ТОП 10:

Программу подготовила доцент Г. Н.БРОВЧЕНКО.



ПРОГРАММА УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ

ПРАКТИКИ (I КУРС) И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ II, III И IV КУРСОВ

Работа телевизионного журналиста требует, помимо определенных природных данных, мировоззренческой позиции, соответствующего образовательного уровня, еще и специфических профессиональных навыков, которые нарабатываются путем постоянной тренировки, накопления практического опыта. Эффективное освоение журналистской профессии возможно только в результате углубленного изучения всего курса теоретических дисциплин в сочетании с повседневной творческой практикой. Первокурсники начинают учебу в университете, уже имея некоторый профессиональный опыт: как известно, абитуриенты представляют на творческих конкурс свои первые публикации. Чаще всего это газетные заметки и корреспонденции, очень редко — микрофонные папки телепередач. Те из первокурсников, кому удается выдержать дополнительный творческий конкурс и стать студентами телевизионного отделения, нередко почти ничего не знают об особенностях телепроизводства. Судят об избранной профессии лишь по тому, что видят на телеэкране, даже не догадываясь, что это лишь «надводная часть айсберга»: главная часть работы остается по ту сторону экрана — и это большой, кропотливый, тяжелый труд со своими технологическими, творческими, нравственными особенностями; труд, требующий от тележурналиста и физической выносливости, и крепких нервов, чувства юмора, умения работать в коллективе, ладить с коллегами, от которых не в меньшей степени, чем от тебя, зависят результативность работы и многое-многое другое.

Обо всем этом преподаватели, ведущие занятия по специальности, будут постоянно говорить будущим журналистам в аудиториях, просмотровых комнатах, учебной телестудии, но по-настоящему студенты почувствуют «вкус» профессии, ее радости и горести, трудности и творческие взлеты лишь в процессе самостоятельной работы в «настоящих» телекомпаниях, во время самостоятельной подготовки эфирной продукции. Как и в любом творческом вузе, на журфаке учеба и журналистская работа идут рука об руку, теория и практика неразрывны.

НЕПРЕРЫВНАЯ ПРАКТИКА

При всей опасности ранней профессионализации студентам рекомендуется как можно раньше начинать сотрудничать с различными органами массовой информации. Такое повседневное сотрудничество называется непрерывной практикой, которая предусмотрена учебным планом. С этой целью в расписании занятий (у студентов старших курсов) выделяются творческие дни, которые студенты должны целиком посвятить самостоятельному журналистскому творчеству. И напрасно некоторые студенты полагают, что это свободные дни: они свободны от аудиторных занятий, но вовсе не свободны от преподавательского контроля. Студенты регулярно пишут отчеты о непрерывной практике, представляют подготовленные ими материалы для обсуждения на занятиях по методике тележурналистики. Результаты непрерывной практики учитываются в процессе ежемесячной аттестации студентов, а также во время зачетов и экзаменов по дисциплинам специализации.

Тем студентам, кто по какой-либо причине не сумел найти место для прохождения непрерывной практики, преподаватели обычно оказывают помощь. Да и в факультетском отделе практики, как правило, известно, в каких телеорганизациях готовы принять практикантов или даже нуждаются в их помощи. Впрочем, известно, что те, кого, как говорится, «за руку» привели в ту или иную телекомпанию, долго там не задерживаются. Куда эффективнее собственный поиск, умение студента убедить руководство телекомпании в своей нужности и полезности. Такая «пробивная сила» — убедительное свидетельство организаторских способностей студента, его преданности избранной профессии, залог будущих творческих успехов.

УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА

После экзаменационной сессии, завершающей 2 семестр, студенты отправляются на первую летнюю практику, которая называетсяучебно-ознакомительной.

Цель учебно-ознакомительной практики — познакомить будущих журналистов с работой творческих коллективов средств массовой информации. Это знакомство может проходить в редакции газеты или журнала, на радио или телевидении — независимо от избранной студентом специализации. Можно считать особенно удачным, если практиканту удается побывать в нескольких редакциях, увидеть и почувствовать, чем отличается работа газетчика от радиожурналиста, телерепортера. Учебно-ознакомительная практика не предполагает интенсивной самостоятельной творческой деятельности студентов. Желательно, но не обязательно самим писать, снимать, монтировать журналистские материалы. Ознакомительные экскурсии в Останкинский телецентр, радиоредакции на Пятницкой улице, 25, издательский комплекс у станции метро «Улица 1905 года», любые формы сотрудничества с региональными журналистскими организациями (особенно для студентов-немосквичей, которые вполне могут провести летние каникулы в родных краях, успешно сочетая их с прохождением учебно-ознакомительной практики) — все это вполне приемлемые формы организации первой летней студенческой практики.

Первокурсников охотно принимают на стажировку кабельные телестудии микрорайонов: здесь терпимо относятся к недостаточному профессиональному мастерству практиканта и, что очень ценно для последнего, предоставляют возможность самостоятельного творчества.

Студенты-иностранцы могут проходить учебно-ознакомительную практику в Учебном телерадиоцентре факультета. Руководитель практики организует для них необходимые экскурсии.

Так или иначе, детальный разбор учебно-ознакомительной практики в III семестре не предусмотрен. Оценка за первую практику недифференцирована: зачет ставится за сам факт прохождения практики. Преподаватель, ведущий занятия по методике тележурналистики, знакомится с документами, представленными практикантом, при необходимости беседует со студентом, чтобы убедиться в достаточном уровне его знакомства с различными аспектами практической журналистской деятельности, и, принимая экзамен или зачет по методике тележурналистики, делает соответствующую запись в зачетной книжке, где фиксируются результаты всех производственных практик студента.

Важно заблаговременно предупредить первокурсника (и это делает руководитель профстудии, который в течение I-II семестров вводит будущих тележурналистов в избранную профессию) о том, что к началу сентября они должны подготовить по крайней мере два документа, необходимых для получения зачета по учебно-ознакомительной практике: 1) справку о прохождении практики; 2) отчет о прохождении практики.

Если студенту удалось подготовить самостоятельные журналистские материалы, к отчету прилагаются публикации, микрофонные папки, аудио - и видеокассеты с такими материалами.

Справка о прохождении практики выдается той организацией, где работал практикант, на служебном бланке, заверенном подписью руководителя или другого ответственного лица и печатью с указанием сроков пребывания практиканта в данной организации.

Отчет о прохождении практики подается в машинописном виде и содержит краткую характеристику организации, где проходила практика, журналистский (по форме) рассказ о впечатлениях практиканта, о том, что ему удалось узнать, сделать, с какими трудностями он столкнулся, оценкой собственных удач. Следует также указать номера телефонов организации и людей, руководивших практикой.

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА

Предполагается, что дальнейшее овладение профессией постепенно будет происходить от простого к сложному, от хроники к высшим формам экранной публицистики. Три производственные практики — после 2-4 курсов — как раз и предусматривают постепенное усложнение заданий.

Первая производственная практика проводится по окончании IV семестра в течение шести недель. Предпочтительно, чтобы практикант прошел ее в службе информации одной из телекомпаний. Предварительная договоренность о согласии принять студента на практику обеспечивается либо самим практикантом (в том случае, если непрерывная практика плавно перетекает в летнюю производственную), либо отделом практики факультета (в этом случае студенту выдается соответствующее ходатайство).

Хорошо, если в службе информации официально назначат руководителем практики опытного журналиста, мастера, который щедро поделится с практикантом своим опытом. Еще лучше, если студента зачислят в штат редакции на должность стажера, корреспондента или младшего редактора.

Цель первой производственной практики — углубленное знакомство с организацией работы службы информации, ее структурой, с планированием, подготовкой и выпуском ежедневных теленовостей. Первое время практикант наблюдает за работой журналистов редакции, выезжает вместе с ними на съемки, где получает представление о взаимодействии репортера с оператором и другими членами съемочной бригады. Затем студент переходит к выполнению самостоятельных заданий по сбору информации, подготовке информационных интервью. Студент подчиняется всем правилам внутреннего распорядка телекомпании, принимает участие в редакционных летучках и планерках.

Желательно, чтобы за время практики студент подготовил не менее 10 хроникальных сообщений (5 — на видео и 5 устных), столько же отредактировал. Однако, учитывая, что телевизионное отделение факультета готовит литературных работников телевидения, которые могут впоследствии стать корреспондентами и редакторами, комментаторами и продюсерами, студент во время первом производственной практики уже может сделать свой выбор (не беда, если со временем этот выбор изменится) и стремиться к выполнению только репортерских или редакторских обязанностей, или проявить себя как успешный организатор телепроизводства (администратор, продюсер). Студенты-международники, используя свои знания иностранного языка, нередко специализируются на просмотре и отборе информационных сообщений мировых агентств, зарубежных телекомпаний и подготовке видеообзоров, что после окончания факультета для некоторых из них станет, что называется, делом жизни.

Важным итогом первой производственной практики становится участие студента во всех «операциях» сбора, подготовки и выдачи новостей в эфир. Необходимо освоить «информационное поле»: научиться работать на телефоне, связываясь с возможными «объектами» новостей, внимательно относиться ко всем источникам официальной информации — печатной периодике, сообщениям агентств, различным документам. Студент должен побывать на брифингах и пресс-конференциях, съемках событийных и тематических репортажей, пользоваться каждой возможностью, чтобы принять участие в монтаже видеопленки.

Форм отчетности о практике. По возвращении на факультет студент обнаружит в расписании занятий V семестра новую для себя дисциплину — разбор практики. В течение семестра один раз в дне недели вся группа будет внимательно знакомиться срезультатами первой производственной практики каждого студента. На одном из первых сентябрьских занятий все студенты должны сдать преподавателю папку с материалами практики:

1) справкой о прохождении практики (см. указания о таком же документе, представляемом студентом после прохождения учебно-ознакомительной практики);

2) характеристикой-документом, подписанным руководителем телеорганизации или другим ответственным лицом и заверенным печатью, в котором руководители практики оценивают работу студента, его теоретическую подготовку, способности, профессиональные качества, дисциплинированность, работоспособность, заинтересованность в получении знаний и навыков; здесь же высказываются замечания и пожелания. (Возможно вместо двух отдельных документов представить единую справку-характеристику, объединяющую сведения обоих документов);

3) отчетом о практике (см. указания о таком же документе, представляемом студентом после прохождения учебно-ознакомительной практики. Очевидно, что отчет о первой производственной практике будет полнее и содержательнее, нежели рассказ первокурсника о первом знакомстве с работой СМИ. Высоко оценивается приложение к отчету в виде личного дневника практиканта, фиксирующего свои впечатления день за днем). Объем машинописного отчета должен быть более или менее значительным: рассказ о шести неделях творчества, поисков и разочарований, находок и обретений просто не может уместиться на полутора-двух страничках текста.

4) текстами, сценариями, видеокассетами с записью эфирных программ, в которые включались работы студента. Хорошо, если к заверенным микрофонным папкам прилагаются черновики: это позволит разобраться, почему сделанное практикантом подверглось переработке (бывает и так, что вмешательство в первоначальный текст представляется излишним). Тем важнее представить редакторскую правку в том случае, когда практикант занимался редактированием чужих материалов.

Аудиторные занятия по разбору практики проводятся не только для того, чтобы оценить работу практиканта; за первую производственную практику выставляется дифференцированная оценка. Разбор практики — ее естественное продолжение: на достижениях и успехах одного студента учится вся группа. Традиционно на каждом занятии один или несколько студентов выступают с устным обзором результатов своей летней практики, показывают свои работы, а группа обсуждает их, как на редакционной летучке. В итоге индивидуальный опыт становится коллективным. Вот почему высоко ценится творческая активность студентов во время обсуждения итогов практики сокурсников. Стало быть, оценка после разбора практики включает в себя не только результаты практики студента. Поскольку оценка за разбор практики выставляется на соответствующей странице зачетной книжки, куда записываются результаты экзаменов в V семестре, а оценка за первую производственную практику — на 30-й странице зачетки, то (в редких случаях) они могут не совпадать: скажем, студент успешно провел производственную практику, но пропускал занятия по разбору, не интересовался работой сокурсников, не умел грамотно и убедительно рецензировать чужие работы — в результате он получает за практику более высокий балл, чем за разбор практики, и наоборот: «незаладившаяся» летняя практика может быть частично компенсирована творческой активностью на занятиях по разбору практики.

Во второй половине декабря на факультете традиционно проводится День практики. Лучшие студенческие работы представляются к премированию, а участие студента в Дне практики — завершающий аккорд, также влияющий на оценку за практику. Только после этого события и с учетом его результатов преподаватель делает необходимые записи в экзаменационной ведомости и зачетных книжках.

Вторая производственная практика также проводится в течение шести недель, ее желательно пройти в отраслевой редакции, продюсерской фирме, чтобы познакомиться и принять участие в подготовке сложной сценарной передачи. Понятно, что крупные телекомпании вряд ли доверят практиканту самостоятельную подготовку ответственной тематической программы (на местных студиях это происходит сплошь и рядом), но после третьего курса студент вполне может провести интервью-анкету для «Темы», снять актуальный репортаж для проблемной передачи, предложить собственную «страничку» в детскую или молодежную программу («Там-там-новости», «До 16 и старше» и т. п.). Если производственная практика является продолжением непрерывной, известно, что студент предпочитает репортерскую работу и готовит себя к самостоятельной деятельности на корреспондентском поприще, допускается прохождение практики в службе информации (как и после второго курса), но количество и качество представленных материалов должны свидетельствовать о творческом росте практиканта.







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.137.159 (0.009 с.)