ТОП 10:

Профессиональные особенности личности журналиста



(Тема 8.Стандарта)
Классификация видов журналистской деятельности. Специализация и универсализм в журналистике. Проблема профессиональной специализации журналиста в зависимости от личных качеств. Особенности профессии репортера. Разбор типичных ошибок, связанных с выбором репортерской деятельности. Аналитическая, публицистическая журналистика как проявление литературной одаренности и гражданской зрелости личности. Особенности административной деятельности в журналистике. Наиболее типичные ошибки, связанные с выбором руководящих ролей в журналистике. Проблема многоплановости и универсализма в журналистике. Связь творческой одаренности с профессиональным универсализмом.
Психологические, возрастные, гендерные и другие особенности личности журналиста, их влияние на творческие процессы. Эмоциональная устойчивость и самоконтроль. Личность журналиста и корпоративная среда.

Специализация в творчестве журналиста (особенности журналистского творчества)
(Тема 20.Стандарта)

Проблемы профессиональной специализации журналиста. Предпосылки специализации: базовое образование, условия жизни и творчества, личные качества, мировоззренческая позиция, ценностные ориентации, социальный статус, круг потребностей и интересов, хобби, темперамент, характер журналиста. Специфика работы в печатных и электронных СМИ. Специализация в тематике творчества. Специализация в жанрах журналистики. Работа в пресс-центрах. Редакторская работа. Другие виды и формы специализации. Преимущества и недостатки специализации.

 

Профессиональная специализация в журналистике.
Специализация в тематике творчества.
Специализация в жанрах журналистики.

 

Программы дисциплин специализаций "телевидение" и "радиовещание"

Москва 1999

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ I. ТЕЛЕВИЗИОННАЯ ЖУРНАЛИСТИКА ПРОГРАММА КУРСА "ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТУДИЯ"

ПРОГРАММА КУРСА "ОСНОВЫ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ"

ИСТОРИЯ КИНО

ПРОГРАММА КУРСА «МЕТОДИКА ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ»

ПРОГРАММА КУРСА «ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЭКРАНА»

ПРОГРАММА УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ

ПРАКТИКИ (I КУРС) И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ II, III И IV КУРСОВ

ПРОГРАММА КУРСА «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕЛЕВИДЕНИЯ»

ПРОГРАММА КУРСА «МЕТОДИКА ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ»

РАЗДЕЛ II. РАДИОЖУРНАЛИСТИКА Программа курса «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТУДИЯ»

Программа курса «ТЕХНИКА РАДИОВЕЩАНИЯ «

Программа лекционного курса «ОСНОВЫ РАДИОЖУРНАЛИСТИКИ»

ПРОГРАММА КУРСА «МЕТОДИКА РАДИОЖУРНАЛИСТИКИ»

ПРОГРАММА КУРСА «МЕТОДИКА РАДИОЖУРНАЛИСТИКИ»

ПРОГРАММА

УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА «ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РАДИОВЕЩАНИЯ»

ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
«ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РАДИОЖУРНАЛИСТИКИ»

РАЗДЕЛ III. СПЕЦКУРСЫ И СПЕЦСЕМИНАРЫ ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ТЕЛЕВИДЕНИЕ СОБЫТИЙНАЯ ТЕЛЕВИЗИОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЭКРАННЫХ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

ПРОФЕССИЯ - РЕПОРТЕР

ТЕЛЕВИЗИОННОЕ ИНТЕРВЬЮ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ И НАВЫКИ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТА

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ

ТЕЛЕЖУРНАЛИСТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

МОНТАЖНЫЙ ФИЛЬМ

II. РАДИОВЕЩАНИЕ СОВРЕМЕННОЕ РАДИОВЕЩАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ

РАДИОИНФОРМАЦИЯ

РАДИОЖУРНАЛИСТИКА В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

ОБСУЖДЕНИЕ У МИКРОФОНА

РАЗДЕЛ IV. ОБ ИСКУССТВЕ ЗВУЧАЩЕЙ РЕЧИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ДИПЛОМНЫХ

РАБОТ

ВВЕДЕНИЕ

Выпускники кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ имени М. В.Ломоносова получают квалификацию "литературный работник телевидения" или "литературный работник радиовещания". За 40 лет существования кафедры выпущено свыше двух тысяч специалистов электронной прессы. Среди них известные комментаторы и репортеры, ценимые в профессиональных кругах редакторы, руководители телерадиокомпаний различных регионов — от Чувашии до Камчатки. Некоторые работают корреспондентами за рубежом. Но все они по праву считают себя принадлежащими к одной профессиональной школе журфака МГУ. Здесь они получили общегуманитарную подготовку и специальные профессиональные знания. Рабочие программы преподавания дисциплин специализации (по состоянию на 1998/ 99 учебный год) собраны в настоящем пособии.

Составители программ надеются, что данный сборник в сжатой форме дает представление о том пути, который проходят на журфаке будущие теле - и радиожурналисты.

На первом курсе, где из профессиональных дисциплин присутствуют лишь две — "Техника СМИ" и "Профессиональная студия" — главная задача преподавателей состоит в том, чтобы, с одной стороны, развернуть перед студентом весь "веер возможностей", все разнообразие деятельности журналиста электронной прессы, а, с другой стороны, — закрепить важнейшее положение, отличающее данную сферу от всех прочих в журналистике." Скажем, ТВ — дело коллективное; тележурналист должен работать в тесном взаимодействии с оператором, осветителем, монтажером, водителем машины, а в сложных формах — с режиссером, продюсером, в значительной мере направляя и определяя творческий процесс. Наличие только литературных способностей здесь недостаточно. Требуются волевые качества, учет психологии и системы ценностей различных деятелей ТВ, получивших иное образование. В каждой съемочной группе встречаются "разные миры" - театральный, кинематографический, электронно-технический, административно-бюрократический, чисто рабоче-крестьянский... Не намного проще обстоит дело в радиожурналистике.

После 1 курса, по согласованию с деканом факультета журналистики МГУ профессором Я. Н. Засурским, происходит уточнение состава студенческих групп. Яснее представив себе специфику профессии, некоторые из первокурсников, поступивших в теле - или радиогруппу, меняют свою профессиональную ориентацию, переходя на газетное, редакционно-издательское и другие отделения. И, наоборот, те студенты, которые, обучаясь в группах газетной, радио - и фотожурналистики, начали сотрудничать с какой-либо телерадиокомпанией и принесли оттуда рекомендации, могут быть после 1 курса переведены в теле - или радиогруппу.

С учетом такого уточнения состава групп, взросления и более полного осознания студентами своих творческих желаний и возможностей — факультет журналистики начинает серьезную специализацию лишь со 2-ого курса.

На отделении телевидения главным профессиональным теоретическим предметом является лекционный курс "Основы телевизионной журналистики", читаемый наиболее авторитетными профессорами. Авторы представленной здесь программы этого курса Р. А. Борецкий и А. Я. Юровский первыми в нашей стране защитили кандидатские и докторские диссертации по тележурналистике и на протяжении многих лет совершенствовали данный курс. В нем содержатся коренные, принципиальные положения, не зависящие от политической конъюнктуры. Специфика ТВ, язык экрана, история, обзор системы жанров, методов и "амплуа" тележурналистов, социологический контроль эфира — таков широкий диапазон курса, завершающегося экзаменом после 4 семестра.

Параллельно с теоретическими "Основами телевизионной журналистики" студентам предлагается прикладная дисциплина "Методика тележурналистики", рассчитанная на длительный срок — со 2-го по 4-й (для дневного) и 6-й (для вечернего и заочного отделений) курс. Занятия проводятся в учебном телерадиоцентре. Под руководством преподавателя-мастера студенты практически осваивают (после вводных лекций) различные методы работы в кадре, идя от простого к более сложному. Каждый семестр завершается учебной телепередачей, составленной из лучших студенческих работ и принимаемой комиссией кафедры.

Значительное место в профессиональной подготовке занимает практика в телекомпаниях, в условиях реального эфира: ознакомительная практика после 1-го курса и производственная после 2-4 курсов дневного отделения. На вечернем и заочном отделениях учатся студенты, чья практика протекает непрерывно. Примерную программу практики представляет в данном сборнике опытный тележурналист и ученый В. Л. Цвик.

На всех курсах, начиная со 2-го, студенты посещают спецсеминары, пишут курсовые работы, слушают спецкурсы ведущих профессоров и доцентов по отдельным аспектам избранной профессии. Их программы регулярно меняются в соответствии с практикой телеэфира.

Здесь же предлагается программа "Актуальные проблемы телевидения". Это лекции, сопровождающиеся просмотром и обсуждением лучших экранных произведений тележурналистики, анализом наиболее актуальных проблем данного периода развития ТВ. Они рассчитаны на студентов 4-го курса, уже освоивших репортерскую работу и познавших на практике многие особенности современного телевидения. Соотнести эти эмпирические знания с научным подходом к задачам и принципам профессии, обозначить высшую планку мастерства по итогам ежегодных всероссийских конкурсов и фестивалей (их победители приглашаются на занятия) — задача курса. Студент, освоивший азы профессии, должен видеть перспективы дальнейшего роста и не успокаиваться на достигнутом.

Таким образом комплекс программ профессиональной специализации рассчитан как на то, чтобы дать всем студентам некую сумму общезначимых знаний, так и на то, чтобы выявить их индивидуальность, выбрать одно из многочисленных направлений: сценарная, редакторская, репортерская работа, а в последующем — аналитическое комментирование, ведение предвыборных дебатов, телемостов, создание других сложных форм вплоть до телефильмов.

В данном издании впервые приводится содержание экзаменационных билетов по "Основам телевизионной журналистики" и "Актуальным проблемам телевидения". Вопросы билетов вызывают понятный интерес у студентов, своевременное знакомство с ними позволит избежать неприятных сюрпризов на экзамене для тех, кто чрезмерно увлечен практикой эфира в ущерб посещению лекций. Такие студенты должны быть готовы к тому, что преподаватель предложит им написать дополнительные работы с изложением пропущенной темы.

Списки литературы носят ориентировочный характер. Как правило, преподаватель, творчески относясь к процессу обучения профессии, предлагает дополнительно изучить свежие поступления в библиотеку, иностранные учебники, учебные видеофильмы и пр.

* * *

Во второй части этого сборника напечатаны программы по специализации "Радиожурналистика". Учебный план и структура программ. Здесь в основном аналогичны телевизионным. Вместе с тем в обеих частях сборника, и в содержании, и в наименованиях программ, естественно, учитывается специфика обучения студентов по той и другой специализации.

Программы по теории и практике радиожурналистики подготовлены опытными преподавателями кафедры — профессором В. Н. Ружниковым, доцентами Л. Д. Болотовой, В. В. Гаспаряном, И. Н. Тхагушевым, кандидатом исторических наук Е. Г. Кузьминой.

* * *

В сборник впервые включены методические указания о подготовке и оформлении дипломной работы. Они помогут студентам завершить учебу на факультете, хорошо написать и правильно оформить свое дипломное сочинение.







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 75.101.220.230 (0.006 с.)