Структура управления в первой половине XVIII века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура управления в первой половине XVIII века



Административно-территориальное деление. Начало петровских административных преобразований лишь поверхностно коснулось Сибири. В ходе первой губернской реформы весь край в 1708 г. был объединен в одну Сибирскую губернию с центром в Тобольске. Сибирский приказ в 1710 г. упразднялся, его функции переходили к сибирскому губернатору, воеводы сибирских уездов переименовывались в комендантов. Первым сибирским губернатором был назначен князь М. П. Гагарин.

Матвей Петрович Гагарин – представитель княжеской фамилии. С 1691 г. служил товарищем воеводы в Иркутске (воеводой был его старший брат Иван), в 1693-1695 гг. – воеводой в Нерчинске. На этом посту оказался замешан во взяточничестве и казнокрадстве, за что угодил под следствие, но сумел вывернуться, ограничившись уплатой штрафа. Вошел в ближайшее окружение Петра I. С 1706 г. – глава Сибирского приказа, с 1707 г. одновременно московский обер-комендант. За злоупотребления неоднократно находился под следствием, но несмотря на это Петр I назначает его в 1711 г. сибирским губернатором. Получив в свои руки полную власть над огромной территорией, Гагарин создал фактически преступную организацию из местных чиновников, которые наживались на незаконном винокурении и торговле «заповедными» товарами, контрабанде в Китай, взятках с купцов, казнокрадстве и «наглых насилиях и грабежах». Вопиющие злоупотребления заставили царя в 1717 г. назначить следствие над Гагариным и его приспешниками. По итогам розыска Гагарин и ряд сибирских администраторов были приговорены к смертной казне. Гагарина повесили 16 марта 1721 г.Схема управления Сибирью в 1720-1760-х годах

Вторая губернская реформа 1719-1724 гг. внесла в сибирское управление более кардинальные перемены. Вводилось четырехстепенное административно-территориальное деление. Сибирская губерния была разделена на Тобольскую, Енисейскую и Иркутскую провинции во главе с вице-губернаторами. Провинции в свою очередь разделялись на дистрикты во главе с земскими комиссарами. Однако уже в конце 1720-х гг. на большей территории Сибири вернулись к старой системе местного управления: уезды во главе с воеводами. Низшей территориальной единицей оставалась русская или инородческая волость, а низшим звеном административной власти, соответственно,– волостная приказная изба или родоначальник. В приказной избе начальствовал приказчик.

Первоначально по реформе к Сибирской губернии отнесли еще Вятскую и Соликамскую провинции, но в 1727 г. обе были выведены из «состава» Сибири.

В 1730 г. был восстановлен и Сибирский приказ. Но права его были, однако, существенно урезаны по сравнению с XVII в., из его ведения изъяли дипломатические отношения, управление промышленностью, начальство над воинскими командами (с 1748 г.), ямскую службу.

Органы государственной власти в Сибири (губернские, провинциальные, уездные и волостные) обладали на подведомственной территории, как и в XVII в., фактически неограниченной компетенцией: они объединяли в своих руках административные, финансовые, хозяйственные, полицейские и судебные функции. В сфере экономики местная администрация отвечала за состояние земледелия, промыслов, ремесел, мануфактур, торговли, путей сообщения. Кроме того, тобольский губернатор и иркутский вице-губернатор имели право вести дипломатическую переписку с соседними государствами.

Губернаторы, вице-губернаторы и воеводы назначались правительством из числа чиновников, служивших в европейской части страны. Выслужившиеся сибиряки изредка попадали лишь на воеводские должности. В первой половине XVIII в. воеводы утверждали волостных приказчиков из числа местных служилых людей.

1711 г. Создание российского Сената.

1718-1721 гг. Реформа государственного аппарата России. Создание коллегий.

1721 г. Упразднение патриаршества, образование Святейшего Синода.

1721 г. Царь Петр I провозглашен императором Всероссийским.

В отличие от XVII в. вводилась строгая централизация и субординация. Уездные воеводы уже не могли сноситься с центром, минуя вице-губернаторов, а последние – сибирского губернатора. В свою очередь, и все правительственные распоряжения сначала приходили в Тобольск, а уже оттуда рассылались по городам. Правда, для оперативности и удобства управления Иркутская провинция в 1736 г. получила административную самостоятельность: ее вице-губернатор стал подчиняться непосредственно правительству, минуя Тобольск. Таким образом было положено начало административному делению Сибири на Западную и Восточную.

В то же время из прошлого века в век XVIII перекочевали некоторые характерные черты управления:

· во-первых, выборность низших административных служителей: приказчиков, канцеляристов, писцов, счетчиков выбирали из своего состава посадские и служилые люди (они утверждались властями);

· во-вторых, малочисленность сибирской администрации: воеводское управление, к примеру, насчитывало от 4 до 24 человек, губернское управление – до 20 человек, в самом Сибирском приказе в 1754 г. служило (не считая канцеляристов) всего 15 человек.

Естественным следствием малочисленности чиновников, казалось бы, должна явиться волокита в рассмотрении дел. И на практике, действительно, встречались случаи, когда одно дело рассматривалось и решалось в течение нескольких лет. Однако это происходило не из-за малого штата чиновников, а по причине или сложности самого дела, или заинтересованности чиновников в «искусственной» волоките. В обыденной же ситуации сибирские канцелярии работали достаточно оперативно. К примеру, через Илимскую воеводскую канцелярию с 1725 по 1774 г. прошло не менее 200 тыс. дел, т. е. в среднем по 10 дел в день, из них 81,5% составляла переписка с подведомственными приказчиками и 18,5% – с вышестоящими инстанциями. Учитывая, что единственным орудием труда чиновника того времени были перо, чернила и бумага, стоит отдать должное работоспособности канцеляристов.

Городское самоуправление. Согласно петровской городской реформе в сибирских городах, как и в российских, вводилось ограниченное самоуправление. Горожане (посадские) получили право создавать в крупных городах выборные магистраты, а в прочих – ратуши. В их состав входили 1-3 бургомистра и 2-4 ратмана. Магистраты и ратуши ведали сбором налогов с горожан и пошлин с торговцев и промышленников, выполнением рекрутской, подводной, дорожной, постойной повинностей, хозяйственными делами и благоустройством города, выбором лиц к казенным и земским службам, полицией, выдачей паспортов, осуществляли сословный суд над горожанами. Наиболее влиятельным в Сибири стал Тобольский магистрат, который не только управлял одним из самых крупных сибирских посадов, но в качестве губернского учреждения связывал другие сибирские магистраты с Главным магистратом в Петербурге. Первым президентом Тобольского магистрата в 1722 г. стал купец Яков Никитович Маслов.

Кроме Тобольска, магистраты были образованы в провинциальных городах Енисейске и Иркутске, а также в Верхотурье, Тюмени, Таре, Туринске, Сургуте, Березове, Томске, Нарыме, Новой Мангазее, Селенгинске и Илимске. В прочих городах или создавались ратуши, или вообще не было никаких органов городского самоуправления по причине малочисленности или отсутствия посадского населения. В 1728 г. магистраты во всех российских городах были заменены ратушами, полностью подчиненными местной бюрократии. Восстановление магистратов произошло в 1743 г. В главных сибирских городах – Тобольске и Иркутске – в магистраты избирали 1 президента, 2 бургомистров и 2-4 ратманов. В остальных городах в магистратах заседали 1-2 бургомистра и 2-3 ратмана.

Кроме магистратов и ратуш, посадские миры ежегодно выбирали земских старост: в крупных городах – по два, в мелких – по одному. Земские старосты имели право созывать мирской сход и были ответственными исполнителями его постановлений. Обычно на мирском сходе рассматривались вопросы, связанные с торгово-ремесленной деятельностью посада, с распределением налогов и мирских повинностей, с местным благоустройством и т. п., а также проводились выборы в органы городского самоуправления. В распоряжении земского старосты была канцелярия – земская изба, в состав которой входили писчик, рассыльщики и 2 сторожа. Органы городского самоуправления, как и служители земской избы, содержались за счет мирских сборов с посадских.

Выборные органы городского самоуправления полностью находились под контролем коронной администрации, которая имела даже право аннулировать результаты городских выборов. Власти не ограничивались простым контролем, но активно вмешивались в текущую деятельность магистратов и ратуш. Особенно бесцеремонно это делали губернаторы А. М. Сухарев (в 1740-х гг.) и Д. И. Чичерин (1760-1770-е гг.). С 1730-х гг. в Сибири «для лучшего порядка» стала учреждаться полиция. Она находилась на бюджете ратуш и магистратов, но подчинялась губернатору и воеводам. В Тобольске полицмейстерская контора была создана в 1734 г., в Иркутске – в 1757 г.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 604; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.27.244 (0.008 с.)