ТОП 10:

Отмена крепостного права. Особенности проведения аграрной реформы в Беларуси



 

Причины и подготовка крестьянской реформы. Отмену крепостного права в Российской империи обусловили две главные причины: существование крепостничества сдерживало экономическое развитие государства; возрастание антикрепостнического движения, прежде всего среди крестьянства, угрожало мощным социальным взрывом. В середине XIX в. Россия оставалась одной из немногих великих держав, где сохранялось право одних людей владеть другими. Уже не менее пяти десятилетий вопрос о крепостничестве занимал центральное место в идеологических спорах разных направлений общественной мысли России, но только поражение в Крымской войне 1853–1856 гг. смогло вынудить руководство империи перейти к непосредственному решению крестьянской проблемы. В правительственных кругах понимали, что реформу лучше провести «сверху», иначе можно дождаться отмены крепостничества «снизу».

Новое правительство России во главе с императором Александром II начало подготовку к отмене крепостного права. Сначала подготовка крестьянской реформы велась втайне от широких кругов общественности. В январе 1857 г. был создан Тайный комитет «для обсуждения мер по упорядочению быта помещичьих крестьян». Члены комитета спорили насчет условий отмены крепостного права. Одни предлагали «остзейский» вариант, т. е. освобождение крестьян без земли; другие хотели, чтобы царь взял инициативу на себя и даровал свободу крестьянам от своего имени; некоторые считали, что условия освобождения крестьян должны разработать помещики.

Реформу было решено начинать с западных губерний. Во‑первых, местные помещики были значительно больше, чем помещики других районов России, втянуты в товарно‑денежные отношения, что обусловливалось близостью к западноевропейскому рынку. Во‑вторых, введение в 1840‑е гг. обязательных инвентарей в местных помещичьих хозяйствах привело помещиков Беларуси к осознанию быстрой и неизбежной потери ими своей власти над крестьянами и, рассчитывая на более выгодные для себя условия отмены крепостничества, они должны были первыми отозваться на предложение правительства. В‑третьих, для самодержавия оппозиционно настроенное польское дворянство представляло политическую опасность, поэтому необходимо было как можно скорее лишить его возможности использовать крестьянские волнения в своих национальных интересах.

Для российского правительства было важно, чтобы инициатива отмены крепостного права исходила от помещиков – главной социальной опоры власти. Поскольку помещики не торопились с предложениями об уничтожении крепостничества, их «инициативу» надо было организовать. Сделать это оказалось не очень тяжело. Еще в мае 1856 г. генерал‑губернатор Виленской, Ковенской и Гродненской губерний В.И. Назимов на встрече с Александром II в Бресте заверил императора, что дворяне его генерал‑губернаторства, видя результаты освобождения крестьян в соседних прибалтийских губерниях, получивших личную свободу еще в начале XIX в., согласились бы на подобную реформу. Летом 1857 г. Александр II вновь встретился с В. И. Назимовым, теперь уже в Вильно, и генерал‑губернатор подтвердил, что помещики северо‑западных губерний готовы выступить с инициативой отказа от крепостного права.

Под влиянием В.И. Назимова инвентарные комитеты Виленской, Гродненской и Ковенской губерний приняли решение не заниматься вопросами регулирования отношений между помещиками и крестьянами, для чего они и были созданы, а безвозмездно освободить крестьян, оставив помещикам всю землю, в том числе и крестьянские наделы. Это решение В.И. Назимов в сентябре 1857 г. направил министру внутренних дел. В октябре он лично приехал в Петербург и попросил дать ему дальнейшие инструкции. 20 ноября 1857 г. Александр II подписал и направил рескрипт (предписание) генерал‑губернатору Виленской, Ковенской и Гродненской губерний В.И. Назимову об учреждении из представителей местных помещиков трех губернских комитетов и одной общей комиссии в Вильно для подготовки местных проектов улучшения быта помещичьих крестьян. Немного позже подобные комитеты были созданы и в других губерниях России.

В рескрипте ничего не было сказано об отмене крепостного права, но 21 ноября 1857 г. в «Дополнительном отношении» недвусмысленно объяснялось, что главным в «улучшении быта помещичьих крестьян» является отмена крепостного права. Именно принятие этих двух документов сделало необратимым процесс подготовки к отмене крепостного права по всей империи, а их опубликование легализировало обсуждение проблемы. Стало понятно, что крепостное право доживает последние годы. Преобладающее большинство дворянских комитетов во всех губерниях России высказалось за освобождение крестьян без земли, однако такой вариант уже не отвечал требованиям времени, не мог дать желаемого эффекта и был отклонен правительством.

Законодательная база отмены крепостного права. Манифест и «Положения» 19 февраля 1861 г. 19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест и утвердил все законодательные акты (их было 17), которые касались отмены крепостного права, но опубликованы эти документы были только 5 марта 1861 г. Такой значительный разрыв между датами утверждения царем законодательных актов и их опубликованием для всеобщего ознакомления объясняется тем, что надо было не только напечатать необходимое количество экземпляров этих объемных документов, но и принять ряд превентивных (предупредительных) мер на случай крестьянских волнений, которые небезосновательно прогнозировались властями. Были подготовлены соответствующие военные части в столице, а в губернии для наблюдения за порядком направлены флигель‑адъютанты, которые в определенных случаях имели право действовать от имени царя.

Все документы, опубликованные 5 марта 1861 г., можно поделить на три группы: общие положения, местные положения, дополнительные правила. Из местных положений территории Беларуси непосредственно касались два: «Местное положение о поземельном устройстве крестьян, водворенных на помещичьих землях в губерниях: Великороссийских, Новороссийских и Белорусских» (под это положение подпадали Могилевская губерния и большая часть Витебской) и «Местное положение о поземельном устройстве крестьян, водворенных на помещичьих землях в губерниях: Виленской, Гродненской, Ковенской, Минской и части Витебской» (охватывала остальную территорию Беларуси).

Права крестьян. Уставные грамоты и выкупные акты. В Манифесте и общих положениях были законодательно закреплены все общие для крестьян личные и имущественные права, права общественного управления, государственные и земские повинности. Главным звеном в законодательных актах реформы были личные права крестьян. В Манифесте подчеркивалось, что отмена крепостного права являлась результатом добровольной инициативы «благородного дворянства». В соответствии с Манифестом бывшие помещичьи крестьяне объявлялись лично свободными и получали ряд гражданских прав: заключать от своего имени различные гражданские и имущественные соглашения, открывать торговые и промышленные предприятия, переходить в другие сословия.

Общие положения вводили новую систему управления деревней. Она была основана на выборности нижних служебных лиц. Крестьяне, жившие на земле одного помещика, составляли сельскую громаду (общину).На сходе сельской общины избирали старосту.Несколько сельских общин, относившихся к одному церковному приходу, образовывали волость. На волостном сходе сельские старосты и уполномоченные от каждых 10 дворов избирали волостное правление, волостного старшинуи судью.Сельские и волостные правления занимались раскладкой и сбором податей, выполняли распоряжения местных властей, регулировали поземельные отношения крестьян, следили за порядком в деревне. За своевременное выполнение всех повинностей крестьяне несли ответственность на основе круговой поруки. Волостной сельский суд решал мелкие криминальные и гражданские дела крестьян и действовал по нормам и традициям обычного права.

Первой инстанцией по урегулированию отношений между крестьянами и помещиками являлись мировые посредники, избиравшиеся из местных дворян и утверждавшиеся сенатом. Главной обязанностью мировых посредников было участие в составлении уставных грамот– нормативных актов, где определялись поземельные отношения крестьян и помещиков. На составление и подписание уставных грамот отводилось 2 года. Для непосредственного проведения реформы на местах создавались специальные органы – уездные мировые съездыи губернские по крестьянским делам присутствия, деятельность которых контролировали губернаторы.

Специфика «Местных положений…» для белорусских губерний. Поземельное устройство крестьян Беларуси осуществлялось на основе двух «Местных положений…». В Витебской и Могилевской губерниях, где сохранилось общинное землепользование, устанавливались низшие (от 1 до 2 десятин) и высшие (от 4 до 5,5 десятины) размеры крестьянских наделов. Если до реформы в пользовании крестьянина земли было больше высшей нормы, то помещик имел право отрезать излишек в свою пользу. В Гродненской, Виленской и Минской губерниях существовало подворное землепользование. Здесь крестьянам оставляли их дореформенный надел. Отрезки разрешалось делать, если у помещика оставалось менее 1/3 всей земли, но крестьянский надел не мог быть сокращен больше чем на 1/6.

Вся земля в поместье признавалась собственностью помещика, в том числе и та, которая находилась в пользовании крестьян. За пользование своими наделами лично свободные крестьяне в течение срока, составляющего не менее 9 лет (до проведения выкупной операции), должны были отбывать барщину или платить помещику оброк, т. е. выполнять фактически те же повинности, что и при крепостном праве. Отменялись только дополнительные сборы (яйца, масло, лен, полотно и т. д.), немного сокращалась гужевая повинность, запрещался перевод крестьян из оброка на барщину и в дворовые. Такое положение крестьян закон признавал временным, поэтому лично свободные крестьяне, продолжавшие выполнять повинности в пользу помещика, назывались временнообязанными.

До проведения выкупной операции в Могилевской и Витебской губерниях барщина за высший надел составляла 40 мужских и 30 женских дней в год (или 8 рублей оброка). В западной части Беларуси повинности уменьшались на 10 % против инвентарей и определялись следующим образом: для барщины – не более 23 дней, для оброка – не более 3 рублей с десятины в год.

Выкупная операция. Свой полевой надел земли крестьяне выкупали в собственность. Правила выкупной операции были одинаковыми для всей России. Выкупная сумма за крестьянский надел определялась так, чтобы, положив ее в банк под 6 % годовых, помещик мог ежегодно получать доход, равный годовому оброку с этого надела. Например, если оброк с крестьянского надела составлял 6 рублей в год, то общая сумма, которую крестьянину надо было заплатить, составляла 100 рублей (6 р. – 6 %, 100 р. – 100 %). От 20 до 25 % выкупной суммы (в зависимости от величины надела) крестьяне платили непосредственно помещику. Остальную часть помещики получали от государства в виде ценных бумаг, которые можно было продавать или закладывать. В результате такой операции крестьяне становились должниками государства. На протяжении 49 лет надо было вернуть долг в виде выкупных платежей, куда включались еще и проценты за заем. За этот период крестьянам приходилось выплачивать до 300 % одолженной суммы.

Таким образом, общая сумма, которую крестьяне вынуждены были заплатить за полученные наделы, значительно превышала рыночную стоимость этой земли (в Беларуси – в 3–4 раза). Получалось, что крестьяне не только выкупали землю, но и компенсировали помещикам потерю их собственности в лице крестьянина. Проводя выкупную операцию, казна решала и проблему взыскания дореформенных долгов с помещиков. В Беларуси, по данным за 1859 г., 59,8 % крепостных крестьян (вообще по России – 65 %) были заложены их собственниками в различных кредитных заведениях. Этот долг удерживался из выкупного займа помещикам, что освободило их от долгов и спасло от финансового банкротства.

Реформирование государственной деревни в Беларуси. Отмена крепостного права в 1861 г. не затронула государственных крестьян. С 1857 г. в государственной деревне шла реформа, которую проводил министр государственных имуществ граф М.Н. Муравьев. Он начал свою реформу с административных изменений, ликвидировав сельское самоуправление и оставив в деревне только старост, подчинявшихся волостным властям, а те – чиновникам от казны. Окружное управление было ликвидировано только в Минской губернии как эксперимент, а в других губерниях оставлено до конца реформы.

Заинтересованный в выявлении отрицательных сторон люстрации государственного имущества, проведенной П.Д. Киселевым в 1830‑1840‑е гг., М.Н. Муравьев назначает еще одну ревизию государственного имущества в Литве, Беларуси и Правобережной Украине с целью переоценки и перераспределения казенных земель и увеличения поступлений в казну из государственной деревни. Новая люстрация свидетельствовала о разрушении фольварочно‑арендной системы и создании мелкоземельных площадей (статей), которые сдавались в аренду отдельно, что уменьшало прибыль от них в казну. Отмечались также чересполосица, одинаковый оброк с крестьян за разные по величине и качеству земли, нарушение прав крестьян на землю, которой они пользовались.

После поверочной люстрации все земли начали объединяться в сплошные просторы, стали появляться арендные фермы, сдававшиеся в аренду с торгов преимущественно представителям высших сословий. Пересматривались принципы начисления оброка на крестьян и допускалась замена их натуральными повинностями в пользу арендаторов. В ходе реформы в 4 белорусских губерниях на протяжении 1858–1862 гг. были созданы 703 фермы, стоимость которых была завышена приблизительно на 23 %. Это лишило крестьян возможности участвовать в торгах лучших хозяйств, потому что их материальное положение было несравнимо хуже, чем представителей высших сословий. Однако и последние не хотели брать в аренду фермы по завышенной цене, поэтому пришлось несколько раз пересматривать структуру ферм и проводить их новую переоценку, что потребовало дополнительных средств и ухудшило положение государственной деревни. Наделы крестьян уменьшались, а их угнетение усиливалось. Оброчные платежи и подати оказались выше на 19 % по сравнению с первой люстрацией.

Недовольство аграрными мероприятиями толкало государственных крестьян на борьбу с арендаторами и государством. В восстании 1863–1864 гг. в Польше, Литве и Беларуси участвовало большинство арендаторов. Этот момент стал решающим в судьбе государственной деревни. В соответствии с законом 1867 г. государственные крестьяне переводились с оброка на выкуп и становились владельцами своих наделов (см.: Ефимович А.В. Реформа М.Н. Муравьева в государственной деревне Беларуси. 1857–1862 гг. Минск, 2006. С. 14–15).

Изменения в реализации реформы, связанные с восстанием 1863–1864 гг. Значительные изменения в осуществление крестьянской реформы в Беларуси внесло восстание 1863–1864 гг. Указ от 1 марта 1863 г. вводил обязательный выкуп крестьянских наделов в Виленской, Гродненской, Ковенской, Минской губерниях и в инфлянтских поветах Витебской губернии. Крестьяне переставали быть временнообязанными и становились собственниками земли, выкупные платежи снижались на 20 %. 2 ноября 1863 г. этот указ был распространен на всю Витебскую и Могилевскую губернии. 9 апреля 1863 г. в Беларуси были созданы уездные комиссии для проверки и исправления уставных грамот. Согласно циркулярам от 18 октября 1863 г., обезземеленным в 1846–1856 гг. крестьянам выделялся трехдесятинный семейный надел и в полном объеме возвращалась земля, отобранная у них с 1857 г. Сделанные правительством уступки улучшили положение крестьян западных губерний, особенно по сравнению с другими регионами России, и создали более благоприятные условия для развития капитализма в Беларуси и Литве.

Результаты и значение аграрной реформы. Реформа 1861 г. дала значительный толчок развитию буржуазных отношений в России. За несколько десятилетий здесь произошли такие преобразования, на которые в некоторых странах Запада понадобились целые столетия. Вместе с тем реформа несла в себе много противоречий. В России осталось множество феодальных пережитков, что стало отличительной чертой и главной особенностью российского капитализма.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.236.171.181 (0.006 с.)