Документальный портретной фильм 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Документальный портретной фильм



Спецсеминар

Задачи спецсеминара: Знакомство с социальной и нравственной проблематикой одного из главных направлений отечественного телекино. Анализ эстетических, драматургических и режиссерских принципов. Вертовская теория «киноправды» и современная эстетика документализма. Документальный кинематограф и телефильм. Этапы развития отечественного телекино и его нынешнее состояние. Взаимодействие между авторской концепцией, журналистскими средствами фиксации жизни и образом реальности на экране. Анализ сценарной основы и режиссуры неигровых кинофильмов и телефильмов. Жанры документального кино, портретный кинематограф как раскрытие духовного образа Современника. Подход к изображению человека в хронике и документальном фильме. Характер героя и личность автора как исторические понятия в литературном творчестве. Современные научные представления о структуре личности, типологий характера и возрастной психологии. Средства экранного раскрытия личности. Монологическое решение - от имени героя. Принцип коллективного повествования - герой глазами окружающих. «Деликатная» камера. Сопричастность автора судьбам своих героев и его этическая ответственность.

ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ

1. Дзига Вертов и Владимир Саппак: от жизни, как она есть, к человеку, каков он есть.

2. Существует ли специфика телефильма?

3. К понятию авторское кино (кого считать автором: сценариста, режиссера, оператора).

4. Авторский комментарий и проблема дикторского текста. Роль и функции ведущего в документальном фильме.

5. Сценарий как художественная гипотеза фильма.

6. «Коллективный герой» в портретном кинематографе.

7. Постоянный герой в многосерийной неигровой картине.

8. О проблеме положительного героя.

9. Конфликт как средство раскрытия характера.

10. Соотношение импровизации и подготовки при создании неигровой картины.

11. Диалог как жанр и как метод построения материала.

12. Документальная режиссура как практическая психология.

13. Тройное рождение фильма — в замысле, съемке и монтаже.

14. Личность героя и личность автора в документальном фильме (тип, характер и личность как категории экранного образа).

15. Документально-игровое начало при создании фильма. Документальная драма и драма с открытым финалом.

16. Летописные функции портретного фильма. Кинохроника — образ времени или миф о времени. Идея «кабинета мемуаров» и ТВ.

17. Когда документальное кино становится художественным

18. Документальный фильм в телевизионной программе. Вещательная политика.

19. Скрытая камера как исследование характера. За и против.

20. Метод длительного наблюдения или «привычная» камера.

21. Сценарно-организованное событие как метод работы.

22. Роль экранной публикации в жизни героя. Этика съемки, монтажа и показа.

23. Документально ли документальное кино (к проблеме экранной достоверности)?

24. Судьба документального фильма в эпоху мультимедиа (новая экранная ситуация).

25. Творческий портрет документалиста (И. Беляев, С. Зеликин, Д. Луньков, А. Габрилович, М. Голдовская, В. Виноградов, С. Мирошниченко и др.).

ЛИТЕРАТУРА

Вертов Д. Статьи. Дневники. Замыслы. 1966. Рошаль Л. Дзига Вертов. 1982. Саппак В. Телевидение и мы. 1963.

Андроникова М. Портрет на экране. «Вопросы киноискусства. Вып. 13, 1971.

Беляев И. Спектакль без актера. 1982.

Голдовская М. Человек крупным планом. 1981.

Луньков Д. Куриловские калачи. 1984.

Луньков Д. Наедине с современником. 1978.

Меркель М. Вечное движение. 1972.

Муратов С. Пристрастная камера. 1976.

Муратов С. Диалог. 1983.

Муратов С. Выносится на обсуждение. 1985.

Непомнящий Т., Лисакович В. Расскажи о доме своем. 1979.

Никиткина В. Свет на лицах. 1984.

Романовский И. Без права на дубль. 1986.

Фере Г. Товарищ ТВ. 1974.

Франк Г. Карта Птолемея. 1975.

Эльманович Т. Образ факта. 1975.

СБОРНИКИ

Документальный видеофильм. 1982. Документальное кино — вчера, сегодня, завтра. 1992. Как на духу (о лентах И. Беляева). 1989. Современный документальный фильм. 1970.

СБОРНИКИ СЦЕНАРИЕВ

Гуревич Л. Линия судьбы. 1980.

Симонов К. Солдатские мемуары. 1985.

Хайновский В., Шойман Г. «Смеющийся человек» и др.

1970.

ТВ-публицист. 1971. Телевизионный сценарий. 1985. О прошлом память сохрани. 1984. Рошаль Л. Пирамида. Соло трубы. 1989.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Добрович А. Общение: наука и искусство. 1978.

Коломинский Я. Человек среди людей: 1973.

Кон И. В поисках себя. 1984.

Леви В. Я и мы. 1969.

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. 1975.

Обуховский К. Психология влечений человека. 1972.

Психология личности (тексты). 1982.

Шибутани Т. Социальная психология. 1969.

Столин В. Самосознание личности. 1983.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ И НАВЫКИ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТА

Спецкурс

Галина Викторовна ПЕРЕПЕЧИНА — преподаватель кафедры телевидения и радиовещания; специализируется по вопросам психологии телевизионной журналистики; окончила факультет журналистики МГУ и факультет психологии МГУ. Спецкурс составлен по материалам одноименной кандидатской диссертации.

Предмет профессиональной деятельности журналиста — человек. Как врач изучает анатомию и физиологию, как архитектор должен знать не только историю живописи, но и свойства камня и дерева, так и журналисту необходимо иметь представление о том, как функционирует психика человека.

Почему все люди разные, и вместе с тем существуют типологии личности? Чему надо больше доверять: поведению или словам? Как, используя знание психологических законов, расположить собеседника к доверительной беседе, сделать интервью интересным не только для него, но и для телезрителя? Что мешает журналисту выслушать собеседника до конца и не перебивать его на полуслове? Как заботиться о своем психическом здоровье в условиях нервной перегрузки, неизбежно сопутствующей работе тележурналиста? На эти и другие вопросы студентам — будущим журналистам — помогут найти ответ знания основ обшей, дифференциальной психологии, психологии личности, психогигиены профессии.

СТУДЕНТАМ БУДУТ ПРО ЧИТАНЫ ЛЕКЦИИ НА СЛЕДУЮЩИЕ ТЕМЫ

Предмет и задачи курса. Тележурналист — интуитивный психолог.

Общее понятие о высших психических функциях. Индивидуальные особенности и типы мышления;

Творческое мышление. Способы развития креативности;

Общее понятие о дифференциальной психологии. Типы темперамента и жанровые предпочтения тележурналиста;

Общее понятие о психологии личности. Типология личности и ее роль в работе интервьюера;

Личностная доминанта — основа экранного образа;

Понятие о психологии общения. Фазы общения в портретном интервью;

Эмпатия — профессионально-важное качество тележурналиста. Методика активного слушания;

Проблема адресности телепередачи. Особенности восприятия телезрителя.

Психогигиена труда тележурналиста.

Учитывая, что психология интересует большинство студентов-журналистов, в первую очередь, в практическом применении, лекции максимально адаптированы для их восприятия, а применение некоторых психотехнических методик будет продемонстрировано. Вместе с тем, у студентов не должно сложиться впечатление, что прослушав этот спецкурс, они овладели психологией как наукой. Напротив, главная задача состоит в том, чтобы показать, как широки просторы неизведанного ими в психической жизни человека, и убедить в том, что высокий профессионализм в тележурналистике невозможен без психологических знаний.

ЛИТЕРАТУРА

Борецкий Р. А., Кузнецов Г. В. Журналист ТВ: за кадром и в кадре. 1990.

Журналист. Социологические и социопсихологические исследования.1994.

Муратов С. А. Диалог. 1983.

Саппак B. C. Телевидение и мы. 1963.

Атватер И. Я вас слушаю 1988.

Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. 1991.

Бодалев А. А. Личность и общение. 1995.

Войскунский А. Е. Я говорю, мы говорим 1990.

Добрович А. Общение: наука и искусство. 1978.

Кон И. С. В поисках себя. 1984.

Леви В. Л. Искусство быть другим.!980.

Мелибруда Е. Я-ты-мы: психологические возможности улучшения общения. 1986.

Петровская Л. А. Компетентность в общении. 1989.

Психология индивидуальных различий. Тексты. 1982.

Психология личности. Тексты. 1982.

Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. 1972.

Столин В. В. Самосознание личности. 1983.

Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. 1981.

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ

ТЕЛЕЖУРНАЛИСТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Спецсеминар

Валерий Леонидович ЦВИК - доктор филологических наук, преподает дисциплины специализации «Методика телевизионной журналистики», «Теория и практика тележурналистики», «Журналистское мастерство»; руководит творческой мастерской. Автор книг и учебных пособий, многих научных и популярных статей по проблемам отечественной тележурналистики. Много лет отдал практической работе на телевидении.

Овладение навыками репортерской работы в кадре имеет особое значение, поскольку на ТВ эффективность информации во многом зависит от уровня ее персонификации. Студент должен научиться создавать не только убедительные содержательные структуры, но и находить яркую выразительную форму телепередачи или ее фрагмента. Не менее важно уметь осмыслить, как добиться результативности в такой работе, попытаться с достаточной степенью научной глубины проанализировать конкретную телевизионную практику. Достижению этой задачи и призваны служить семинарские занятия, на которых студенты расширят и дополнят те знания, которые они получили при изучении курсов «Основы телевизионной журналистики» и «Методика тележурналистики».

Тема спецсеминара учитывает особенности учебного плана и принятую специализацию на отделении тележурналистики. Ее бесспорная полезность в том, что в будущей практической деятельности нашим выпускникам приходится выполнять функции интервьюеров и комментаторов, обозревателей и ведущих, репортеров хроники и участников пресс-конференций. Во всех этих случаях умение грамотно работать в кадре и столь же грамотно оценить подобную работу коллег приобретает первостепенное значение.

План СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

1. Журналист и задачи телевизионной информации в новых социально-политических условиях. Просмотр и обсуждение информационных программ ОРТ и РТР.

2. Тележурналистика в условиях информационного рынка. Просмотр и обсуждение информационных программ НТВ, МТК, ТВ-6.

3. Требования к курсовым работам. Выбор тем. Обзор рекомендованной литературы. Структура курсовой работы и правила ее написания. Библиографические стандарты.

4. Стратегия и тактика журналистского поиска. Выбор события. Выбор участников передачи. Предварительная подготовка — работа над сценарием, работа с участниками передачи, работа с творческой группой программы. Поиск выразительных средств. Определение жанровых особенностей передачи.

5. Принципы и методы работы тележурналиста в кадре. Внешний вид, манеры, поведение, личное обаяние репортера, темперамент. Понятие телевизионного имиджа. «Дистанция доверия». Эмоциональная окраска речи, роль юмора и границы его использования. Вопросы интервью: четкость, понятность, зависимость от существа проблемы (Особый прием: отсутствие вопросов). Требование к языку и стилю речи тележурналиста.

6. Из опыта работы известных российских тележурналистов. Типология журналистских профессий на ТВ. Особенности профессии: интервьюера, комментатора, обозревателя, ведущего; корреспондента, репортера, редактора. Особенности языка и стиля, манеры поведения журналиста в различных по тематике и жанру передачах. Сравнительный анализ работы Е. Киселева и С. Доренко, А. Шараповой, Т. Митковой и С. Сорокиной, М. Осокина и В. Флярковского и др.

7. Из опыта работы известных зарубежных тележурналистов (У. Кронкайта, П. Дженигса, Ф. Донахью, Л. Кинга и др).

8. Просмотр и обсуждение профессиональных и учебных телепередач. Разбор удач и наиболее часто встречающихся ошибок.

9. Обсуждение докладов слушателей семинара.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

1. Профессия — телерепортер.

2. Принципы и методы работы тележурналиста в кадре.

3. Критерии оценки работы тележурналиста в кадре.

4. Телевизионный имидж: слагаемые успеха.

5. Коллективный портрет телерепортера в программе Российского телевидения «Вести».

6. Особенности работы зарубежных корреспондентов в информационной программе «Время» (для студентов международного отделения).

7. Специфика репортерской работы в программе НТВ «Сегодня».

8. Творческий портрет телерепортера (кандидатуры по выбору студентов).

9. Профессия — ньюсмейкер.

10. Ведущий теленовостей: женская ли это профессия? (Анализ работы Т. Митковой, А. Шараповой, С. Сорокиной, А. Буратаевой и др.).

11. Ведущий ток-шоу: особенности профессии (Ф. Донахью, В. Познер, В. Листьев, Т. Иванова и т. д.).

12. Час-Пик от В. Листьева до А. Разбаша.

13. Влад Листьев: каким он остался в нашей памяти.

14. Особенности проведения дискуссии на ТВ (Сравнительный анализ передачи «Мы» В. Познера и «Один на один» А. Любимова).

15. Журналист — организатор и ведущий телевизионной пресс-конференции («Я — лидер», «Без ретуши» и т. д.).

16. Профессия — телеинтервьюер (Сравнительный анализ работы Л. Кинга, В. Листьева, А. Разбаша, А. Любимова, А. Боровика, У. Отта и др.).

17. Ведущий информационно-аналитической программы (Сравнительный анализ работы Е. Киселева, Н. Сванидзе, С. Доренко).

18. Соотношение слова и изображения в работе тележурналиста.

19. Функция вопроса в телевизионном интервью.

20. Журналист — участник подготовки и проведения прямого репортажа на телевидении.

21. Репортаж в информационных программах: жанровые формы и журналистские особенности.

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Борецкий Р. А., Кузнецов Г. В. Журналист ТВ: за кадром и в кадре. М.: Искусство. 1990.

Гуревич П. С. Приключения «имиджа»: Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. — М.: Искусство, 1991.

 

Приглашаем Вас бесплатно открыть свой сайт, который будет размещен внутри портала.

Размещайте новости и пресс-релизы бесплатно, добавляйте фото целыми галереями! Открыть сайт!

Сайт знакомств, с возможностью продвижения анкеты.

Размещайте анкету и продвигайте ее среди других участников! Будьте первыми!

Размести свой сайт на хостинге AGAVA! Удобно и Просто!

2gb от 120 руб., 4gb от 240 руб., 10gb от 400 руб., в месяц!

 

Кузнецов Г. В. Журналист на экране. — М.: Искусство, 1985.

Льюис Б. Диктор телевидения/Пер. с англ. — М.: Искусство, 1973.

Муратов С. А. Диалог: Телевизионное общение в кадре и за кадром. — М.: Искусство, 1983.

Парфенов Л., Чекалова Е. Нам возвращают наш портрет. — М.: Искусство, 1990.

Саппак B. C. Телевидение и мы. — 3-е изд. — М.: Искусство, 1988.

Телевизионная журналистика: Учебник/Ред. коллегия: Кузнецов Г. В.

Цвик В. Л., Юровский А. Я. — М.: Изд-во МГУ. 1994.

Телевизионная мозаика: Штрихи к «портрету» отечественного телевидения переходного периода/Сост. В. Л. Цвик; Общая ред. Я. Н. Засурский. — М., 1997.

Юровский А. Я. Телевидение — поиски и решения. — 2-е изд., доп. — М.: Искусство, 1983.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Голдовская М. Е. Человек крупным планом. — М.: Искусство, 1981.

Золотаревский Л. А. Цитаты из жизни. — М.: Искусство, 1971.

Зубков Г. И. Глядя прямо в глаза. — М.: Искусство, 1970.

Зубков Г. И. пестрое зеркало. — М.: Искусство, 1973.

Муратов С. А. Встречная исповедь. — М.: Знание, 1988.

Муратов С. А. Выносится на обсуждение. — М.: Знание, 1991.

Отт У. Вопрос + ответ = интервью. — М.: Моск. рабочий, 1986.

Романовский И. Без права на дубль. — М.: Искусство, 1985.

Синицын Е. «Я веду репортаж» — М.: Искусство, 1983. Цвик В. Л. В кадре и за кадром. — Киев: Искусство, 1988.

А ТАКЖЕ ТЕКУЩИЕ ПУБЛИКАЦИИ

В журналах «Журналист», «Искусство кино», «Арсенал ТВ», тематические «полосы» и «колонки» в газетах «Известия», «Литературная газета», «Культура», «Независимая газета», «Московский комсомолец» и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.139.141 (0.049 с.)