Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Перестройка управления во второй половине XVIII векаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Начало преобразований. С 1760-х гг. начинается новый виток реформирования управления Сибири, еще более унифицировавший ее с Россией и коренным образом изменивший всю структуру власти сверху донизу. В 1763 г. окончательно упраздняется Сибирский приказ, и Сибирская губерния начинает управляться на общих основаниях с прочими российскими губерниями. Сибирские дела распределяются по центральным правительственным учреждениям – коллегиям, а с 1802 г. – по министерствам. Однако сибирские губернаторы подчиняются непосредственно Сенату и лично монарху. В 1763 г. впервые вводятся штаты для сибирского чиновничества всех рангов и должностей. Выборность административных служителей отменяется. В 1764 г. Иркутская провинция возводится в ранг губернии и включает в свой состав Иркутскую, Удинскую и Якутскую провинции. К Тобольской губернии относятся Тобольская и Енисейская провинции. В 1760-1780-х гг. проходит постепенная замена государственных приказчиков, как управителей волостей, на приказчиков, выбираемых крестьянским миром. Появляется и выборная крестьянская волостная администрация, утверждаемая государственными органами и им подчиненная. 1767 г. В Москве начала работу Уложенная комиссия – собрание представителей свободных сословий для выработки нового свода законов. Екатерина II представила депутатам свой «Наказ», в котором изложила ряд идей Просвещения. «Губернское учреждение» 1775 года. 1775 год ознаменовался появлением одного из крупнейших законодательных актов правления Екатерины II – «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи». На Сибирь «Учреждение» было распространено в 1781 -83 гг., когда весь регион был поделен на три наместничества во главе с генерал-губернаторами. В состав Тобольского наместничества вошли Томская и Тобольская губернии, в Колыванском наместничестве была лишь одна Колыванская губерния, а Иркутское наместничество объединяло Иркутскую губернию и Нерчинскую, Якутскую и Охотскую области. Согласно «Учреждению» в российскую государственную структуру на уровне местного управления вводился принцип «разделения властей». Это было кардинальное новшество, поскольку до этого все функции (исполнительные, финансовые, судебные) сосредоточивались в одном месте – губернской, провинциальной или уездной канцелярии. Теперь же общее управление (исполнительная власть) было вверено на уровне губернии Губернскому правлению во главе с губернатором и вице-губернатором, на уровне уезда – Нижнему земскому суду во главе с капитан-исправником (ему подчинялась выборная волостная крестьянская администрация), в городах – городничим или комендантам, магистратам и ратушам. Финансовые вопросы стала решать Казенная палата, она ведала бюджетом губернии, казенным имуществом и землями. Судебные функции исполняли Палата уголовных дел и Палата гражданского суда. Вводился сословный суд (чего раньше также не было). Дворян должны были судить Верхний земский суд и Уездный суд, купцов и мещан – Губернский магистрат и городовые магистраты, государственных крестьян – Верхняя и Нижняя расправы. Для разбора дел между сословиями вводился Совестный суд. Контролем за исполнением законов занимались губернские прокуроры. Разделение властей носило, однако, во многом формальный характер, поскольку все учреждения в конечном счете замыкались на губернаторе, который, будучи доверенным лицом монарха, концентрировал в своих руках всю полноту власти. По «Учреждению» впервые в России и Сибири появились специальные государственные органы, занимавшиеся общественным попечением и решением социальных проблем: Приказ общественного призрения (ведал народным образованием, здравоохранением, благотворительностью, тюрьмами, смирительными домами) и Городовой сиротский суд (попечение над купеческими и мещанскими вдовами и сиротами). Органы сословного суда и попечения были выборные. Их членов выбирали соответствующие сословия из своих рядов. В то же время отсутствие в Сибири помещичьего землевладения и поместного дворянства обусловило отсутствие здесь дворянских сословных организаций: дворянской опеки, губернского и уездного дворянских собраний, дворянских предводителей. Вдобавок, в отличие от России, в Сибири штаты чиновников (за исключением важнейших постов) и до реформы 1775 г. и после, несмотря на все старания правительства, заполнялись не столько потомственными дворянами, сколько армейскими офицерами и выслужившимися разночинцами (потомками служилых людей, приказных служителей, посадских, духовенства и даже крестьян). «Жалованная грамота городам». Составной частью екатерининской реформы управления стали «Устав благочиния» 1782 г. и «Жалованная грамота городам» 1785 г. В соответствии с «Уставом» все города были поделены на части во главе с частными приставами, имевшими в своем распоряжении специальные полицейские команды. Части делились на кварталы (по 50-100 домов) с квартальными надзирателями. Результатом нововведений явилась наброшенная на город сеть полицейских участков, охвативших своим наблюдением каждый дом и каждого гражданина. Тем самым государство получило возможность не только поддерживать правопорядок, но и наблюдать за частной жизнью горожан в целях быстрого пресечения любого недовольства существующим государственным порядком. С начала XIX в. появляются в городах полицмейстеры. «Жалованная грамота» внесла ряд существенных изменений в городское самоуправление. Органами городского самоуправления в Сибири отныне являлись: Собрание градского общества, в которое входили купцы и мещане, достигшие 25 лет, «доброй совести и не бывшие в пороках». Собрание собиралось один раз в три года и решало принципиальные вопросы городской жизни: благоустройство города, охрана правопорядка, содержание полиции и воинских команд, раскладка налогов и повинностей между горожанами, развитие городской торговли и промышленности и т. п. На собрании проводились выборы должностных лиц городского самоуправления: городского головы, бургомистров, ратманов, заседателей думы и магистрата и т. д. Они переизбирались раз в три года. Городское общество несло полную материальную ответственность как за свои решения, так и за действия избранных им лиц, т. е. сохранялся столь любимый государством принцип круговой поруки. Общая городская дума, которая выбиралась горожанами и проводила выборы в Шестигласную думу и занималась городским хозяйством. Шестигласная городская дума – самый важный орган городского самоуправления. Будучи постоянно действующей, она осуществляла общее руководство текущим управлением. В состав ее входили городской голова и шесть гласных (заседателей). Городовой магистрат (в губернском городе – губернский). Кроме судебных функций по делам горожан, магистрат занимался и общим управлением города. При каждом магистрате учреждался Городовой сиротский суд. Свой отдельный орган получили городские ремесленники – Ремесленную управу, глава которой – ремесленный голова – входил в Шестигласную думу. 1748 г. Издание «Духа законов» Монтескье, который сформулировал принцип разделения властей в государстве. 1751-1772 гг. Издание Энциклопедии Дидро и Д'Аламбера: изложение основополагающих принципов Просвещения. 1762 г. В Амстердаме вышло знаменитое произведение Жана Жака Руссо «Об общественном договоре». В своем полном «комплекте» эти управленческие структуры, по причине малочисленности горожан, особенно торгово-ремесленного населения, были созданы далеко не во всех городах Сибири. В 1804 г. магистраты и думы существовали в Тобольске, Тюмени, Туринске, Таре, Томске, Красноярске, Енисейске, Кузнецке, Бийске, Иркутске, Верхнеудинске, Нерчинске и Якутске, в остальных же 25 уездных городах «по малости оных» были только ратуши. О выборах должностных лиц в городском самоуправлении. Выдержки из «Жалованной грамоты городам» 1785 г. 31....по городам и посадам скаго города чрез всякие три года по городской глава, бургомист – балам и представляются правителю ры и ратманы выбираются обще – или губернатору; и буде за ними нет ством городским чрез всякие три явнаго порока, то губернатор дозво года по балам; старосты же и судьи ляет им заседание, словеснаго суда выбираются тем же 33. "Заседатели в суды выбира – обществом всякой год по балам. ются мещанством из мещан, на мес 32....губернскаго магистрата за – те живущих, или из тех, кои в городо седатели и заседатели совестнаго вой обывательской книге того города суда выбираются губернским горо – написаны суть, но неотлучны по дом из купцов и мещан того губерн – торгу и промыслу бывают. Российское законодательство X - XX веков. М., 1987. Т. 5. С. 75 Хотя городское самоуправление оставалось под контролем администрации, тем не менее его права расширились, а авторитет вырос. На практике степень зависимости определялась состоятельностью, авторитетом и твердостью характера лидеров городского самоуправления, которые при необходимости всегда могли противодействовать чиновникам. Иногда даже слишком решительно – так, красноярский голова И. К. Кузнецов, оспаривая распоряжение губернатора Степанова, чуть было не подрался с ним. Для мещан и купцов органы городского самоуправления были защитниками их прав и интересов. Они осуществляли опеку над сиротами, боролись против усиления налогового гнета со стороны государства, оспаривали неправомерные решения администрации, добивались устранения чиновников и даже губернаторов, притеснявших «градское общество».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 443; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.214.105 (0.009 с.) |