ТОП 10:

РАДИОВЕЩАНИЕ И АУДИТОРИЯ: СПЕЦИФИКА КОНТАКТА



Спецкурс

Цель и задачи:

Ознакомить студентов в лекционной форме с научными основами функционирования радиовещания как канала массовой коммуникации — с углубленным изложением таких аспектов смежных дисциплин, как научная теория информации, особенности массового информационного процесса, психологические факторы контакта с получателем сообщения, семиотические проблемы радиокоммуникации и др. в свете последних достижений этих сфер знания. Автор спецкурса ставит задачей расширить тезаурус слушателей, побудить их к обогащению образовательной базы путем ознакомления с соответствующей литературой, тем самым развить и вывести на университетский уровень теоретический кругозор студентов, дополнив общие курсы основ и методики радиожурналистики специальными знаниями, которые при всей их внешней теоретичности имеют вполне определенную практически-ориентированную направленность.

ЛЕКЦИОННАЯ ТЕМАТИКА

Основные понятия теории информации по передаче сообщения; звенья коммуникационной цепи; пропускная способность канала; понятия «полезный сигнал», «шум», «энтропия», «количество информации», «избычность».

Внимание в информационных процессах: связь внимания и деятельности; свойства внимания; виды внимания; внешние и внутренние факторы привлечения и удержания внимания; разновидности после произвольного внимания.

Восприятие в информационных процессах: понимание восприятия как процесса; особенности физиологии восприятия человека; основные структурные элементы восприятия; «фигура», «фон», «задержка» восприятия; временные параметры восприятия и его специфические свойства.

Понимание в массовой коммуникации: свойства понимания.

Память и запоминание: «предел насыщения»; преднамеренное и непроизвольное запоминание; виды памяти по длительности сохранения информации.

Звуковая среда радиосообщения как специфический язык в семиотическом аспекте.

Специфика восприятия сообщений по радио: виды речевого общения, их соотношение в жизнедеятельности человека; этапы процесса понимания речевого сообщения; типы слушания радио; свойства слухового внимания; критерии эффективности восприятия звуковой информации.

Объем и конструкция сообщений по радио' «конфликты непонимания»; типы композиции информационного сообщения.

Словарный состав и особенности речевой реализации сообщения по радио: особенности слова на радио; значение частотности слова; стереотипы, клише, штампы — значение и возможности употребления; характер обращенности к слушателям — противоречие массового и индивидуального фактора, фонетические средства устной речи; интонация и ее функции; проблема оптимального темпа речи в радиосообщении

Документализм радио: определение понятия «документ», эволюция способов записи звука; определение понятия «радиодокументализм»; функции документальных записей в радиопередаче, монтаж и его функции; контрапунктический принцип сочетания звуковых рядов, понятие полифонии.

ЛИТЕРАТУРА

Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., 1991.

Любосветов Д. И. По законам эфира. М., 1979.

Любосветов Д. И. Акустическая природа радиовещания // Вестник МГУ. Серия «Журналистика», 1997, № 3.

Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.

Шерель А. А. Там, на невидимых подмостках... М., 1993.

Шерковин Ю. А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973.

РАДИОЖУРНАЛИСТИКА В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

Межкурсовой спецсеминар

Всеволод Николаевич РУЖНИКОВ — профессор кафедры телевидения и радиовещания, доктор философских наук. Один из организаторов кафедры. Автор первых в стране программ по истории и теории советской радиожурналистики. Читает около 40 лет лекционный курс «Основы радиожурналистики», спецкурсы; руководит спецсеминарами, дипломными работами. Под его научным руководством защищены 11 кандидатских диссертаций.

Действительный член Международной академии гуманитарных исследований. Автор многих научных публикаций по проблемам истории, теории и современной практики радиовещания. Член Союза журналистов России. Выступает в печати и по радио с 1944 года. Почетный радист СССР. Ветеран войны и труда.

Увлечения: защита домашних животных (неоднократно выступал по радио; раздал в «добрые руки» с помощью бесплатных объявлений по радио и в газете «Из рук в руки» более 30 щенят); поэзия (любит, собирает и пишет стихи; много стихов посвятил своим друзьям и коллегам; в 80-90-х годах опубликовал 6 сборников); шахматы (дважды участвовал в первенстве Европы по переписке; имеет звания кандидата в мастера и международного мастера в игре по переписке; за успешные выступления в гг. в командных первенствах МГУ награжден нагрудным значком «Чемпион МГУ по шахматам» и почетными грамотами Спортивного Совета МГУ).

Цель спецсеминара: подготовка с непосредственным участием студентов в дополнение к учебнику «Радиожурналистика» учебного пособия «Радиожурналистика в вопросах и ответах».

Структура учебного пособия, адресованного студентам отделения радиожурналистики, включает в себя множество конкретных, хорошо сформулированных вопросов и лаконичные, четкие, информативно насыщенные ответы.

На темы, тщательно обсужденные участниками спецсеминара, студенты пишут курсовые работы. Каждая из них, при условии успешного выполнения, может стать частью (главой, параграфом) учебного пособия.

ИСТОЧНИКИ ПОДГОТОВКИ КУРСОВЫХ РАБОТ:

Вся имеющаяся научная, учебная и профессиональная литература.







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.167.166 (0.007 с.)