ТОП 10:

Заведующий кафедрой телевидения и радиовещания



факультета журналистики МГУ доцент

Г. В.КУЗНЕЦОВ.

РАЗДЕЛ I. ТЕЛЕВИЗИОННАЯ ЖУРНАЛИСТИКА
ПРОГРАММА КУРСА "ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТУДИЯ"

I курс. 1 и 2 семестры — зачеты

Цель курса — дать студентам первоначальное, самое общее представление о телевизионной журналистике и о роли журналиста в создании телевизионных программ. Выявить склонности, предпочтения, способности каждого студента к различным видам деятельности (общение, организация материала, проведение съемок и др.).

Форма занятий — семинары на базе учебной телерадиостудии. Здесь происходит первоначальное знакомство с техникой ТВ, с работой редактора, режиссера и оператора. Здесь студенты произносят перед телекамерой импровизированные и подготовленные тексты, пытаются брать интервью — и убеждаются (с тактичной подсказкой преподавателя), что им предстоит заново учиться:

— читать,

— разговаривать,

— смотреть и видеть,

— слушать и слышать,

— писать тексты в стиле устной речи,

— смотреть телепередачи не для развлечения, а для понимания технологии и смысла журналистской работы на экране.

Надо учиться — вот главный вывод занятий на первом курсе.

Для того, чтобы подвести студентов к этому выводу, хороши упражнения, описанные К. С. Станиславским в книге "Работа актера над собой". Например, задание "просто" сидеть на сцене, перед зрительным залом (а применительно к ТВ — сидеть в кадре). Представить себе невидимую аудиторию ТВ. Выработать определенное уважительное отношение к зрителю и к партнеру по общению. Привыкнуть четко произносить слова, делать паузы, ценить ритм и мелодию фраз. Наконец, представить всякий раз цель своего обращения к публике. Свою роль: "Кто ты такой?", "Зачем ты здесь?" "Какую ценность для аудитории имеет твое появление на экране?"

После первых, пробных видеозаписей и обнаружения недостатков студентов в культуре речи, в логике построения рассказа (что естественно и неизбежно), преподаватель знакомит своих слушателей с образцами произведений тележурналистики. Напоминая о том, что через пять лет им предстоит получить диплом с записью "литературный работник телевидения", преподаватель дает задания, связанные с описанием событий, представлений о жизни, о роли и назначении журналиста, о современном ТВ и о будущем развитии нашей профессии.

Преподаватель предостерегает студентов от распространенного заблуждения, что простейшие формы тележурналистики (видеоинформация, "сюжет", информационное интервью) доступны любому грамотному человеку. Не следует думать, что освоивший эти простейшие формы — уже профессионал ТВ. Показать вершины профессии — вот задача. Нацелить студента на упорный труд, необходимый для постижения подлинного профессионализма — вот смысл "профессиональной студии".

Конкретное содержание занятий во многом зависит от личных пристрастий преподавателя. Кто-то расскажет о том, что режиссер А. Тарковский "знал наизусть" каждый зал Третьяковской галереи — и оттого его кинофильмы являют собой цепь картин, произведений изобразительного искусства — а телевидение продолжает вслед за кинематографом эстафету изобразительных искусств; другой преподаватель, с проповедническим даром, сосредоточится на высших истинах, которые следует внушать людям... При всей субъективности этих (и многих других вероятных) подходов важно, чтобы студенты общались с увлеченной личностью. Перед ними предстанет журналист со всем своеобразием его подхода к жизни и ее экранному отражению. "Студия" — это объединение вокруг творческой личности. Следовательно, работа "студии" не нуждается в излишней регламентации







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.137.159 (0.004 с.)