проведении коллективизации, в результате которых крестьян часто вынуждали записываться в колхозы с целью увеличения количественных показателей. До 1 марта 1930 г. в колхозы было объединено 58 % общего количества крестьянских хозяйств Беларуси. Это был самый высокий показатель коллективизации в первой пятилетке.

Реакцией крестьянства на форсирование темпов коллективизации и обобществление индивидуальной крестьянской собственности, в частности домашнего скота и птицы, стали массовый убой и продажа животных. До мая 1930 г. поголовье лошадей и крупного рогатого скота сократилось более чем на четверть. Разъяснительная работа среди населения успеха не имела. Сельское хозяйство понесло большие потери.

Ликвидация кулачества как класса на базе сплошной коллективизации. При создании колхозов советская власть проводила дифференцированную политику в отношении разных слоев крестьянства. Опорой Коммунистической партии и Советского государства в деревне являлись бедняки и часть середняков (эти группы населения сегодня некоторые историки по политико‑идеологическим мотивам унижают, называют лентяями, босотой). Большую часть середняков, проявлявших политическую неустойчивость и колебания, партийные и советские органы старались убедить в преимуществах коллективной формы хозяйствования и перетянуть на сторону советской власти.

Репрессивные меры принимались в основном к кулакам, многие из которых вели запрещенную законом антисоветскую и антиколхозную пропаганду, осуществляли террористические акты (убивали коммунистов, комсомольцев и сельских активистов), занимались вредительской деятельностью (уничтожали колхозную собственность). Необходимо отметить, что значительная часть богатых крестьян, которые лояльно относились к советской власти, были репрессированы только потому, что их отнесли к категории кулаков. Вместе с тем нельзя всех кулаков называть старательными зажиточными хозяевами, которых советская власть незаслуженно карала. Только с января по апрель 1930 г. в БССР было зафиксировано 519 кулацких выступлений.

С учетом политической позиции и вредительской деятельности кулачества, а также курса на сплошную коллективизацию была разработана новая политика в отношении зажиточной части крестьянства – политика ликвидации кулачества как класса на основе сплошной коллективизации.

Смысл данной политики заключался в том, чтобы лишить кулаков средств производства и возможности эксплуатировать крестьян, а также перевоспитывать их путем приобщения к продуктивному труду. Раскулачивание владельцев основных средств производства и сельскохозяйственного опыта проводилось в жесткой форме. Во многих местах оно приобрело характер прямого грабежа и издевательств над личностью крестьянина, разжигания низменных наклонностей бедняцких слоев населения, которым доставалась часть имущества раскулаченных. Из кулаков государственная пропаганда создавала образ врагов, которые не сдаются, а поэтому их надо уничтожать. Кулак был фактически поставлен вне закона. Это, безусловно, грустная страница нашей истории.

Перегибы и ошибки в колхозном движении. Неизбежным результатом форсирования темпов коллективизации стали перегибы и ошибки в колхозном движении. 14 марта 1930 г. появилось постановление ЦК ВКП(б) «О борьбе с искривлениями партлинии в колхозном движении». Начался распад принудительно созданных колхозов. В БССР в мае 1930 г. количество крестьянских хозяйств, оставшихся в колхозах, уменьшилось до 11 %. Весной 1932 г. наблюдался очередной выход крестьян из колхозов. Только за три месяца их покинуло более 55 тыс. крестьянских хозяйств.

Среди перегибов и ошибок были нарушения принципа добровольности при вступлении крестьян в колхозы и принципа постепенности, который означал переход от простых форм кооперации к более сложным; чрезмерное налогообложение индивидуальных крестьянских хозяйств; запрещение самостоятельного переселения в другие места и продажи крестьянской собственности под угрозой полной ее конфискации. В ряде случаев кампания по раскулачиванию проводилась с нарушениями и затрагивала середняков. Вместо сельскохозяйственных артелей как основной формы колхозного строительства нередко создавались коммуны, обобществлялись домашний скот и предметы домашнего обихода. В районах коллективизации закрывались местные рынки, что усложняло проблему обеспечения населения товарами, уничтожались церкви и монастыри, что вызывало недовольство крестьян.

Некоторые белорусские историки в последние годы политику коллективизации сельского хозяйства рисуют исключительно черными красками и характеризуют ее как «насилие над крестьянами», «раскрестьянивание крестьянства», «антикулацкую сталинскую политику» и т. д.

На самом деле политика Коммунистической партии и Советского государства никогда не была направлена против крестьянства, тем более против сельского хозяйства. Беззаконие и физическое уничтожение части зажиточных крестьян не являлось официальной партийно‑государственной политикой, однако стало возможным из‑за низкого уровня общей и политической культуры, вседозволенности и безнаказанности руководителей местных органов власти и силовых структур, отсутствия опыта строительства социализма в деревне, а также поощрения увеличения темпов коллективизации со стороны ЦК ВКП(б) и ЦК КП(б)Б. Ответственность за эти ошибки несут в первую очередь высшее руководство страны и местные руководители.

Результаты коллективизации крестьянских хозяйств. Массированная политико‑идеологическая и организационная работа, жесткая налоговая политика и другие меры содействовали распространению коллективизации. В 1935 г. в колхозы вступило 85,6 % крестьянских хозяйств, в 1939 г. – более 90 %. На колхозных полях работали более 9000 тракторов, сотни комбайнов и много другой сельскохозяйственной техники. Шел процесс организационно‑хозяйственного укрепления колхозов, создания производственных бригад и звеньев, перемещения хуторских хозяйств в колхозные центры.

Вместе с тем в 1920‑1930‑е гг. большую часть финансовых и материальных ресурсов, лучшие кадры государство использовало для осуществления социалистической индустриализации и укрепления обороноспособности СССР. Сельское хозяйство финансировалось по остаточному принципу, развивалось главным образом за счет мизерных собственных средств.

Говоря о негативности методов, которыми осуществлялась коллективизация, необходимо отметить и ее положительные моменты. Нельзя отрицать и замалчивать то, что коллективизация обеспечила переведение средств сельского хозяйства в промышленность. Механизация сельскохозяйственных работ освободила десятки тысяч рабочих рук, использовавшихся в процессе индустриализации, позволила стабилизировать положение в аграрном секторе экономики, повысить производительность труда, увеличить производство зерна, льноволокна, картофеля, молока и другой сельскохозяйственной продукции.

Создание крупных высокопроизводительных сельскохозяйственных кооперативов, способных обеспечить промышленность сырьем, а население – продуктами питания, является магистральным путем развития сельского хозяйства во всем мире. В этом смысле коллективизация сельского хозяйства в СССР и БССР отражала тенденции мирового развития сельскохозяйственного производства.

 

§ 4. Общественно‑политическая жизнь в Белорусской ССР

 

Административная и политическая система белорусского советского общества. В 1920–1924 гг. Белорусская ССР состояла из 6 уездов бывшей Минской губернии, которые в свою очередь делились на волости. На белорусских землях, которые находились в составе РСФСР, сохранилось дореволюционное административно‑территориальное деление на губернии (Витебская, Смоленская, Гомельская, в которую в 1919 г. была переименована Могилевская губерния), уезды и волости.

В 1924 г. в административно‑территориальном делении БССР появились округа (их было 8), состоявшие из районов и сельсоветов. В 1930 г. округа были ликвидированы, остались только районы и сельсоветы. Области в БССР появились в 1938 г. Административно‑территориальное деление стало трехзвенным: область – район – сельсовет. Таким оно остается до наших дней. Административно‑территориальным делением определялась структура органов государственной власти и управления, а также партийных и общественных организаций (республиканские, областные, городские и районные).

1920‑е гг. характеризуются формированием в СССР и БССР однопартийной политической системы. После освобождения Минска от польских оккупантов Коммунистическая партия (большевиков) Беларуси еще признавала возможным допущение левых партий национальной демократии, находившихся на платформе советской власти, к возрождению национальной государственности, к участию в хозяйственном и культурном строительстве.

11 июля 1923 г. в связи с третьей годовщиной освобождения Минска от польских интервентов была объявлена амнистия членам национальных организаций, политическим и культурным деятелям, всем тем, кто в свое время примкнул к контрреволюционным организациям, а затем объявил о лояльном отношении к советской власти. В 1924 г. объявила о самороспуске партия белорусских эсеров. Самораспустились и другие национально‑демократические партии. Это фактически означало добровольную ликвидацию в Беларуси организованной политической оппозиции.

Ядром политической системы белорусского общества являлась Коммунистическая партия (большевиков) Беларуси (КП(б)Б) – составная часть Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков)ВКП(б). Под ее руководством работали органы государственной власти и управления, а также общественные организации. Она определяла основные направления внутренней и внешней политики, организовывала их исполнение, контролировала всю пирамиду власти.

Высшим органом законодательной власти в БССР, в соответствии с Конституцией БССР 1937 г., стал Верховный Совет БССР (ранее – Всебелорусский съезд Советов). Высшим органом исполнительной власти являлся Совет Народных Комиссаров БССР, а в областях, городах, районах и сельсоветах – исполнительные комитеты соответствующих Советов.

Была построена вертикаль судебной власти, от Верховных судов СССР и БССР и до городских и районных судов включительно. Вместе с тем при Народных комиссариатах внутренних дел СССР и БССР, созданных в 1934 г. на базе соответствующих ОГПУ (Объединенное государственное политическое управление), действовали внесудебные органы – Особые совещания. Существовало еще одно внесудебное учреждение – «тройки», которые имели право выносить судебные решения вплоть до высшей меры наказания. Особые совещания и «тройки» являлись неконституционными учреждениями, которые использовались для борьбы с противниками советского государственного и общественного строя и наделялись правом выносить суровые судебные приговоры.

В 1932–1933 гг. в СССР и БССР был установлен паспортный режим. Паспорта вводились для жителей городов, рабочих поселков, районных центров, новостроек, совхозов, приграничных зон, работников МТС, оборонных объектов и др. Сельское население (колхозники) паспортов не получали и учитывались по спискам, которые вели сельсоветы. Колхозники могли быть приняты на работу на городские предприятия только при наличии у них справки от правления колхоза о его согласии на выход крестьянина из колхоза. По сути, права колхозников были ограничены. Они прикреплялись к колхозу, который определял их судьбу, их будущее.

Реальная политическая власть концентрировалась в партийных органах. Советы в 1930‑е гг. только формально считались политической основой общества. Их деятельность ограничивалась решением хозяйственных и культурно‑просветительских задач. Укреплялась централизация в системе управления страной и экономикой, формировался могучий репрессивный аппарат. Насаждались административно‑директивные методы управления, что ограничивало инициативу и предприимчивость руководителей предприятий и усиливало бюрократизм государственных структур. Повышалась роль партийно‑государственного аппарата и затухала активность общественных организаций, которая была характерна для их деятельности в 1920‑е гг.

Национальные отношения и политика белорусизации. Белорусская ССР являлась многонациональной республикой. Национальные отношения здесь имели свои особенности. Во‑первых, продолжался процесс территориального самоопределения белорусского народа, объединения белорусской нации. В 1924 и 1926 гг. Белорусской ССР были переданы населенные преимущественно белорусами уезды и волости Витебской, Гомельской и Смоленской губерний. Численность населения БССР увеличилось с 1,5 млн до 5 млн человек.

Во‑вторых, по данным переписи 1926 г., белорусы составляли 80,6 % населения республики, евреи – 8,2, русские – 7,7, поляки – 2, украинцы – 0,7, латыши, литовцы, немцы, татары, представители других национальностей – 0,8 %. Как видно, многонациональное меньшинство составляло только пятую часть населения, а преобладающее его большинство принадлежало титульной белорусской нации. Белорусы жили в основном в деревнях. В некоторых белорусских городах и местечках еврейское и русское население достигало 40–60 % жителей. В связи с этим языковая ситуация в БССР являлась специфической: город был русскоязычным, а деревня – белорусскоязычной.

В‑третьих, усилиями деятелей белорусского национального возрождения в 1920–1924 гг. были заложены основы национальной политики, которая позже была оформлена как государственная политика белорусизации. Преподавание в общеобразовательных и профессиональных школах переводилось на белорусский язык, создавались школы для национальных меньшинств, работали курсы по подготовке учителей белорусоведения, а также курсы по изучению белорусского языка, делопроизводство переводилось на белорусский язык.

Начало государственной политики белорусизации было положено в июне 1924 г. на сессии ЦИК БССР, которая приняла постановление о создании специальной комиссии для осуществления этой политики. Такие же комиссии организовывались при окружных исполнительных комитетах.

Политика белорусизации предусматривала: развитие белорусского языка, содействие тому, чтобы он стал официальным языком в работе партийных, советских и гражданских организаций, а также частей Красной Армии, находившихся на территории Беларуси. Вместе с тем в БССР наряду с белорусским признавались равноправными русский, польский и еврейский языки. Законы Белорусской ССР печатались на этих четырех языках. Содержание политики белорусизации составляли также создание учебных и воспитательных учреждений, которые работали на белорусском языке, изучение истории, географии и культуры Беларуси; повышение роли лиц белорусской национальности в общественно‑политической жизни республики, более активное выдвижение их на руководящие должности в партийном и государственном аппарате, а также в общественных организациях; всестороннее развитие белорусской национальной культуры – литературы, музыки, театра, живописи, книгоиздания; создание в составе Белорусского военного округа национальных территориальных воинских частей и соединений, перевод работы по обучению и воспитанию солдат и офицеров на белорусский язык.

В конце 1920‑х гг. проведение политики белорусизации было приостановлено, а многие политические и общественные деятели БССР ошибочно обвинены в разжигании национализма и подвергнуты репрессиям. Но, несмотря на это, проведение политики белорусизации дало положительный результат: около 80 % школ работали на белорусском языке, доля белорусов в руководящих органах составляла более 50 %. Успешно развивались литература и искусство. Были созданы 2‑я Белорусская стрелковая дивизия, 16‑й Белорусский корпус (до трех дивизий), а также Объединенная белорусская военная школа имени ЦИК БССР.

Конфессионная политика Советского государства. В начале 1920‑х гг. на территории Восточной Беларуси действовало около 1500 православных храмов. Весной 1922 г. началась кампания по конфискации церковных ценностей. За сопротивление этой разрушительной для церкви акции священнослужители арестовывались.

В 1920‑1930‑е гг. широкое распространение в церковной жизни Беларуси получило «обновленство» – оппозиционное религиозное течение, направленное якобы на обновление, модернизацию религиозного культа, а фактически – на разрушение канонической православной церкви (самоликвидировалось после 1945 г.). Кроме того, духовенство Минской епархии в 1927 г. заявило о провозглашении автокефалии (административной самостоятельности) Белорусской православной церкви. В 1929 г. в Восточной Беларуси действовали 1122 храма, из которых 423 храма относились к канонической церкви, 386 храмов находились в подчинении епископов‑автокефалистов и 313 храмов принадлежали обновленцам.

В 1929 г. в Белорусской ССР широкий размах приобрела антирелигиозная пропаганда. В том же году был создан Белорусский антирелигиозный университет, в Минске прошел первый Всебелорусский съезд безбожников. Начались массовые аресты духовенства, сопровождавшиеся закрытием храмов. К началу 1932 г. количество православных церквей сократилось до 500, а после 1933 г. в результате массовых репрессий против духовенства – до нескольких десятков. С лета 1939 до лета 1941 г. православное богослужение в Восточной Беларуси нигде не проводилось.

Католическая церковь в Восточной Беларуси, как и другие конфессии, также подверглась репрессиям. По обвинению во вредительско‑подрывной деятельности в пользу Польши были арестованы многие представители католического духовенства. К 1937 г. действовали только 11 костелов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.240.142 (0.026 с.)