ТОП 10:

Культура Беларуси в первой половине XIX в.



 

Тенденции развития культуры Беларуси. Период с конца XVIII до 10‑х гг. XIX в. относится к эпохе Просвещения в Беларуси. Идейной основой этой эпохи стали труды философов‑просветителей, призывавших к переустройству общественного строя на рациональных, разумных началах. Они считали причиной всех страданий народа невежество и призывали достичь «царства разума» на Земле путем развития науки и широкого просвещения народных масс. Именно отсюда – само название эпохи.

В эпоху Просвещения в Беларуси получил распространение художественный стиль классицизм (от лат. classicus – образцовый). Рационализму просветительской философии наиболее соответствовало античное наследие, которое рассматривалось в рамках классицизма как идеальный образец. Творческое переосмысление наследия античного искусства привело к созданию неповторимых памятников литературы, изобразительного искусства, архитектуры.

Приблизительно с 10‑х гг. XIX в. в культуре Беларуси возникают ростки нового идейного и художественного направления – романтизма.В Западной Европе романтизм возник раньше. Он отражал разочарование итогами Французской буржуазной революции конца XVIII в. В противовес просветительскому рационализму мировоззрение эпохи романтизма проникнуто утверждением превосходства духовного начала над разумом. Романтизм не являлся определенным художественным стилем, но в некоторых сферах художественной культуры (в литературе, живописи) выступал как альтернатива классицизму. Разочарованные действительностью романтики обратились к историческому прошлому. Это вызвало широкое распространение в изобразительном искусстве и литературе исторического жанра. Романтизм привнес в искусство идеи народности, ценности национальных традиций и быта.

Образование . С точки зрения просветителей, создать идеальное общество можно прежде всего с помощью правильного воспитания и образования. Под влиянием просветительских идей образование постепенно избавлялось от церковного влияния, переходило в подчинение государству и приобретало светский характер. Это обусловило проведение в Российской империи в последней трети XVIII – начале XIX в. ряда реформ в области образования. К этому времени в Беларуси сложилась довольно запутанная сеть учебных заведений, лишенных единого управления и не связанных между собой.

В 1802 г. было создано Министерство народного просвещения. Европейская часть России делилась на 6 учебных округов, каждый из которых возглавлял назначенный царем попечитель. Витебская, Гродненская, Минская, Могилевская губернии вошли в состав Виленского учебного округа, возглавляемого магнатом Адамом Чарторыйским. Научным и административным центром округа был Виленский университет, созданный в 1803 г. на базе реорганизованной Главной Виленской школы. В университете имелось 4 факультета: моральных и политических наук, физико‑математический, медицинский, литературный и свободных искусств, работали такие известные ученые, как И. Стройновский, Я. Снядецкий, И. Данилович, М. Бобровский, И. Лелевель и др. При университете действовали медицинский, ветеринарный, агрономический институты, астрономическая обсерватория, первый в России зоологический музей, три клиники, аптека, библиотека, был разбит один из самых богатых в Европе ботанических садов. Являясь центром Виленского учебного округа, университет разрабатывал программы и учебники для подчиненных школ. Образование, полученное в Виленском университете, не уступало образованию, которое давали лучшие западноевропейские высшие учебные заведения.

Виленскому университету подчинялись приходские училища (начальные школы), уездные училища и гимназии. В результате реформ расширилась сеть школ, прочное место в учебных планах заняли природоведческие дисциплины. Положительными результатами реформ являлись относительная доступность начальных учебных заведений, отсутствие ограничений национального характера, обеспечение девочкам права посещать школу. Однако необходимо отметить, что образование по‑прежнему оставалось привилегией детей шляхты, духовенства, богатых горожан, а крестьянские дети почти не имели возможности посещать школы. Такое положение объяснялось отсутствием у большинства населения средств на образование и незначительным количеством учебных заведений.

Важную роль в системе школьного образования продолжали играть католические учебные заведения, принадлежавшие различным католическим орденам. Значительная часть этих учебных заведений подчинялась ордену иезуитов. В 1812–1820 гг. действовала Полоцкая иезуитская академия, которая имела статус высшего учебного заведения и была центром особого иезуитского учебного округа. Католические учебные заведения стремились воспитать у учащихся пропольские настроения. Язык обучения был польский. Пропольской ориентации придерживалось и руководство Виленского университета. Все это содействовало полонизации большей части образованного населения Беларуси.

Российское правительство хорошо понимало опасность такой ситуации в области образования, особенно после восстания 1830–1831 гг. Среди мероприятий, направленных на расширение русского влияния в крае, было закрытие в 1832 г. Виленского университета и временная ликвидация Виленского учебного округа (до 1850 г.). В школах в обязательном порядке вводилось обучение на русском языке. Объединение униатской церкви с православной ускорило закрытие католических монастырей и их учебных заведений.

Начиналось зарождение профессионального образованияв Беларуси. В 1840 г. стала действовать Горы‑Горецкая земледельческая школа. В 1848 г. на ее базе был основан Горы‑Горецкий земледельческий институт – первое в России и одно из первых в Европе высших сельскохозяйственных учебных заведений. Срок обучения в институте, где преподавали общеобразовательные и специальные сельскохозяйственные дисциплины, составлял четыре года. При институте действовали завод по производству кирпича и дренажных труб, мастерская сельскохозяйственных машин, сыроварня, учебная пасека, музеи, ботанический сад, библиотека. Студенты и преподаватели занимались научно‑исследовательской деятельностью, участвовали в сельскохозяйственных съездах и выставках. За участие студентов и преподавателей в восстании 1863–1864 гг. институт был переведен в Петербург. Высшее сельскохозяйственное учебное заведение возобновило свою деятельность в Горках только в 1919 г. Сейчас это Белорусская сельскохозяйственная академия.

Литература . Для литературы Беларуси первой половины XIX в. было характерно переплетение идей Просвещения и романтизма, однако определяющими являлись романтические принципы. Именно романтическое мировоззрение с его вниманием к национальной культуре содействовало развитию фольклористики, использованию в художественном творчестве народных песен, сказок, преданий, что и привело к созданию первых произведений на белорусском языке.

Следует отметить, что часть уроженцев Беларуси работала на пользу польской культуры. Наиболее известной фигурой среди них является Адам Мицкевич, который писал свои произведения на польском языке, используя сюжеты белорусской истории и фольклора. Как представитель романтизма в польской литературе, Адам Мицкевич повлиял на творческую деятельность зачинателей белорусской литературы.

В первой половине XIX в. из среды ополяченной белорусской шляхты выделяются поэты и прозаики, которые создают белорусскоязычные произведения. Так, поэт и фольклорист Ян Чечотиздал 6 фольклорных сборников, где поместил белорусские песни в польском переводе и оригинале. По их образцу он и сам писал стихи на белорусском языке, в которых призывал гуманно относиться к крепостным крестьянам. Ян Барщевскийпочти всю свою жизнь посвятил собиранию фольклора. Он создал несколько стихотворений на белорусском языке и поэму «Рабункі мужыкоу». В своем главном произведении «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах», написанном на польском языке, автор литературно переработал фольклорный материал. Сюжеты и образы белорусского фольклора широко использовал Владислав Сырокомля.Большинство его произведений написано на польском языке, однако сохранились и некоторые белорусскоязычные стихи поэта. Именно Сырокомля поддержал стремление Дунина‑Марцинкевича писать по‑белорусски.

Поэт и драматург Винцент Дунин‑Марцинкевичосуществил переход от польской литературной традиции к собственно белорусской. При создании белорусскоязычных произведений перед автором вставал вопрос, для кого он пишет по‑белорусски. В условиях, когда шляхта брезговала «мужицким» языком, а основная масса населения была неграмотной, он мог рассчитывать только на небольшую группу патриотически настроенных интеллигентов. Однако поэт все же стал на путь использования белорусского слова как художественного средства.

Изобразительное искусство. В изобразительном искусстве Беларуси конца XVIII – первой половины XIX в. наблюдалось взаимодействие двух течений – классицизма и романтизма. Классицизм был официальным стилем, которого придерживалась Петербургская академия наук. В то же время в изобразительное искусство проникают элементы романтизма.

Переплетение черт классицизма и романтизма наблюдается в творчестве белорусского художника Иосифа Олешкевича.Он жил в Петербурге, однако часто приезжал в Беларусь, где создал ряд портретов. Некоторые из них выполнены в стиле классицизма (портрет А. Чарторыйского), в отдельных произведениях отражены романтические мотивы.

Валентин Ваниковичвошел в историю белорусской живописи как представитель романтизма. Мастерская Ваньковича в Минске была центром, вокруг которого группировались лучшие художественные силы города. Ее часто посещали художники Я. Дамель, М. Кулеша. Среди знакомых и друзей В. Ваньковича было много деятелей литературы и искусства Беларуси, Литвы, Польши, в том числе и Адам Мицкевич. Художник создал ряд их портретов в стиле романтизма. Полотно В. Ваньковича «Мицкевич на скале Аюдаг» является типичным примером романтического портрета.

Художник Ян Дамельоставил значительный след почти во всех жанрах изобразительного искусства. Наиболее известен он как мастер исторического жанра. Ян Дамель хорошо знал отечественную и античную историю, владел несколькими иностранными языками. В своих полотнах он стремился отразить наиболее яркие, кульминационные моменты исторического развития края. Художник создал такие картины, как «Смерть князя Понятовского», «Смерть Глинского в неволе», «Освобождение Т. Костюшко из темницы», «Отступление французов через Вильно в 1812 г.» и др. Кроме исторических полотен Я. Дамель написал ряд портретов и пейзажей.

Викентий Дмоховский известен как создатель романтических пейзажей. Художник в основном изображал места, связанные с жизнью и деятельностью своего друга А. Мицкевича («Озеро Свитязь», «Дом Мицкевича в Новогрудке», «Закат солнца» и др.). В пейзажах В. Дмоховского нет академической условности и скованности, они простые и естественные, но вместе с тем поэтичные и волнующие.

Иван Хруцкий вошел в историю белорусского искусства как представитель реалистического натюрморта и портрета. И. Хруцкий родился в семье униатского священника в местечке Улла Лепельского уезда Витебской губернии, образование получил в Петербургской академии художеств. Произведения художника проникнуты поэтическим ощущением быта, отличаются точностью в передаче натуры. В 1839 г. за натюрморт «Цветы и фрукты» он получил звание академика Петербургской академии художеств. Кроме натюрмортов и пейзажей И. Хруцкий написал много портретов, в том числе «Семейный портрет», «Портрет мальчика в соломенной шляпе».

Архитектура. С эпохой Просвещения связано установление стиля классицизма в архитектуре, отказ от чрезмерной сложности и причудливости архитектурных форм, присущих таким стилям, как барокко и рококо. В архитектурных композициях начали использоваться выразительные геометрические формы, приобрели распространение античная ордерная система и простые декоративные украшения. Классический ордерный портик[17]стал характерной частью дворцов, усадеб, некоторых культовых сооружений.

Становление классицизма прежде всего было связано с интенсивным развитием градостроительства. В белорусских городах стали появляться новые типы жилых и общественных зданий (канцелярии, больницы, гимназии), которые выделялись на фоне средневековой застройки своими правильными очертаниями. Впервые градостроительство приобрело государственное значение и начало рассматриваться как единая пространственная система, спланированная на рациональных началах. В первой половине XIX в. были разработаны планы застройки свыше 40 белорусских городов.

Яркое отражение классицизм нашел в дворцово‑усадебной архитектуре.Диапазон дворцово‑усадебного строительства был очень широким – от небольших усадеб мелкой шляхты до монументальных сооружений крупных магнатов. Среди выдающихся памятников белорусского классицизма выделяются Гомельский, Жиличский(Кировский район), Сновский(Несвижский район) дворцы.Строительство дворца в Гомеле началось в 1785 г., когда его владельцем стал известный русский полководец граф П. Румянцев. Дворец был выполнен в стиле классицизма с использованием таких его характерных элементов, как портик и колоннада. Величественное классическое строение символизировало высокий социальный статус его владельца. В 1834 г. гомельское поместье приобрел фельдмаршал граф И. Паскевич, который осуществил реконструкцию дворца с привнесением элементов романтизма. В результате дворец сохранил свои классические черты, однако некоторые элементы декора приобрели черты ренессансной или готической архитектуры. В это же время был создан пейзажный парк, украшенный гротами, мостиками, керамическими вазами, искусственными водоемами и другими декоративными элементами.

Наиболее значительное из культовых зданий эпохи классицизма в Беларуси – Петропавловский собор в Гомеле– было построено в 1809–1819 гг. по проекту английского архитектора Дж. Кларка. Собор создавался в то время, когда идеи классицизма возобладали над сложившимися ранее традициями строительства православных храмов. Характерные приемы композиции – шестиколонные портики дорического ордера, треугольные фронтоны. Величественный вид создается прорезанным 12 окнами световым барабаном, который завершается полусферическим куполом.

Классицизм господствовал в архитектуре Беларуси до середины XIX в. Альтернативой классицизму выступал романтизм, который проявлялся в основном в пейзажно‑парковом искусстве.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.209.80.87 (0.009 с.)