Особенности государственного строя великого княжества Литовского. Три статута вкл 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности государственного строя великого княжества Литовского. Три статута вкл



 

Политическая структура и государственный строй в Великом Княжестве Литовском отличались от таковых в Московском государстве. Во‑первых, если в Московском государстве все присоединенные земли были лишены самостоятельности, то присоединенные к Литовскому государству славянские земли сохраняли свою самобытность и относительную самостоятельность. Формировалась система федерализма.

Во‑вторых, в Московском государстве господствующей являлась удельная система, где земли после смерти владельца делились между наследниками. В Великом Княжестве Литовском утвердилась система наместничества: после смерти князя один из наследников занимал его место, а остальные уходили «кормиться» в другие края.

В‑третьих, Московское государство с самого начала формировалось как единое централизованное государство, как наследственная и абсолютная монархия, где монарх был неограниченным властителем, свободно распоряжался жизнью и состоянием своих подчиненных. Последние имели только обязательства и не имели никаких прав. Великое Княжество Литовское формировалось как монархия с элементами федерализма, где княжества сохраняли относительную самостоятельность.

В дальнейшем Великое Княжество Литовское постепенно приобретало статус ограниченной монархии. Это произошло потому, что условия Кревской унии 1385 г. с Польшей предусматривали не наследственную, а выборную великокняжескую власть, устанавливаемую с согласия польских панов и короля, а также потому, что отмена при Витовте областных княжений и введение системы наместничества содействовали количественному росту и политическому возвышению шляхты, которая не хотела неограниченной власти великого князя и добивалась больших прав для себя. Главной обязанностью шляхты являлась воинская служба и исполнение чиновничьих функций. Независимо от имущественного положения шляхтичи оставались свободными людьми, им была гарантирована личная и имущественная неприкосновенность.

Возвышению военно‑служилого сословия (шляхты) во многом содействовали войны, которых было немало в конце XV – первой половине XVI в. До этого великокняжеская власть видела в шляхте основную силу в борьбе с крупными земельными магнатами. Используя это, шляхта добилась наследственного права на землю, привилегий в торговле, освобождения от налогов, возможности беспошлинного вывоза за границу леса, зерна, скота и ввоза импортных товаров.

В первой половине XVI в. шляхту уравняли в правах с феодальными магнатами, ей была гарантирована политическая, личная и имущественная неприкосновенность, дана возможность занимать высшие государственные должности. Постепенно термин «шляхта» начинает употребляться относительно всех феодалов Великого Княжества Литовского. Завершается процесс оформления и консолидации различных групп господствующего класса в одно шляхетское привилегированное сословие. Однако руководящая политическая роль в государстве была сохранена за магнатами, они подлежали отдельной юрисдикции.

В Великом Княжестве Литовском имелись некоторые особенности государственного управления. Во‑первых, они проявлялись в том, что упразднение областных княжений и введение системы наместничества в ВКЛ не сопровождалось переносом функций местного управления в центр, как это происходило в Московском государстве. В руках великого князя литовского не концентрировалось так много текущих дел, как у московского государя и его Думы. Поэтому в Великом Княжестве Литовском первоначально не создавалось почти никаких централизованных учреждений.

Во‑вторых, в XIV в. при великом князе литовском по аналогии с Московским государством существовала Дума. Однако в отличие от Московского государства Дума в Великом Княжестве Литовском не была государственным учреждением. Это было совещательное учреждение при великом князе, к которому он привлекал полезных и нужных людей. Первоначально в Думе главную роль играли князья, потом – бояре, ограничивающие власть великого князя.

В‑третьих, Дума постепенно трансформировалась в высший орган исполнительной власти страны – раду панов (паны‑раду). Название и структура этого учреждения формировались, очевидно, под польским влиянием. По Городельскому привил ею 1413 г. в паны‑раду могли входить только католики, но затем и православные получили доступ в высший орган исполнительной власти страны.

Рада панов до середины XVI в. состояла из 45, а потом – из 65 человек. В ее состав входили канцлер, подканцлер, католические епископы, воеводы и каштеляны, гетман (командующий вооруженными силами), подскарбий (управляющий финансами), маршалки дворовые и клерки‑чиновники, маршалки земские (председательствовали на заседаниях рады и сейма), некоторые местные старосты, лично приглашенные богатые и знатные люди, а также писари. Названия государственных чинов были польские.

Важную роль в управлении Великим Княжеством Литовским играл канцлер. В отличие от большинства западноевропейских стран, должность канцлера давалась светским лицам пожизненно. Основными функциями канцлера являлись: управление канцелярией ВКЛ, хранение государственной печати, ответственность за правовое соответствие изданных канцелярских писем, написание пергаментных и бумажных документов, старшинство в раде панов, контроль за рассылкой приглашений на сейм, ответственность за подготовку статистических документов, регулирование правовых отношений в государстве. Участие канцлера в политической жизни страны приводило к передаче части его функций, связанных с управлением канцелярией, старшему писарю, а сам канцлер исполнял роль советника великого князя литовского. Внешнеполитическая компетенция канцлера ограничивалась направлением посольств и обеспечением их безопасности, а также подготовкой международных договоров.

Поскольку собрать всех панов рады было тяжело, решения принимали те, кто был рядом с князем, так называемая тайная рада из 12 человек. Последняя для решения текущих дел выделяла раду приднейшую из 5 человек (виленские бискуп, воевода и каштелян; трокские воевода и каштелян).

Основные дела Великого Княжества Литовского решались бальным сеймом (соймом), который состоял из всех членов панов‑рады, всех епископов, в том числе православных и униатских, старост поветов, а также избранных депутатов из числа шляхты (по 2 от каждого повета). Сейм определял внутреннюю и внешнюю политику, обсуждал законодательные акты, устанавливал налоги, рассматривал судебные дела, выбирал великого князя и утверждал кандидатов на наиболее важные посты.

Местное управление в Великом Княжестве Литовском было довольно сложным. В стране еще сохранялись некоторые древние княжества во главе с князьями, правда, лишенными бывших привилегий. Часть княжеств была преобразована в воеводства во главе с воеводами. Крупной административно‑территориальной единицей были поветы во главе с поветовыми старостами. Сборами налогов занимались ключники. Имелись и другие должности, посредством которых велось управление на местах. Это – сельские старосты, волостные старшины, сотские (выборное лицо от сотни крестьян, помогавшее полиции поддерживать порядок в деревне), десятские (лицо, формально выборное, а фактически назначаемое феодалом от каждых десяти крестьян для исполнения административно‑полицейских функций), старцы (избираемое крестьянами деревни лицо крестьянского самоуправления, следившее за поддержанием порядка в деревне, за строительством дорог, мостов, замков и др.), войты (с укреплением феодализма и закрепощением крестьян вместо старцев феодалы стали назначать войтов). Особое правление имели некоторые города.

Местное правление также имело свои представительские органы – местные сеймики, которые собирались в воеводствах и поветах. В их работе участвовали все местные феодалы. На местных сеймиках выбирали депутатов и в вальный сейм.

В 1506 г. в Великом Княжестве Литовском было введено правило, в соответствии с которым все законы и распоряжения общего характера должны были издаваться князем только с согласия панов‑рады. В Статуте ВКЛ 1529 г. содержалось правило об издании привилеев исключительно на вальном сейме. Политический режим Великого Княжества Литовского приобретал черты парламентской монархии.

В 1468 г. при Казимире Ягайловиче был создан Судебник, явившийся первой попыткой кодификации права в Великом Княжестве Литовском. С 1522 по 1529 г. продолжалась работа по кодификации права ВКЛ. Ее результатом стало принятие 9 сентября 1529 г. Первого Статута Великого Княжества Литовского, самого крупного сборника законов в Европе. Ни в одной европейской стране не было ничего подобного. В Западной Европе в то время использовали римское право, не свое, а чужое, на латинском языке. Это был не закон, а университетское право, университетские учебники, а не сборники законов. В ВКЛ нормы разных областей права были сведены в свод законов – Статут, написанный на старобелорусском языке, языке, который понимал народ.

Первый Статут ВКЛ был поделен на 13 разделов (в римском праве – 2 раздела – гражданское и публичное право), каждый из которых состоял из статей, включавших правовые нормы. Статут закрепил нормы государственного права, ограничил власть великого князя. Если римское право – это учебник права, то Статут ВКЛ, включающий в себя нормы права, являлся своеобразной конституцией государства.

В 1564–1566 гг. в Великом Княжестве Литовском была проведена судебная реформа. Рассмотрением дел шляхты, мещан и крестьян, пойманных на месте совершения тяжких криминальных преступлений, занимался гродский (замковый) суд, заседания которого проводились в замке, или, как его называли в то время, – городе (гроде). Суд возглавлял воевода. Гродский (замковый) суд состоял из высшего и нижнего суда. Нижний суд, возглавляемый подвоеводой, рассматривал текущие дела. Высший суд являлся апелляционной инстанцией. Тут можно было обжаловать решения нижнего суда. Суд рассматривал также прошения о возвращении зависимых крестьян, выполнял нотариальные функции – удостоверял сделки, копии документов, исполнял приговоры и решения других судов.

Шляхта требовала, чтобы ее судил не великий князь и его администрация, а сама шляхта. С этой целью были созданы земские суды – выборные шляхетские сословные суды, независимые от местной администрации. Земский суд состоял из судьи, подсудьи и писаря, которые избирались пожизненно на поветовом сеймике шляхтой и утверждались потом великим князем литовским. При вступлении в должность они давали публичную присягу, что будут судить справедливо, независимо от материального и общественного положения людей, личного к ним отношения. Дела в земском суде рассматривались на сессиях. Сессии собирались 3 раза в год. Шляхтичей и других лиц, совершивших преступления во время военной службы, могли судить служебные лица командного состава армии: гетман, воевода, каштелян, маршалок, хорунжий.

Действовал в княжестве подкоморский суд, который занимался разрешением земельных споров между феодалами. Дела, направлявшиеся в подкоморский суд земским или гродским судом, рассматривались на месте с участием заинтересованных сторон. Осуществлял эту функцию подкоморий. Помощником подкомория при измерении и установлении границ землевладения был землемер. На месте границ землевладения подкоморий слушал объяснения сторон, показания свидетелей, рассматривал письменные доводы, выносил свое решение, показывал на местности, где должна проходить граница, устанавливал межевые знаки. Именно поэтому этот суд часто называли межевым. Решение подкомория передавалось в земский или гродский суд.

На ранней стадии развития государства и права возник конный суд, судьями которого могли быть все хозяева определенной местности: копные мужи или копные старцы. Они собирались на определенном месте – коповище, представлявшем собой возвышение из насыпанной и утрамбованной земли. На копном суде присутствовал представитель государства либо панской администрации (виж, возный), который следил за тем, чтобы не нарушались копное право и копные обычаи. «Горячая копа» созывалась сразу после совершения преступления и определенного места сбора не имела. Преступника могли даже покарать смертью: жалоба на решение копного суда не подавалась. Деятельность копного суда в Беларуси прекратилась в XVII–XVIII вв.

Самым высоким судебным органом был великокняжеский (господарский) суд, суд панов‑рады, и его разновидности: сеймовый суд (осуществлялся князем и радными панами во время сейма), суд комиссарский, асессорский суд и скарбовый трибунал. С 1581 г. высшей апелляционной инстанцией Великого Княжества Литовского стал Главный литовский трибунал. В его компетенцию входило рассмотрение жалоб на решения земских, гродских, под коморских судов, а также панских судов в отношении служилой шляхты, обвинявшейся в совершении тяжких преступлений. Трибунал рассматривал также жалобы на незаконные действия служебных лиц. Его заседания сначала проходили в Вильно, Троках, Новогородке и Минске, а с 1588 по 1755 г. – каждый год в Вильно и через год поочередно в Минске и Новогородке. В состав трибунала входило по 2 судьи от каждого повета, избиравшихся на поветовых сеймиках. Кандидат в судьи должен был быть уроженцем княжества, владеть поместьем, знать права и местные обычаи. Обычно для рассмотрения дел достаточно было коллегии из 2–7 человек, в полном же составе суд собирался только в важных случаях. Управлял работой трибунала избираемый судьями маршалок.

В исторической литературе Великое Княжество Литовское иногда ошибочно характеризуется как правовое государство.

На самом деле создание выборных, независимых от администрации судов для некоторых сословий свидетельствовало только о новом этапе в развитии правовой культуры общества. В то же время преобладающая часть населения – крестьяне и городские низы – были совсем лишены правовой защиты, их судьбой полностью распоряжались их хозяева – феодалы (паны), зажиточные жители города.

1 марта 1566 г. был введен в действие Второй Статут Великого Княжества Литовского, в котором сохранялись структура и статьи предыдущего статута, но был добавлен раздел о тестаментах (завещаниях). В Статут 1566 г. были введены новые нормы государственного и гражданского права – право владеть и свободно распоряжаться имениями, презумпция невиновности (если есть сомнения – не наказывать).

В 1588 г. был утвержден Третий Статут Великого Княжества Литовского. Он законодательно оформил самостоятельность Великого Княжества Литовского (как будто его составители ничего не знали о Люблинской унии!), провозгласил неприкосновенность его границ и территориальную целостность. Статут сформулировал «золотые шляхетские вольности», провозгласил равные права всего населения (на самом деле таких прав не было), право простых людей выбирать великого князя (такого права у народа также не было), свободу христианских религий, их равноправие, установил уголовную ответственность шляхтича за убийство простого человека. Против поляков была направлена статья 12 Статута: не давать права оседлости, званий, земли, государственных и духовных должностей иноземцам – полякам. Статут 1588 г. действовал и после того, как перестала существовать Речь Посполитая, вплоть до лета 1840 г. В «Пинской шляхте» В. Дунина‑Марцинкевича становой пристав карал разгневанных шляхтичей на основе указа Екатерины II и Литовского статута. В XVII в. Статут ВКЛ был переведен на польский, русский и немецкий языки, нашел применение в российском Соборном уложении 1649 г.

Таким образом, в XIII–XIV вв. Великое Княжество Литовское являлось феодальной наследственной монархией с относительной самостоятельностью княжеств, зачатками федерализма. В XV–XVI вв. Великое Княжество Литовское можно считать монархией во главе с великим князем литовским, власть которого ограничивалась Статутами ВКЛ, бальным сеймом (соймом) и радой панов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 2464; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.173 (0.013 с.)