ТОП 10:

СОВРЕМЕННОЕ РАДИОВЕЩАНИЕ: СТРУКТУРА, ТИПОЛОГИЯ, ФУНКЦИИ



Спецкурс для студентов У курса

Современное радиовещание, как другие СМИ (и общество в целом), находится в процессе изменения, преобразования, потерь и обретений.

Цель спецкурса — рассмотреть изменяющуюся конкретику процесса и, одновременно, устойчивые структуры и функции, сущность которых сохраняется.

РАССМАТРИВАЮТСЯ ТЕМЫ

Радиовещание как система: системные признаки, современное состояние.

Структура современного радиовещания: государственное вещание.

Структура современного радиовещания: негосударственное вещание.

Типология современного радиовещания: теоретический подход, практические аспекты. Особенности журналистского труда на радиостанциях различных типов.

Понятие «функции радиовещания».

Понятие «дисфункции, эффекта бумеранга».

Современное радиовещание и аудитория: аспекты взаимоотношения.

Осуществление функций радиовещания в его практической деятельности (функции: интегративная, пропагандистская, агитационная, организаторская, контрольная, выражения и формирования общественного мнения, информационная, рекламная, просвещения, воспитательная, эстетическая, развлекательная, общения).

Взаимодействие радио, печати и телевидения.

Общее и специфическое в труде журналиста различных СМИ.

Обзор источников и публикаций.

ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ

Лекции, коллоквиумы, реферирование, прослушивание и обсуждение передач, встречи с работниками радиовещания.

ЛИТЕРАТУРА

Беляев С. В., Коробицын В. Н. Радиовещание России. Государственное и независимое вещание. М., 1995.

Васильева Т. В., Ковтун В. Г. Новые и традиционные информационные структуры Санкт-Петербурга и России. Учебное пособие-справочник. СПб., 1994.

Гаспарян В. В. Тележурналистика: вчера, сегодня, завтра. М., 1995.

Добчинский А. А. Городское радиовещание: ретроспектива, современное состояние, проблемы журналистского творчества. М., 1996.

Журналистика — XX век: эволюция и проблемы. СПб., 1996.

Законодательство Российской Федерации о средствах
массовой информации. М., 1996.

Тхагушев И. Н. Современное радиовещание в системе средств массовой информации//Система средств массовой информации России. Под ред. проф. Я. Н. Засурского. М., 1996. .

Шкондин М. В. Средства массовой информации: системные характеристики. М., 1995.

РАЗДЕЛ IV. ОБ ИСКУССТВЕ ЗВУЧАЩЕЙ РЕЧИ

(методические указания)

1. Автор знаменитого словаря правильного произношения С. И. Ожегов писал: «Общественная деятельность, пресса, литература, радио, звуковое кино стали достоянием широких масс. Надо, чтобы и речь была правильной и выразительной». Задача радио и тележурналистов, выходящих в эфир, - научиться констатировать и доносить до слушателей, зрителей факт, заключенный в том или ином речевом высказывании. Это предполагает изучение основ логики звучащей речи. Этот процесс следует распределить следующим образом: от постепенного частного разбора отдельных понятий - составных частей текстового материала, прийти к анализу всего текстового периода в целом. А затем определить сверхзадачу, точнее, логическую перспективу создания всего материала - статьи, интервью, информационной заметки, репортажа и т. д. На первом этапе будущие радио - и тележурналисты должны научиться ясно, четко, грамотно и последовательно передавать слушателям определенные понятия, представления, факты.

2. Второй этап воспитания культуры звучащей речи предполагает работу будущих журналистов над текстом с целью выработки умения правильно, целенаправленно, точно оперировать данным текстом, вернее воздействовать на своего постоянного партнера - слушателя либо зрителя. Как известно, любое предложение состоит из главных - знаменательных и вспомогательных - служебных слов. Умение выделить опорные, основные слова с помощью правильных ударений, пауз до и после этих слов и обеспечит ту интонацию, то звуковое равновесие, которые дадут возможность услышать не равнинную, монотонную, утомительную для уха, невыразительную речь, а выразительный выпуклый рельеф речевого произведения. Ведь у звучащей речи своя, неповторимая, определенная логика, которая порой не совпадает с грамматическими правилами. Анализ мысли, заключенной в тексте, определение объекта подлежащего (кто, что) и объекта сказуемого (что делает) позволит заставить текст звучать не так, как он написан, а так, как того требует заключенная в нем речевая логическая мелодия. Первый этап занятий со студентами - будущими радио - и тележурналистами заключается в анализе текста.







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 75.101.220.230 (0.006 с.)