Наказ, данный из сибирского приказа С. А. Лисовскому, отправленному приказчиком в байкальские остроги. 16 июня 1675 Г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наказ, данный из сибирского приказа С. А. Лисовскому, отправленному приказчиком в байкальские остроги. 16 июня 1675 Г.



Лета 7183 году июня в 16 день великий государь царь и шкий князь Алексей Михайлович всея великия и малыя и белыя Росии самодержец велел жильцу Самойлу Александровичю Лисовскому быти на своей государевой службе в Сибири на Байкале и на Баунте озере в Баргузинском и в Ангарском острогах... И ведати ясачной сбор и стрельцов и казаков и всяких тутошних жилецких людей и посылати от себя для государева ясачного збору служилых людей на Баунт озеро и в Ангарской острог и по иным сторон-ным рекам... А приехав в Баргузин-ской и в Ангарской остроги... принята остроги и острожные ключи и наряд и зелья и свинец и копья и аманатов и медь и олово и всякие великого государя запасы и мяхкую рухлядь и товары... И будучи ему Самойлу в тех Баргузинском и Ангарском острогах стрельцов и казаков и всяких тутошних желецких людей в управных делех судити и розправу меж ими чинити в правду...

И посылати ему Самойлу от себя служилых людей около тех острогов и на Селенгу реку ко князцам и к ясачным людем и велети их уговаривати всякими мерами к государеве милости призывать ласкою, а не жесточью, чтоб они были под его великого государя царского величества высокою рукою в вечном холопстве на веки неотступно и ясак с себя и с улусных своих людей великому государю давали... А того ему Самойлу над стрельцами и над казаки смотрети и беречи накрепко, чтоб они в острогах и в ясачных волостях нигде ничем не воровали, русских и ясачных людей не грабили и не побивали, и сами зернью не играли, и великого государя денежного и хлебного жалованья и казенных и своих пищалей не продавали... Да и того ему над стрельцы и над казаки смотрети и беречи накрепко, чтоб они, живучи в тех острогах, продажного питья и блядни у себя не держали и вина не курили...

Российский государственный архив древних актов. Фонд 214, опись 4, столбец 75, листы 49-62.

Правительство, понимая значение Сибири, посылало сюда, как правило, опытных и способных воевод, среди них встречались деятельные и талантливые администраторы. К ним можно отнести князя Юрия Яншеевича Сулешева, который, будучи в 1623-1625 гг. тобольским воеводой, организовал первую перепись населения и пахотных земель Западной Сибири, а также провел земельную реформу и ряд финансовых мероприятий, существенно повысивших доходы казны. Два других тобольских

должностное положение, клали в свой карман жалованье, положенное служилым людям; занимались предпринимательской деятельностью – винокурением и торговлей; не гнушались и прямым казнокрадством. Особенно воеводы любили практиковать подмену ясачной пушнины: вместо «добрых» и дорогих соболей, собранных в государеву казну, клали своих, «худых» и малоценных. Наиболее наглым удавалось сколотить в Сибири целые состояния: якутский воевода М. С. Ладыженский вывез «на Русь» 21480 соболей, его преемник И. Ф. Голенищев-Кутузов еще больше – 22920 соболей. «Философию» сибирских управителей, пожалуй, наиболее точно выразил енисейский сын боярский Иван Похабов, заявивший: «После де меня хоть трава не расти, ныне де я был, сыт был, а после меня хотя и не было».

Широта власти, сдобренная изрядной порцией произвола, приводила к тому, что некоторые воеводы начинали, как тогда говорили, «государиться» – выступать в роли безграничных повелителей. Томский воевода О. Щербатов кричал томичам: «Я де здесь не Москва ли?» Якутский воевода П. Головин говаривал: «Правда моя в Сибири, что солнце на небесах сияет!» А нерчинский воевода И. Николев, войдя как-то в раж, вообще произнес крамольную речь: «Хто де мне укажет? Я сам царь тако же, как на Москве царь Петр Алексеевич: что де хочу, то делаю...». Глядя на своих начальников, в лихоимство пускались дьяки, подьячие, служилые люди – все, кто обладал хоть какой-то властью. От их злоупотреблений в равной мере страдали как русские, так и аборигены.

Лихоимство «разъедало» систему государственного управления Сибирью, снижало его эффективность, вызывало возмущение и русского и аборигенного населения, доводя его нередко до вооруженных восстаний. Но сибирские воеводы, дьяки, подьячие и

1653 г. Началась реформа русской церкви, приведшая к ее расколу.

1653 г. Последний Земский собор в России.

1699 г. Городская реформа в России. Учреждение Ратуши и бурмистерских палат.

служилые люди никогда не забывали о своих главных задачах – управлять и «искать великому государю прибыли». Поэтому в целом они успешно справлялись со своей ролью. Показателем этого является то, что к концу XVII в. покорена была почти вся Сибирь, удалось организовать собственное производство хлеба и обеспечить им местные потребности, налаживались мирные отношения с аборигенами, быстро шло хозяйственное освоение региона русскими крестьянами, промышленниками, ремесленниками и торговцами; удалось не только закрепить Сибирь за Россией, но и организовать оборону ее южных рубежей от набегов степных кочевников.

Проникновение русских в Сибирь привело к появлению здесь православной церковной организации. Будучи истинно верующими, русские люди в каждом городе, остроге или крупном селе воздвигали церкви и часовни. К 1587 г. около Тобольска появился первый монастырь – Тобольский Знаменский. Второй монастырь, Никольский, был построен в 1604 г. в Верхотурье. К началу XVIII в. все уездные сибирские города имели монастыри, а их общее число достигло 39. Для лучшего управления церковными делами в 1621 г. в Тобольске была учреждена архиепископская кафедра. Первым сибирским архиепископом стал Киприан. В 1668 г. статус Сибирской епархии был повышен до разряда митрополии. Однако в 1698 г. указом Петра I в Сибири было запрещено создание новых монастырей: царь пытался предотвратить захват казенных земель духовенством.

Заселение Сибири

Способы заселения. Заселение Сибири русскими началось сразу же после похода Ермака. В XVII в. они освоили главным образом таежные районы Сибири. По данным 1710 г., во всей Сибири проживало около 313 тыс. русских, из них 157 тыс. мужчин и 156 тыс. женщин. При этом в Западной Сибири насчитывалось 247 тыс., а в Восточной – 66 тыс. человек.

Заселялась Сибирь тремя способами. Первый способ – это государственный, или административный перевод, при котором правительство «по указу» переводило в Сибирь «на вечное житье» определенные группы населения. Первые сведения о таких переводах относятся к 1590-м гг., когда под Тюменью, Пелымом, Верхотурьем и Туринском было водворено несколько десятков крестьянских семей. Но в целом попытки создать в Сибири крестьянское и ремесленное население путем принудительного административного перевода из России оказались малоэффективными. Гораздо большее значение государственный перевод имел в деле комплектования служилых людей Сибири. Вплоть до второй половины XVII в. их численность росла преимущественно за счет посылки «по государеву указу» в Сибирь ратных людей из европейской части страны.

Вторым способом колонизации Сибири была ссылка преступников, к которым, кроме уголовников, относили и участников казачьих, крестьянских и городских восстаний, коими был так богат «бунташный» XVII в., а также «иноземцев» из числа военнопленных. Ссылали как «в службу», так и «в посад» и «в пашню». В отдельные периоды роль ссылки была весьма значительной. Она сыграла существенную роль в комплектовании сибирских служилых людей и, в какой-то мере, крестьянства Восточной Сибири.

Наконец, третий способ – это вольное переселение. Уже в конце XVI в. в Сибири появились первые русские переселенцы, пришедшие сюда на постоянное жительство на свой страх и риск. Среди вольных переселенцев преобладали те, кто отправился в Сибирь легально, т. е. с разрешения властей. Меньшую часть составляли нелегальные переселенцы – беглые. С течением времени поток вольных переселенцев нарастал и постепенно превысил число лиц, направлявшихся в Сибирь «по указу»: именно он в конечном счете предопределил прочное вхождение Сибири в состав Русского государства.

Правительство, заинтересованное в быстрейшем заселении и обустройстве пашни в Сибири, очень долго «сквозь пальцы» смотрело на нелегальное переселение. Лишь во второй половине XVII в. появляются указы, которые предписывают «из русских городов... в сибирские городы беглых крестьян не пропускать... на пашню не селить и в службу и в посад... не приверстывать», на путях в Сибирь устанавливаются специальные заставы, в самой Сибири проводится сыск нелегальных переселенцев с целью их возврата на прежнее место жительства. Но эти меры в целом были безрезультатны, поскольку правительство не проявляло настойчивости, а местные сибирские власти не желали терять рабочие руки. Более важными задачами для властей являлись учет переселенцев и определение их в тягло или в службу.

Середина XVII в. По ориентировочным подсчетам, население Земли составляло около 550 млн человек.

Тягло – совокупность налогов и повинностей, которые крестьяне и посадские обязаны были отбывать в пользу государства. Люди, несущие тягло, именовались тяглыми людьми.

Историками доказано, что местом, откуда шел основной поток переселенцев в Сибирь, был север России – Поморье. Преимущественно в поморских городах набирали для сибирской службы и ратных людей. В любом уголке Сибири выходцы из Поморья в XVII в. составляли большинство населения. Из других районов Русского государства больше всего в Сибири было представлено Поволжье, откуда также в значительном количестве отправляли за Урал служилых людей. Жители же прочих областей «Московии» попадали в XVII в. на «сибирскую украйну» редко и почти исключительно в качестве ссыльных или беглых.

Принципиальным рубежом в заселении Сибири стали 1660-70-е гг., поскольку именно с этого времени численность русского населения стала возрастать не столько за счет притока извне, сколько за счет естественного прироста.

Категории русского населения. Напротяжении XVII в. русское население Сибири было представлено следующими социальными группами: служилыми людьми, промышленниками, крестьянами, посадскими и так называемыми «гулящими людьми». К началу XVIII в. в целом по Сибири численно преобладали крестьяне, которых насчитывалось 160-190 тыс. человек. На втором месте находились служилые люди. «Ведомостью сибирских городов» 1701 г. в Западной Сибири было учтено семей: крестьян – 9342, служилых – 6442, посадских – 1944. В северных районах, где невозможно было земледелие, а также в присоединенной позднее Восточной Сибири число крестьян было меньше, чем служилых людей.

В годы расцвета соболиных промыслов в Сибири обитали тысячи промышленников. В северных таежных районах (особенно Мангазее и Якутии) они до середины XVII в. составляли основную группу русского населения. К началу XVIII в.в результате упадка соболиных промыслов численность промышленных людей резко сократилась. Часть их вернулась на Русь, часть переместилась в южные районы Сибири и превратилась в крестьян и горожан, часть осела на постоянное жительство в северных районах, продолжая заниматься охотой на пушного зверя и рыболовством. Именно они составили костяк русского населения на Анадыре, в низовьях Колымы, Лены, Индигирки и на других якутских реках.

Формирование посадского населения в рассматриваемый период шло очень медленно, и к началу XVIII в. оно уступало по численности всем прочим группам. Лишь в крупных городах (Тобольске, Тюмени, Томске, Верхотурье) посады насчитывали сотни людей, но в большинстве сибирских городов счет шел на десятки и даже единицы.

Посадское население – население городов, имевшее право на занятие торгово-ремесленной деятельностью и состоявшее в посадском тягле. Звание посадского было потомственно и наследственно. Часть города, заселенная посадскими, именовалась посадом.

Число «гулящих людей» вообще не поддается учету. Собственно, любой человек, пришедший в Сибирь не по «государеву указу», а по своей воле, рассматривался властями как «гулящий человек», т. е. как человек без определенного рода занятий. Местные сибирские власти всемерно стремились записать их в тягло или в службу.

Русское население Сибири

Сибирские города XVII века. Все сибирские города, возникшие в XVI-XVII вв., представляли собой «искусственные образования», поскольку они появились не в ходе экономического развития сельских поселений и их естественного перерастания в города, а были результатом колонизации, образовавшись из опорных пунктов, являвшихся одновременно и укрепленными военно-административными центрами и торгово-промысловыми факториями. Не каждый укрепленный пункт именовался городом. В XVII в. статус города присваивался только уездным центрам. Прочие же, в зависимости от величины и характера укреплений, именовались острогами или зимовьями. К началу XVIII в. в Сибири в общей сложности было возведено около 150 городов, острогов и зимовий. Из них лишь 19 официально функционировали в качестве городов – уездных центров: Тюмень, Тобольск, Пелым, Березов, Сургут, Тара, Нарым, Верхотурье, Туринск, Туру-ханск (Новая Мангазея), Томск, Кетск, Кузнецк, Енисейск, Красноярск, Илимск, Якутск, Нерчинск, Иркутск.

Между городами, острогами и зимовьями существовали и чисто архитектурные отличия.

Зимовья были представлены тремя основными типами. Простейшее представляло собой обыкновенную избу с плоской крышей и маленькими окнами. Более распространенными являлись зимовья усложненной конструкции, когда стены делались на 1 – 1,2 м выше крыши, в результате чего зимовье приобретало вид одиноко стоящей крепостной башни. Третий тип – зимовья, имеющие тыновую ограду с бойницами.

Острог представлял собой небольшое укрепление, обнесенное по периметру стенами из вертикально поставленных бревен (острожин). Вдоль острожных стен стояли от одной до четырех башен.

Город в отличие от острога был большей площади и имел более прочные рубленые стены – «городни» (соединенные друг с другом и с башнями срубы прямоугольной формы), а также более четырех башен. Но архитектурные отличия никак не влияли на официальный статус поселения. И в Сибири многие укрепления, являвшиеся по архитектурными признакам городами, именовались острогами.

Город состоял из двух частей: собственно города (т. е. цитадели – кремля) и посада. Цитадели возводились обычно на возвышенных местах – на кручах в развилках рек, на высоких

1626 г. Голландские поселенцы во главе с Петером Минневитом за 60 гульденов купили у индейцев о-в Манхэттен и основали Новый Амстердам (ныне Нью-Йорк). В 1664 г. голландские владения в Северной Америке были захвачены англичанами.

обрывистых берегах. В цитадели находились административные здания (воеводский двор, приказная изба, караульное помещение), казенные амбары, тюрьма, двор для содержания аманатов, церковь и жилые дома представителей администрации. На посаде располагались церкви, дворы горожан (служилых и посадских людей), торговые помещения (гостиный двор, лавки), таможня. Застройка городов была, как правило, компактной, но хаотичной – строили без всякого плана в зависимости от рельефа местности и желания самих строителей. Города, сохранявшие свое военное значение, со временем нередко окружались вторым, а часто и третьим кольцом укреплений. В XVII в. города были тесно связаны с сельским хозяйством, поскольку их население почти поголовно занималось земледелием. По словам историка О. Н. Вилкова, это был «аграрный тип города».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.43.142 (0.02 с.)