Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекции сопровождаются демонстрацией фрагментов из фильмов.

Поиск

Предмет данного курса тесно связан с «Методикой тележурналистики». Он знакомит студентов с основными выразительными средствами экрана на материале документального кино, игровых фильмов и телевизионных передач. Цель и задачи курса состоят в том, чтобы:

— помочь студентам освоить многообразие этих средств;

— продемонстрировать на лучших примерах методы их использования для написания сценариев и создания экранных произведений;

— дать представление о том, как с помощью этих средств воплощать идеи, мысли и чувства в документальных произведениях разных жанров — информационных, публицистических, художественно-документальных.

Задачи курса определяют его структуру. Изучение выразительных возможностей экранных художественных средств начинается со знакомства студентов с истоками их становления в недрах классических искусств (живописи, скульптуры, архитектуры, театра, пантомимы, литературы, фотографии). Однако, опираясь на материал «предшественников» (и, прежде всего, на достижения и разработки игрового кинематографа), преподаватель должен в каждой лекции особое внимание обращать на то, как эти средства используются в документальном кино и телевидении. Теоретический материал постоянно иллюстрируется примерами из фильмов и передач, демонстрируемыми на мониторе во время занятий.

В лекциях прослеживается постепенное превращение технических (внешне фиксирующих действительность на пленку) средств — в художественные, т. е. приобретающие почти безграничные возможности проникновения вглубь человеческого характера, в суть человеческой жизни со всеми ее сложностями и оттенками.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение — 2 часа

Предмет и задачи курса. Экранное творчество как закономерный этап развития художественного мышления и эстетического освоения действительности. Философско-эстетические основы художественности. Определение понятий «художественный», «художественные средства выразительности». Краткая история их становления внутри классических искусств.

Тема 1, лекция — 2 часа

Рождение экранных средств выразительности. Фильмы и теории 20-40-х гг. XX века. Р. Канудо, Л. Деллюк, Г Рихтер, Ж. Дюллак и др. П. Рота, З. Кракауэр Советские художники-теоретики: С. Эйзенштейн, Л. Кулешов, Д. Вертов, Б. Балаш и др. Их вклад в развитие практики и теории мирового экрана.

Тема 2, лекция — 4 часа

Пластические средства экранной выразительности. Развитие пластического образа в движении, во времени и пространстве. Специфика изобразительных средств экрана. Изобразительный мир экрана. Движение камеры, кадр, план, ракурс. Свет, цвет Монтаж, ритм, стиль. Композиция кадра, надписи.

Тема 3, лекция — 2 часа

Звуковые средства экранной выразительности. Морфология звучащего мира. Звуковая перспектива Слово, диалог, монолог, закадровый текст, надписи, пауза, музыка, шумы.

Тема 4, лекция — 2 часа

Звукозрительный образ. Сложные пути его становления. Особенности создания звукозрительного образа в документальном киновидеофильме

Тема 5, лекция — 2 часа

Экранная драматургия. Синтез средств театральной драматургии, литературы, поэзии, иконографии, кинематографии. Сюжет и фабула. Проблемы композиции. Современная кли-повая драматургия.

Тема 6, семинарское занятие — 2 часа

Есть ли предел выразительных возможностей экранных средств?

ФИЛЬМОГРАФИЯ

Прибытие поезда (Братья Люмьер). Путешествие на Луну (Ж. Мельес). Нанук с севера (Р. Флаэрти). Оборона Севастополя (А. Ханжонков). Пиковая дама (Я. Протазанов). Человек с киноаппаратом (Д. Вертов). Падение династии Романовых (Э. Шуб). Одна (Г. Козинцев, Л. Трауберг). Мечта (Ю. Райзмана). Испания (Р. Кармен).

Великая Отечественная. 1-я серия (Р. Кармен). Нефтяники Каспия (Р. Кармен). Летопись полувека. Год 1946 (И. Беляев). Обыкновенный фашизм (М. Ромм). Стратегия победы. 1-я серия (Г. Шергова и др.). В. Туманов. Будешь драться... (М. Воинов). Вечное движение (М. Меркель). Шинов и другие (С. Зеликин). Власть Соловецкая (М. Голдовская). Тринадцатый (А. Михайловский). Исчезнувший в веках (Т. Семенов). Мария (А. Сокуров). Поминовение (Л. Бакрадзе). Высший суд (Г. Франк).

Список является ориентировочным и пополняется по мере записи новых произведений.

ЛИТЕРАТУРА

Аристарко Г. История теорий кино. - М., 1966.

Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М., 1974.

Базен А. Что такое кино? - М., 1972.

Бровченко Г. История Великой Отечественной войны на советском экране. - М., 1982.

Вейцман Е. Философия кино. - М., 1972.

Дробашенко С. Пространство экранного документа. - М., 1986.

Зайцева Л. Выразительные средства кино. - М., 1971.

Кракауэр 3. Природа фильма. - М., 1960.

Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. - Таллин, 1973.

Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. - М., 1966.

Муссинак Л. Рождение кино. - Л., 1926.

Монтегю А. Мир фильма. - Л., 1969.

Мачерет. А. О поэтике киноискусства. - М., 1981.

Рихтер Г. Борьба за фильм. - М., 1981. *

Строение фильма. - М., 1984.

Эйзенштейн С. Собр. соч. в 6 тт. Т.

Юровский А. Телевидение: поиски и решения. - М., 1983.

Киноведческие записи. - М., 1991, № 12. Киноведческие записи. - М., 1992, № 15. Киноведческие записи. - М., 1994, 21.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.108.134 (0.01 с.)