Конфессиональная политика. Возрождение религиозной жизни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конфессиональная политика. Возрождение религиозной жизни



 

В 1980‑е гг. в СССР и БССР начинают изменяться отношения между государством и религиозными конфессиями. Традиционное противостояние и конфронтация постепенно уступают место толерантности и взаимному уважению, сотрудничеству и взаимопониманию. Начинается процесс возрождения религиозной жизни. С религией верующие связывают гарантию политической и этноконфессиональной стабильности в обществе, нерушимость его духовности и морали, национальных обычаев и традиций народа.

На территории Беларуси восстанавливаются и строятся новые храмы, открываются новые приходы, увеличивается число верующих. В 2004 г. в Республике Беларусь было зарегистрировано 26 религиозных направлений. Около 80 % верующих отождествляют себя с православием, около 10 % – с католицизмом, около 2 % – с протестантизмом, 0,3 % – с иудаизмом.

Специфика религиозной ситуации в Беларуси определяется прежде всего ее геополитическим положением на рубеже между западной и восточной цивилизациями, сосуществованием и поочередным доминированием православия и католицизма. Государства, в состав которых в различные исторические периоды входила территория Беларуси, всегда характеризовались поликонфессиональностью. В Западной Беларуси традиционно сохраняется более высокий уровень религиозности (верующие составляют около 70–80 % населения) и соответственно гораздо больше религиозных общин, чем в восточных областях. Зато в 1980‑1990‑е гг. наиболее высокий количественный рост религиозных общин наблюдался в Центральной и Восточной Беларуси.

Религиозные организации Беларуси имеют значительные возможности для распространения своих вероучений. В последние 10 лет на территории Беларуси издавалось более 100 наименований периодических изданий, из которых 17 принадлежат православной церкви, 8 – католической, 4 – иудеям, 4 – мусульманам, 73 издания выпускаются новыми религиозными движениями. Кроме того, на территорию республики из‑за границы завозилось 256 наименований религиозной литературы.

Православная церковь. По количеству общин и числу верующих среди других религиозных объединений Белорусская православная церковь занимает первое место. С 1986 по 2003 г. государство передало православным общинам более 350 культовых сооружений (церквей), закрытых до этого для богослужения. В их числе женские монастыри Спасо‑Ефросиньевский в Полоцке и Рождества Богородицы в Гродно. Для подготовки священников с 1989 г. на базе Жировичского Свято‑Успенского мужского монастыря действует Минская духовная семинария. Сейчас это высшее религиозное учебное заведение – Минская духовная академия. При семинарии действуют воскресная школа и регентский класс. Профессию регента и псаломщика получают также выпускники Минского и Витебского духовных училищ.

В 1989 г. были возрождены Полоцкая, Могилевская и Пинская епархии, в 1990 г. восстановлена Гомельская епархиальная кафедра и основана Брестская епархиальная кафедра, в 1991 г. основаны Новогрудская и Гродненская, в 1992 г. – Туровская и Витебская кафедры. Вместе с Минской все 10 епархий входят в состав основанного в 1989 г. Белорусского Экзархата Русской православной церкви. Другое официальное название Белорусского Экзархата – Белорусская православная церковь. Руководство ею осуществляет Синод во главе с Митрополитом Минским и Слуцким, Патриаршим Экзархом Всея Беларуси Филаретом.

На начало 2009 г. в Беларуси осуществляли свою деятельность 1473 православные общины, насчитывалось 1274 православных храма, 152 строилось. В Беларуси действовало также более 60 православных объединений, в том числе монастырей, братств, сестричеств, а также центров милосердия и просвещения. Они проводили работы по строительству и ремонту храмов, оказанию благотворительной помощи одиноким престарелым людям, уходу за больными, организации братских певчих хоров, библиотек, воскресных школ, осуществлению издательской деятельности.

Свидетельством неразрывной связи Белорусского Экзархата с Русской Православной Церковью явились визиты в Беларусь Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Во время первого визита в 1991 г. он посетил районы, пострадавшие от ядерной катастрофы на Чернобыльской АЭС. Алексий II посетил Беларусь также в связи с празднованием 50‑летия Победы в Великой Отечественной войне и в связи с 60‑летием ее начала. Во время своего визита в 2002 г. Патриарх Московский и Всея Руси принял участие в поклонении Жировичской иконе Божией Матери в Успенском мужском монастыре и в церемонии открытия здания Дома милосердия в Минске.

Возрождение религиозной жизни в других конфессиях. К числу традиционных религий в Беларуси относится вторая по количеству верующих церковь – католическая. За 1988–1997 гг. римско‑католической церкви были возвращены около 200 храмов. На начало 2009 г. в Беларуси зарегистрировано 467 римско‑католических общин, действовал 451 католический храм, возводилось 35. В приходах Беларуси служили около 300 ксендзов, более половины из которых были гражданами Польши.

Многие католические храмы Беларуси являются центрами не только религиозной, но и культурно‑просветительной жизни. Одним из таких центров стал костел святых Симона и Елены в Минске. При храме функционируют воскресная школа для детей и взрослых, молодежное общество «Свет жизни», организованы детский хор «Голос души», театры одного актера «Зніч» и «Анёл». Костелом основан католический журнал «Вера и жизнь». Издательским центром печатается многочисленная христианская литература на белорусском и польском языках. С 1995 г. действует католическое «Христианское общество милосердия». Нуждающимся людям оказывается гуманитарная и врачебная помощь, открыты бесплатные столовые.

По инициативе римско‑католической парафин г. Могилева с 1993 г. в городе проводится Международный фестиваль духовной (христианской) музыки «Магутны Божа». В фестивале принимают участие музыкальные коллективы из Украины, Польши, России, Германии, Франции и других стран.

В настоящее время в Республике Беларусь функционирует четыре епархии римско‑католической церкви – Витебская, Гродненская, Пинская и Минско‑Могилевская. С ноября 2007 г. главой Минско‑Могилевской архиепархии стал Архиепископ Митрополит Тадеуш Кондрусевич.

С начала 1990‑х гг. в Беларуси делались попытки возрождения униатской церкви. Этот процесс связан с поисками частью белорусскоязычной интеллигенции национальной церкви, в которой богослужение и культ должны быть связаны с национальной символикой, языком и традициями. В 2004 г. на территории Беларуси было зарегистрировано 13 униатских общин, в каждой из которых по 5–7 человек. Для подготовки профессиональных священников униатские общины направляют своих представителей в духовные учебные заведения Ватикана и Польши. В 1996 г. белорусские униаты торжественно отметили 400‑летний юбилей Брестской церковной унии. Возрождение униатской церкви в Беларуси большинством населения воспринимается как попытка раскола белорусского общества, экспорта чужой культурной традиции и организационной структуры, хотя насильственного насаждения униатства не происходит.

Число протестантских общин на территории Республики Беларусь увеличивается с каждым годом. Особенно значительное количество их зарегистрировано в Полесье (южные районы Брестской, Гомельской областей и частично Минской области). Зона устойчивого влияния протестантизма расширяется с запада на восток.

На начало 2009 г. в Беларуси насчитывалось 500 общин христиан веры евангельской и 269 общин евангельских христиан‑баптистов. Из других протестантских течений действовало 9 общин христиан веры апостольской, 72 общины адвентистов седьмого дня, 54 общины христиан полного Евангелия, 26 общин околохристианского течения свидетелей Иеговы.

С XIV в. на белорусских землях существует этноконфессио‑нальная группа евреев‑иудеев. В 1990‑е гг. религиозная жизнь иудеев в Республике Беларусь стала возобновляться. На начало 2009 г. в Беларуси было зарегистрировано 46 иудейских общин, функционировало 8 синагог и одна строилась. В Минске действовали духовное училище (ешибот), более 15 воскресных школ, еврейские классы в средних школах. Вопросы религиозной жизни освещались в 4 еврейских газетах. В связи с отсутствием местных раввинов общины приглашали проповедников из США и Израиля. Значительным событием в жизни белорусских евреев стало создание в 1998 г. Центра еврейской культуры, который воспринимается как центр возрождения национальной культуры с соответствующими атрибутами (ресторан национальной кухни, магазины кошерных продуктов и предметов религиозного культа, курсы по изучению иврита, истории и традиций еврейского народа).

На территории Беларуси также с XIV в. существует этно‑конфессиональная группа татар‑мусульман. На начало 2009 г. в Беларуси насчитывалось 25 мусульманских общин. Наибольшее их количество было зарегистрировано в Гродненской области – 8 общин. В стране действовало 6 мечетей, возводилась мечеть в Минске. Мусульманские общины входят в состав созданного в 1994 г. Мусульманского религиозного объединения Республики Беларусь, руководящим органом которого является муфтиат во главе с муфтием. С 1991 г. действует культурно‑просветительное белорусское объединение татар «Аль Китаб». Проводятся акции по культурно‑религиозной интеграции татар Беларуси, Литвы, Польши и Крыма, сохранению их этнической самобытности, возрождению исламской религии и культуры. В 1997 г. были проведены торжества по случаю 600‑летия с официальной даты появления на территории Беларуси первых поселений татар.

Нетрадиционные религиозные направления и движения. К этим направлениям относятся главным образом буддизм и индуизм (хатха‑йога, дзэн‑буддизм, огни‑йога, вайшнавы, кришнаиты, брахма кумарис и др.). Данные направления приобрели популярность в основном среди ученической молодежи и интеллигенции.

Деятельность экстремистских и деструктивных религиозных сект в Республике Беларусь запрещена.

Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповедания и религиозных организациях». Правовым выражением новой политики государства стало принятие Закона Республики Беларусь «О свободе вероисповедания и религиозных организациях», действующего с 1992 г. На протяжении 1990‑х гг. в него вносились изменения и дополнения. 27 июня 2002 г. была принята Палатой представителей и одобрена Советом Республики новая редакция Закона «О свободе вероисповедания и религиозных организациях». Он регулирует отношения в области прав человека и гражданина на свободу вероисповедания, а также определяет правовые основы создания и деятельности религиозных организаций исходя из права каждого на свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии; равенства религий перед законом; признания ведущей роли православной церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа; духовной, культурной и исторической роли католической церкви на территории Беларуси; неотделимости от общей истории народа Беларуси евангелическо‑лютеранской церкви, иудаизма и ислама; необходимости содействия достижению взаимного понимания, терпимости и уважения религиозных чувств граждан в вопросах свободы вероисповедания.

Руководство Республики Беларусь с уважением и пониманием относится ко всем религиозным конфессиям, и прежде всего к ведущей конфессии – православной. При этом условиями хороших отношений к конфессиям являются любовь к Беларуси и белорусскому народу, исполнение Конституции Республики Беларусь и ее законодательства, поддержка внутренней и внешней политики государства.

Систематически проходят встречи Президента страны А.Г. Лукашенко с иерархами православной, католической и других конфессий, на которых обсуждаются вопросы сотрудничества в духовно‑этической сфере, в воспитании у населения высоких моральных качеств, человеколюбия, патриотизма, любви к Родине. Руководители Республики Беларусь присутствуют на богослужениях, обращаются к иерархам церкви и верующим с речами, оказывают материальную и финансовую поддержку в восстановлении, строительстве и ремонте храмовых и монастырских сооружений. Постоянная и тесная связь между светским государством и церковью, которая официально отделена от государства, содействует установлению толерантности, мира и взаимопонимания между верующими различных конфессий, а также политической и этноконфессиональной стабильности в Республике Беларусь.

Важным событием, способствовавшим повышению духовности и морали славянских народов, стало празднование 1025‑летия Крещения Руси. Оно началось и завершилось на белорусской земле. 6–7 июня 2013 г. в Минске в зданиях Национальной академии наук, Национальной библиотеки, Минской городской ратуши и Дома милосердия православного прихода в честь Всех Святых состоялась международная конференция «Крещение Руси в судьбах народов Беларуси, России и Украины: выбор цивилизационного пути». Конференция открыла серию международных праздничных мероприятий на территории Беларуси, России и Украины – информационные недели, дни православного кино, литературные вечера, концерты духовной музыки, книжные выставки на темы христианской морали и духовности, экскурсии и туры с посещением культовых объектов, «круглые столы», собрания, фестивали в честь возрождения православия, выставки икон «Православный мир» и др.

Кульминацией празднования 1025‑летия Крещения Руси стали официальные торжества в конце июля 2013 г. в Москве, Киеве и Минске. 29 июля 2013 г. Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко поздравил православных христиан с 1025‑летием Крещения Руси, подчеркнув при этом, что церковь во все времена служила вестником надежды, проповедовала лучшие традиции милосердия, трудолюбия и преданности Родине. В центре Минска состоялся крестный ход в честь 1025‑летия Крещения Руси. Многочисленная колонна верующих и духовенства с хоругвями проследовала от стелы «Минск – город‑герой» до Минского замчища, где прошла Божественная литургия, в которой приняли участие Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, предстоятели других православных церквей, белорусские епископы. Литургию под открытым небом в центре Минска возглавил Патриарх Александрийский Федор. Иерархи православных церквей заложили капсулу с Памятной грамотой на месте древнейшего православного храма Минска, датируемого XI в. Атмосфера праздничного единения царила на концерте, посвященном 1025‑летию Крещения Руси. Празднования совпали с нахождением в Минске в храме‑памятнике в честь Всех Святых креста апостола Андрея Первозванного, привезенного из Греции. В празднованиях в Минске по случаю 1025‑летия Крещения Руси приняло участие более 85 тыс. человек.

 

§ 4. Республика Беларусь на пути рыночных реформ. Особенности белорусской модели социально‑экономического развития

 

Сущность рынка. Научной теории рынка, единого общепринятого его определения в литературе не существует. Рассматриваются самые простые явления рыночной экономики: равновесие спроса и предложения, излишний спрос и недостаточное предложение и т. д. Мало кто понимает, что нецивилизованный, грабительский, гангстерско‑мафиозный рынок – это хаос и случайность, большой базар, где все продается и покупается (в этом смысле рынок всегда существовал). Другое дело – цивилизованный, регулируемый государством, социально ориентированный рынок. Чтобы такой рынок установить, государство и монополии должны быть богатыми, иметь большие товарные запасы и деньги, что бывает редко. Не случайно наиболее пострадавшие во Второй мировой войне страны Западной Европы и Япония для восстановления своих экономик осуществляли централизованные программы и только после достижения равновесия спроса и предложения переходили к введению рыночных механизмов.

Рынок должен быть регулятором и стимулятором производства и потребления, средством достижения общественных целей – усиления могущества Родины, повышения уровня жизни народа. Есть другая, политико‑экономическая мотивация: рынок – средство капитализации экономики, создания буржуазии, возрождения капитализма в стране. Первый подход к рынку можно считать общецивилизованным, второй – классовым. Они являются средством для настоящего понимания и признания рыночной экономики, здесь проходит водораздел между ее сторонниками и противниками. Против общецивилизованного понимания рынка никто не выступает, борьба идет вокруг капитализации экономики и общества в целом.

Рынок появляется как результат высокой цивилизованности, культуры, производительности труда, а не как их предпосылка. Вот почему странам Запада понадобились столетия, чтобы сформировать систему более или менее цивилизованных рыночных отношений на капиталистической основе, вырастить современного предпринимателя, обеспечить социальную стабильность. Рыночная экономика функционирует почти во всех странах, однако ежегодно от голода или связанных с ним причин в мире умирает около 20 млн человек, не менее 435 млн человек на Земле страдают от недостатка продуктов питания. Значит, сама по себе рыночная экономика не обеспечивает высокий уровень жизни людей.

Пришло время сказать правду и развеять созданные в годы перестройки мифы о том, будто рынок по своей природе является гуманным, содействует расцвету экономики, обеспечивает людям богатство и счастье. Жизнь показывает, что рынок как атрибут либерально‑буржуазной модели развития общества является агрессивным и аморальным по своей сути. Его главная задача – получение прибыли любыми средствами. Дело в том, что прибыль возникает тогда, когда один из конкурентов знает о положении на рынке больше, чем другой. Если же об этом положении одинаково информированы все, рыночная экономика перестает функционировать, так как неоткуда взяться прибыли. «Не обманешь – не продашь выгодно, с прибылью» – таков, к сожалению, аморальный лозунг рынка. Мораль и рынок – понятия не всегда совместимые. А общество, которое отрицает моральные ценности, будущего не имеет.

Величина прибыли во многом зависит от могущества государства и его места в мировой рыночной системе. Например, российский капитал (на его прибыль идет столько процентов валового внутреннего продукта, сколько на всю национальную зарплату) «снимает» прибыль только со своего населения. Американский же капитал «щиплет» прибыль со всех стран и народов мира, в том числе и с народов постсоциалистических стран. А тех, кто не желает, чтобы их «щипали», США объявляют государствами‑изгоями и применяют против них различные санкции, в том числе и военные (примером тому Югославия, Ирак, Ливия, КНДР и др.).

Современный рыночный капитализм, львиную долю выгоды которого потребляют США, не в состоянии одинаково удовлетворить потребности всех его участников. Рынок, как всеохватывающая система функционирования национальных экономик и мирового хозяйства, исчерпывает свои возможности. Проблематичным становится также руководство хозяйственными связями. В такой ситуации мощная и сознательная опора на государство является безальтернативной.

Рыночные реформы в Республике Беларусь в 1992–1994 гг. С окончательным уничтожением СССР и созданием суверенных государств рыночные реформы вступили в новую фазу. Они стали проводиться по западным рецептам, в первую очередь по рецептам «шоковой терапии» Международного валютного фонда (МВФ) для слаборазвитых стран. Их осуществляли не очень авторитетные и профессиональные люди, которых в народе называли «мэнээсы» (младшие научные сотрудники) и «завлабы» (заведующими лабораториями). Внуки и правнуки большевистских комиссаров времен Гражданской войны продемонстрировали вывернутый изнутри большевизм. То, на что Западу понадобились столетия, они сделали попытку ввести сразу же или через 500 дней. Особенности советской модернизации полностью игнорировались. Поэтому разрушительный характер их реформ был неизбежен.

Проведение реформ в 1992–1994 гг. позволило создать в Беларуси необходимый минимум основных рыночных институтов, нормативно‑правовых документов, преобразовать систему государственного управления экономикой в новую систему, которая в определенной степени опирается на рыночные регуляторы. Вместе с тем потери белорусского рынка значительно превышали его достижения: разрушение ранее существовавших производственно‑экономических связей и «обвальный» спад производства на 50 % и более по сравнению с концом 1980‑х гг., что угрожало государству потерей независимости и превращением в колонию; раскручивание инфляционной спирали и катастрофическое падение курса белорусских денег, критическое положение с обеспечением хозяйства энергоресурсами; галопирующий рост цен (их либерализация не привела к установлению равновесных цен, что является особенностью рынка, основанного на механизме свободной конкуренции); резкое падение жизненного уровня большинства населения, рост безработицы, обострение других социальных проблем.

Модель рыночных реформ методом «шоковой терапии», построенная по рекомендациям Международного валютного фонда, потерпела провал летом 1994 г. во время выборов первого Президента Республики Беларусь. Мандат на проведение нового варианта реформ получил первый Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко.

Для преодоления кризисных явлений и недостатков, а также для определения перспективных задач в проведении рыночных реформ были разработаны «Основные направления социально‑экономического развития Республики Беларусь на 1996–2000 годы». 20 октября 1996 г. участники первого Всебелорусского народного собрания одобрили этот документ.

Особенности белорусской модели социально‑экономического развития в 1994–2013 гг. Во‑первых, в центре белорусской модели социально‑экономического развития находится человек с его интересами, стремлениями, желанием жить в свободной, демократической и процветающей стране. Все во имя человека и для его благосостояния, государство для народа, а не народ для государства – таков глубинный смысл белорусской модели социально‑экономического развития, внутренней и внешней политики Республики Беларусь. Государство для народа заботится и будет заботиться о росте заработной платы, пенсий, стипендий и других выплат населению, об улучшении жилищных условий, условий труда и отдыха, чтобы человек чувствовал себя комфортно, гордился тем, что он живет и работает в стране, имя которой Республика Беларусь.

Во‑вторых, руководство государства отказалось от либеральной модели рынка и взяло на вооружение социально ориентированную модель рыночной экономики. Используя ее, государство проводит сильную и эффективную экономическую и социальную политику, защищает интересы всех классов и слоев населения, в том числе и тех, кто по разным причинам зарабатывает мало, или совсем ничего не зарабатывает (престарелые, инвалиды, многодетные семьи, студенты, учащиеся и т. д.). Это исключает социальные катаклизмы и обеспечивает социальную стабильность в обществе.

В‑третьих, учитывая опыт стран с развитой рыночной инфраструктурой, Республика Беларусь стала на путь государственного регулирования экономики. Проведение государственной патерналистской политики обеспечивает повышение эффективности экономики, защиту интересов отечественных производителей, недопущение «проедания» кредитов, усиления инфляции, развития криминальных и теневых структур.

В‑четвертых, остановлена дикая «прихватизация», разворовывание кучкой дельцов общенародного богатства и создание крупных частных капиталов, большая часть которых имеют криминальную природу. Приватизация проводится при участии и под контролем государства, в интересах укрепления его могущества и повышения благосостояния народа.

В‑пятых, народ и государство отказались от купли‑продажи земель сельскохозяйственного назначения, от демонтажа крупного колхозно‑совхозного производства и замены его крестьянским (фермерским) хозяйством. Колхоз, сельскохозяйственный производственный кооператив, крестьянское (фермерское) хозяйство имеют равные права и возможности существования, если они эффективно работают на земле.

В‑шестых, Республика Беларусь открыта для экономического сотрудничества со всеми странами мира. Она привлекает в народное хозяйство капиталы отечественных и иностранных инвесторов. Однако необходимо помнить, что в экономике дореволюционной России, в том числе и Беларуси, правил иностранный капитал. Самые крупные предприятия находились в частной собственности или в аренде у зарубежных капиталистов, а страна и ее народ были бедными. Поэтому сегодня, при наличии мощного производственно‑экономического, научно‑технического и интеллектуального потенциала, ставку следует делать на собственные силы и средства, иностранные инвестиции необходимо привлекать в том случае, когда они дают экономическую выгоду и соответствуют национальным интересам.

Буржуазная пропаганда, стараясь принизить белорусскую модель социально‑экономического развития, муссирует тезис о более низком уровне жизни в нашей стране по сравнению со странами Запада. При этом не учитывается взаимодействие различных причин и обстоятельств, оказывающих влияние на уровень жизни людей. Например, в 1988 г. в СССР выпускалось в 2 раза больше цемента, но в 8 раз меньше картона и фанеры, чем в США. В США на душу населения приходилось 49 м2 жилья, а в Советском Союзе – только 15 м2. Но при этом 3/4 населения США жили в дешевых, неморозоустойчивых жилых домах из деревянных планок, фанеры и картона. Северная граница Соединенных Штатов Америки проходит на широте г. Волгограда и там картонно‑фанерные домики пригодны для жилья, а в Советском Союзе из‑за холодов требовались капитальные строения из кирпича и цемента либо из добротных лесоматериалов.

Различны климатические условия и для хозяйствования на земле. Например, в Западной Европе кратность периода для посева и уборки урожая составляет восемь‑девять месяцев, а в странах – республиках бывшего Советского Союза – четыре‑шесть месяцев. Дожди у нас обычно выпадают во второй половине лета, в период уборки урожая, а засуха, отсутствие осадков обычно наблюдаются весной и ранним летом, тогда как в Западной Европе дожди выпадают равномерно. В Канаде большинство населения живет в южных районах, на широте Крыма, а на широте Курска и Воронежа в этой стране почти нет сельского хозяйства. Страны Скандинавии омываются теплым течением Гольфстрима, зима в Южной Скандинавии более короткая и теплая, чем в расположенной на 1800 км южнее Кубанской степи.

Главным результатом социально‑экономического развития Республики Беларусь в 1994–2010 гг. явилось то, что в стране создана и действует оптимальная социально‑экономическая система, основанная на постепенном, эволюционном пути экономических преобразований, без обвальной приватизации и «шоковой терапии». Страна сохранила и приумножила богатства, созданные трудом всего народа, не продала за бесценок землю, заводы и фабрики. Обеспечены высокие темпы экономического роста: прирост валового внутреннего продукта в Республике Беларусь ежегодно составлял в 2001–2005 гг. 7,5 % против 3,5 % среднемирового. Сохранены и углублены социальные гарантии для людей – жилье, пенсии, бесплатные за счет бюджета образование и лечение.

Перспективы социально‑экономического развития страны в 2011–2015 гг. В материалах и решениях четвертого Всебелорусского народного собрания отмечалось, что валовой внутренний продукт за 2006–2010 гг. увеличился более чем на 40 % при снижении его энергоемкости на четверть. Инвестиции в основной капитал увеличились более чем в 2 раза, реальные денежные доходы населения – на 75 %. В целом за первое десятилетие XXI в. валовой внутренний продукт Республики Беларусь удвоился.

Четвертое Всебелорусское народное собрание поддержало предложенную руководством Республики Беларусь главную цель – рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально‑экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Собрание определило приоритетные направления социально‑экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 гг

• развитие человеческого потенциала, включая повышение благосостояния, рост рождаемости, увеличение продолжительности жизни и укрепление здоровья граждан;

• радикальная модернизация всех отраслей экономики, создание новых наукоемких, высокотехнологических производств;

• повышение качества образования;

• стимулирование предпринимательства и деловой инициативы;

• рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли;

• развитие импортозамещающих производств;

• устойчивое развитие регионов;

• строительство качественного и доступного жилья;

• повышение эффективности агропромышленного комплекса.

Энергетическая безопасность и сбалансированность внешней торговли рассматриваются в качестве важнейших задач, обеспечивающих независимость страны, ее последовательное развитие, повышение благосостояния граждан.

Сегодня Республика Беларусь – стабильная, цивилизованная страна с мощной экономикой, развитыми наукой и культурой, одной из лучших в мире систем образования. Сильная государственная власть, социальная политика в интересах людей, опора на народ – секрет успехов Республики Беларусь.

Вместе с тем в 2011 г. в финансово‑экономической сфере Республики Беларусь возникла сложная ситуация: у государства не хватило валюты для расчета за поставляемые в страну товары и услуги. Это было обусловлено новой волной финансово‑экономического кризиса в странах Евросоюза и в США (что создало дополнительные трудности в реализации продукции белорусских предприятий), увеличением за последние годы в несколько раз цен на углеводородное сырье и комплектующие материалы, выбрасыванием на рынок инфляционных бумажных денег для финансирования государственных программ, миллиардными затратами валюты для покупки гражданами за рубежом легковых автомобилей, панической скупкой населением валюты, а также превышением импорта над экспортом: покупали за рубежом товаров и услуг больше, чем продавали там товаров и услуг, произведенных в стране. Жили не всегда по средствам, жили в долг, за счет кредитов. В результате произошла девальвация белорусского рубля почти в 3 раза и соответственно выросли цены на товары и услуги на внутреннем рынке. Уровень жизни народа снизился.

Для обеспечения стабильности белорусского рубля и пополнения золотовалютных ресурсов руководство Республики Беларусь было вынуждено обратиться к международным финансовым организациям с целью получения выгодных для нас кредитов.

На заседании Совета Министров Республики Беларусь 1 марта 2013 г., посвященном итогам социально‑экономического развития страны в 2012 г. и задачам на 2013 г., Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко отметил, что в стране существенно замедлились темпы инфляции, получено положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами, достигнута стабильная ситуация на внутреннем валютном рынке. Сохранены золотовалютные резервы при полном и своевременном выполнении страной внешних и внутренних валютных обязательств. В важнейших секторах белорусской экономики – промышленности и сельском хозяйстве – обеспечены в целом хорошие темпы роста. В Беларуси удалось собрать рекордный урожай – более 9 млн тонн зерна, в то время как во всех странах СНГ сбор зерновых значительно сократился. Несмотря на экономический кризис и рецессию в мире, в Республике Беларусь обвала экономики не произошло.

В 2012 г. удалось закрепить позитивные тенденции в социальной сфере. Реальные доходы населения выросли на 21 %. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в стране в декабре 2012 г. составила чуть менее 5 млн бел. руб. (552 дол. США), в том числе в бюджетной сфере – около 418 дол. США в эквиваленте. Размер пенсий на протяжении года повышался четырежды и в декабре 2012 г. составил почти 2 млн бел. руб. (220 дол. США). Вклады увеличились в 1,6 раза.

Вместе с тем в 2012 г. в Республике Беларусь не было обеспечено выполнение 5 из 12 важнейших параметров прогноза социально‑экономического развития: по валовому внутреннему продукту, продукции промышленности, снижению уровня материалоемкости в промышленности, энергоемкости валового внутреннего продукта и привлечению прямых иностранных инвестиций. Практически все области не достигли прогнозных значений по росту валового регионального продукта, а г. Минск даже не вышел на уровень 2011 г. (96 % при прогнозе 104,5 %). Деятельность Совета Министров и местных органов власти, а также хозяйственных органов и руководителей предприятий была подвергнута резкой критике.

Основными направлениями преодоления трудностей являются модернизация промышленного и сельскохозяйственного производства, выпуск конкурентоспособной продукции и умение ее продать за рубежом, опережающие темпы роста производительности труда по сравнению с темпами роста заработной платы, способность жить по средствам, а не в долг, за счет кредитов (хотим жить лучше – нужно лучше работать). Преодолению трудностей в финансово‑экономической сфере должно способствовать создание единого таможенного и экономического пространства Беларуси, России и Казахстана.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 538; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.061 с.)