Модели энергосберегающих технологий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модели энергосберегающих технологий



ПРОИЗВОДСТВА БИОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОЙ ПРОДУКЦИИ

СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

При росте масштабов загрязнения окружающей среды — поч­вы, воздуха и грунтовых вод. — производство биологически чистой продукции, безвредной для человека и животных, становится все более сложной проблемой. Для этого необходимы специальные знания по физиологии и биохимии растений, химии почв и пове­дению в ней ионов вредных веществ, поступлению их в растения и нарушению ферментного комплекса растений.

В данной лекции мы рассмотрим не технологии, а схемы, модели эко­логически чистых технологий. Используя их, Вы можете раз­работать и реализовать (с учетом биологии возделываемой культу­ры, сорта, экологических условий конкретного поля) комплекс технологических приемов, обеспечивающий получение биологи­чески чистой продукции любой культуры.

Экологически чистая технология производства продукции расте­ниеводства предполагает исключение загрязнения почвы, поверх­ностных и грунтовых вод, воздуха токсическими веществами, на­рушающими биологическое равновесие экологической среды. Она предусматривает применение небольших норм азотных удобре­ний, не загрязняющих грунтовые воды нитратами. Будущее, безус­ловно, за такими технологиями. Однако эти технологии не исклю­чают применения быстро детоксицируемых гербицидов, прочих пестицидов, не накапливающихся в растениях, а также умеренных норм азотных удобрений.

Энергосберегающая технология предполагает снижение затрат ископаемой энергии и живого труда на производство единицы продукции. Чаще всего под энергосбережением или ресурсосбере­жением понимают совмещение технологических операций, вы­полнение их за один проход агрегата. Например, рыхление, вы­равнивание и прикатывание почвы перед посевом агрегатом типа РВК, посев стерневой сеялкой с одновременным внесением мине­ральных удобрений, высевом семян и прикатыванием. Совмеще­ние операций снижает затраты энергии на 10...30 % суммы затрат на раздельное их выполнение. Однако действительно энергосбе-

направленных на воспроизводство их плодородия и устране­ние причин, снижающих его.

В развитии научного и практического земледелия сущест­вуют определенные различия, но всегда проявлялись доволь­но тесная взаимосвязь и сближение. Послевоенный период характеризовался чередованием подъемов и спадов как в теоретическом, так и в практическом земледелии. Однако в целом в земледелии преобладали положительные тенден­ции и изменения. Наука оправдывала свое назначение, опе­режала производство, имела немалые достижения, задел на будущее, создавала простор, реальные перспективы для практики и совместно с техническим прогрессом была дви­жущей силой развития всего сельского хозяйства. В передо­вых хозяйствах достижения науки, рекомендации не прости принимались па веру, а подвергались производственной про­верке применительно к местным почвенно-климатическим и ландшафтным условиям. Научные разработки, технологии после производственной апробации приобретали конкретную надежность и превращались в передовой прогрессивны опыт. Так результаты науки находили воплощение в произ­водстве, а производство благодаря науке поднималось на новый, более высокий уровень.

Во всех сельскохозяйственных регионах РОССИИ были разработаны и постепенно осваивались научно обосно­ванные системы земледелия. Они не везде были достаточна совершенными, но над ними продолжали работать ученые и передовики производства. Не все было блаюполучно с пе­реводом земледелия с экстенсивного на интенсивный пуп развития. Из-за отсутствия обоснованной теоретической стратегии, материально-технической базы довольно крупные капиталовложения не обеспечивали ожидаемой отдачи от ирригации, химизации и механизации.

В девяностые годы с вхождением России в рыночные от­ношения затянувшаяся аграрная и тесно с ней связанная зе мельная реформы привели к резкому спаду сельскохозяй ственного производства, снижению урожайности культи и валовых сборов продукции растениеводства. ДлительнЫй экономический кризис резко отбросил сельское хозяйство назад и нанес большой вред всему практическому земледелию.

В настоящее время ни крупные, ни мелкие хозяйстве из-за диспаритета цен на промышленные товары и продук­цию сельского хозяйства, несовершенства налоговой системы

а также финансовой неразберихи не могут нормально раз­виваться. В то же время нельзя согласиться с мнением о не­целесообразности проведения аграрной реформы по реорга­низации сельскохозяйственных предприятий и дальнейшей фермеризации. Возврат к прошлому невозможен по многим причинам. Переход на рыночные отношения, формирование многообразных форм собственности и хозяйствования в сфе­ре агропромышленного комплекса затронул и изменил не только социально-экономические стороны, но и финансовое, техническое, энергетическое обеспечение.

Реорганизация сельскохозяйственных предприятий — это их защита от стихийного распада, когда жизнеобеспечение становится заботой каждой отдельной семьи. Важнейшие условия успеха — реальная государственная поддержка и наведение порядка в финансовой системе.

Научное земледелие в отличие от практического все еще сохраняет свой основной научный потенциал и уровень про­ведения научно-исследовательских работ. Несмотря на пере­живаемые трудности, есть все основания надеяться, что уже и ближайшие годы результаты научного земледелия будут преумножены и оно станет движущей силой производства.

В современных условиях важной задачей сов­ременной науки является не только изучение технологиче­ских, биологических, экономических и организационных сто­рон производства, но и непосредственное участие в проведе­нии в жизнь нынешних аграрной и земельной реформ для быстрейшего вывода сельскохозяйственного производства в реальную многоукладность с различными формами хозяй­ствования и собственности.

Настало время самым серьезным образом заняться более глубоким изучением основного средства сельскохозяйствен­ного производства — почвой, сохранением и повышением ее плодородия. Эти показатели необходимы как в оценке науч-ной продукции, так и в производственной деятельности круп­ных и мелких фермерских хозяйств. Воспроизводство пло­дородия почвы — это наиболее актуальная проблема и па ближнюю, и на дальнюю перспективу.

В увеличении производства продукции растениеводства Нижнего Поволжья основной проблемой остается повышение устойчивости земледелия к засухам и суховеям. В комплексе мероприятий по преодолению засух наиболее важными оста­ются совершенствование структуры посевных площадей, развитие орошения, мелиорация солонцов, дифференцирован ная обработка почвы, применение минеральных и органиче­ских удобрений, окультуривание полей, выявление и создание новых засухоустойчивых сортов и гибридов.

Развитие и становление рыночной экономики, многообра­зие форм собственности и хозяйствования в сфере АПК тре­буют дифференцированной подготовки специалистов по уров­ню образования, направлениям деятельности, продолжитель­ности обучения. Совершенствование системы высшего обра­зования, значительное повышение качества подготовки спе­циалистов и научных работников возможны только на основе реализации долговременной научно обоснованной программы кадрового обеспечения.

При прогнозировании основных изменений в подготовке высококвалифицированных специалистов надо исходить из признания рынка кадров, усиливающейся конкурентности, перспективы широкого внедрения контрактной формы приема на работу на рейтинговой основе.

Теоретической основой современного земледелия является учение о почве, ее образовании (генезисе) и плодородии. Как самостоятельная наука почвоведение зародилось в Рос­сии во второй половине прошлого столетия в качестве аль­тернативы господствовавшему в то время эмпирическому представлению о почве и ее свойствах. Основателями науч­ного почвоведения по праву признаны профессора В. В. До­кучаев и П. А. Костычев. Первый стал создателем естественно исторического или генетического, второй — биологического или агрономического почвоведения.

Развитие почвоведения и земледелия тесно связано с кон­кретным разнообразием почвенно-клпматических условий, растительного и животного мира, горных пород, рельефа, возраста территорий, развитием человеческого общества, его производительных сил. Все это в конечном итоге формирует основное свойство почвы, ее плодородие — способность соз­давать урожай, произрастающих на ней растений. Обладая плодородием, почва становится основным средством произ­водства в сельском хозяйстве.

В нашей стране научная организация земледелия с диф­ференцированной агротехникой наиболее четко и определен­но стала складываться после Великой Отечественной войны и особенно после освоения в середине пятидесятых годов це­линных и залежных земель.

Увеличение производительности сельскохозяйственных зе­мель связано с повышением почвенного плодородия, которое обусловливается содержанием гумуса, общим запасом и со­отношением валовых и подвижных форм питательных ве­ществ, физическими свойствами почв, влияющими на водный, воздушный и тепловой режимы, фитосанитарное состояние, и многим другим. Производительность почв может быть уве­личена посредством агротехнических, агрохимических, агро­физических, биологических и мелиоративных воздействий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.211.28.92 (0.009 с.)