Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Челобитная тобольских посадских людей о своих нуждах. 1635 г. (отрывок)

Поиск

Царю государю и великому князю Михаилу Федорови-чю всея Русии бьют челом сироты твои твоей государевой дальной отчины из Сибири Тоболского города посадцкие людишка... Служим мы, сироты твои, безпрестанно твои государевы службы в Тобольску у твоей государевы соболиной казны, и в таможни в целовальниках, и у хлебных житниц, и у соляных анбаров, и в ыных многих розных службах... А в Тобольску, государь, нам, сиротам твоим, твоих государевых служеб много, а посадцких, государь, жильцов убывает, многие лутчие люди перемерли, а иные, государь, людишка выведены в пашню. И мы, государь, сироты твои, обнищали и обдолжали великими долги от частных служеб, и от денежного оброку, и от пятинного выдельного хлеба, и от водяного потопу, и от конского великого падежу на всякой год мы, сироты твои, оскудели и задолжали великими долги... Милосердый государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии, пожалуй, государь, нас, сирот своих, вели, государь, в свою государеву дальную отчину в Тоболеск прибавити из руских городов посадцких людей для своих государевых служеб, как тебе, милосердому государю, Бог известит, чтоб, государь, нам, бедным, изошлым и остальным людишкам, будучи в Тобольску в твоих государевых службах безпрестани и досталь вконец не погибнуть...

Первое столетие сибирских городе С. 69-71 в. XVII век. Новосибирск, 1996.

1695 г.Во Франции впервые в мире вводится прямой подоходный налог.

Сельские поселения. Сельские поселения Сибири XVII в. были представлены тремя типами:

1. Слобода – относительно крупное поселение в несколько дворов, которое являлось центром русской волости и резиденцией приказчика. Непременным атрибутом слободы являлась церковь. В пограничных со степью районах слободы нередко имели небольшие укрепления (палисады, надолбы, рогатки).

2. Деревня – малодворное или даже однодворное поселение.

3. Заимка – временное, как правило однодворное поселение; использовалось для жилья только в период сельхозработ, поскольку строилось на «наезжих пашнях», т. е. пашнях, которые располагались на значительном удалении от основного места жительства земледельца.

До середины XVII в. сельские поселения возникали на основных промысловых и торговых путях, жались к городам и острогам. Позднее в поисках «хлебородных мест» земледельцы стали отрываться, порой на весьма значительные расстояния, от городов и путей сообщения. Но в любом случае поселение непременно ставилось рядом с рекой или озером. К началу XVIII в. в Западной Сибири преобладающими стали селения, имевшие около 10 дворов, но к востоку от Енисея крупные деревни по-прежнему встречались довольно редко.

Крестьянство. Крестьянство Сибири не было однородным в своем составе. В нем можно выделить несколько категорий. Самой большой по численности являлась категория черносошных крестьян. Они в свою очередь делились на две группы – пашенных и оброчных крестьян – в зависимости от основных видов выполняемых ими государственных повинностей.

Черносошными в Московской Руси XVII в. именовали лично свободных крестьян, обязанных нести тягло в пользу государства.

Пашенные крестьяне были обязаны обрабатывать «государеву десятинную пашню». Оброчные крестьяне были обязаны платить оброк, который мог быть денежным и натуральным.

Десятинная пашня – это фактически государственное хозяйство. В целях обеспечения хлебом служилых людей правительство уже с конца XVI в. обязывало сибирских воевод заводить на «пригодных местах... государеву пашню». Обязанность по обработке этой пашни возлагалась на крестьян. В 1620-х гг. тобольским воеводой Ю. Я. Сулешевым был введен

1699 г. Введение в России европейского летоисчисления.

для Тобольского уезда порядок, согласно которому за право владения каждыми четырьмя десятинами собственной пашни крестьянин был обязан обработать одну десятину казенной пашни. В остальных уездах Сибири это-соотношение колебалось от 4 до 7 десятин «собинной» пашни к одной десятине казенной пашни. Семена для засева десятинной пашни выдавались из казны, но и урожай полностью поступал в «государевы закрома». Контролировать и понуждать крестьян к работе должны были специально уполномоченные на это приказчики из числа служилых людей. Им предписывалось «унимать» крестьян «от всякого дурна», вмешиваться в случае необходимости (если возникало опасение, что крестьяне станут хуже работать) в их «собинное» хозяйство и даже личную жизнь. Обработка «государевых пашен», являвшаяся по сути барщиной, была тяжкой повинностью, поскольку вынуждала крестьянина отрываться от собственного хозяйства и тратить драгоценное время короткого сибирского лета для работы на «царя-батюшку».

Десятина – мера исчисления земельной площади в России XVII-XIX вв. Казенная десятина равнялась 2400 кв. саженей, или в переводе на метрическую систему примерно 1 га.

Оброк вводился взамен десятинной пашни и формально соотносился с последней: вместо обработки 1 десятины «государева» поля крестьянин (после реформы Сулешева) обязан был внести в казну или 40 алтын (1 рубль 20 копеек), или 20 четвертей ржи и 20 четвертей овса. Это был наиболее распространенный оброк, но его величина также колебалась в различных уездах и даже слободах. Преимущественное место имел натуральный оброк. Хозяйство и жизнь оброчных крестьян не контролировались столь строго, как у пашенных крестьян.

Четверть – мера веса сыпучих тел. В Сибири до 1679 г. одна четверть равнялась 4 пудам, после – 8 пудам.

Помимо отработки барщины и выплаты оброка крестьяне, подобно посадским, выполняли в пользу государства другие повинности – «изделья». Разумеется, с крестьян собирали и ординарные (драгунские, стрелецкие, ямские) и экстраординарные налоги. Если крестьянин занимался торговлей и ремеслом, он был обязан платить соответствующие пошлины и оброки.

Драгунские, стрелецкие, ямские деньги – разновидности ординарных налогов. Имели целевое назначение: шли на содержание драгунских и стрелецких полков и ямской (т. е. почтовой) службы.

На протяжении XVII в. численно преобладали пашенные крестьяне. В 1697 г. соотношение пашенных и оброчных крестьян в целом по Сибири было 80% к 20%. Объясняется это тем, что правительство упорно держалось за наиболее гарантированную форму получения хлеба – десятинную пашню, считая, что «пашня оброка прибыльнее». Хотя в Западной Сибири все же наблюдался неуклонный процесс перехода крестьян с барщины на оброк.

Другая категория сибирского крестьянства была представлена монастырскими крестьянами. Это были крестьяне, которые находились в разной степени личной или экономической зависимости от монастырей. В такую зависимость они попадали самыми разными путями: одни заключали с монастырем договор, по которому взамен пользования монастырской землей обязывались выполнять повинности в пользу монастыря; другие брали у монастыря ссуду и отрабатывали ее; третьи просто нанимались в монастырь на работу; четвертые, будучи сиротами, воспитывались в монастырях, а затем превращались в зависимых крестьян. В первые десятилетия русского освоения Сибири связь крестьянина с монастырем была преимущественно экономической, а не личной. Выполнив определенные повинности, крестьянин мог уйти. Он мог и просто бежать. А искать беглого крестьянина на необъятных просторах Сибири у монастырей не было ни сил, ни возможностей. Только к концу XVII – началу XVIII в. экономическая зависимость начинает превращаться в личную.

1649 г. Введение «заповедных лет», начало оформления крепостного права в России. Окончательное установление крепостного права.

1676, 1688 гг. Разрешение купли-продажи крепостных крестьян без земли.

Крестьяне-старожилы и их потомки, с «давних лет» жившие на монастырских землях, стали рассматриваться и монастырями и властями как лично зависимые, как крепостные.

Основной повинностью монастырских крестьян была уплата натурального оброка – «выдельного хлеба» в размере пятой части урожая («пятый сноп»). Часть крестьян отрабатывала в пользу монастыря барщину, величина которой в среднем составляла 1,5-2,25 десятины на один крестьянский двор, некоторые платили денежный оброк. От большей части государственных налогов монастырские крестьяне были свободны. Стремление удержать за собой крестьян заставляло церковные и монастырские власти сдерживать свои аппетиты – исследователи отмечают, что в целом уровень эксплуатации в монастырской деревне в XVII в. был ниже, чем в государственной.

Численность монастырских крестьян в Сибири была весьма невелика. Государство не желало терять налогоплательщиков и поэтому всячески препятствовало росту землевладения сибирских монастырей, запрещало им приобретать земли «без государева указу», а иногда даже отписывало в казну часть монастырских земель и крестьян. Тем не менее всеми правдами и неправдами сибирские монастыри округляли свои земельные владения и увеличивали число зависимых крестьян. К концу XVII в. за монастырями Западной Сибири числилось 5645 душ мужского пола зависимого населения (что составляло примерно 13% общего числа крестьян региона), за монастырями Восточной Сибири – 787 душ (примерно 6% общего числа крестьян региона). К 1719 г. численность монастырских крестьян Сибири увеличилась до 8,6 тыс. душ мужского пола. В 1719 г. самыми крупными душевладельцами были Тобольский Софийский

1619 г. В Джеймстаун были доставлены первые 20 негров. Это событие положило начало рабовладению на территории английских колоний в Северной Америке.

1698 г. Английский парламент разрешил торговлю рабами частным лицам. В XVIII – первой половине XIX в. ввоз рабов из Африки в Северную Америку имел огромный размах.

архиерейский дом (2650 душ мужского пола), Тобольский Знаменский (1405), Далматовский Успенский (1390) и Тюменский Троицкий (360) монастыри. Но все же у большей части монастырей число зависимых крестьян не превышало 100 человек.

Сибирь и крепостное право. В Сибири, в отличие от центральной России, в XVII в. не было крепостного права. Объясняется это тем, что с самого начала присоединения вся Сибирь была объявлена «государевой вотчиной», т. е. в понятиях того времени сибирская земля считалась государственной. И государство, стремясь единолично извлекать доходы с богатой окраины, не допустило складывания в Сибири собственности на землю в виде поместного или вотчинного землевладения. Даже монастырское землевладение правительство юридически не признавало. Земельные же наделы, отводимые служилым людям, всячески ограничивались в размерах. В результате в Сибири не появился сколько-нибудь многочисленный слой помещиков и вотчинников, которые были бы заинтересованы в прикреплении к их земле крестьян.

Закрепощение сибирского крестьянства было невозможным и по другой причине: малая плотность населения, необъятные просторы и слабость местной администрации очень долго оставляли для крестьянина возможность уйти «куда глаза глядят», если бы на него попробовали накинуть «крепостное ярмо». Нужно учитывать и специфику общественного сознания основной массы сибиряков, ведших свою родословную из Поморья, которое испокон веку не знало крепостного права.

Правительство и местные власти, правда, пытались закрепить крестьян за определенными участками земли, запретить их переходы с места на место. Но в сибирских условиях это было невозможно, и здесь в течение всего XVII в. сохранялись традиции и практика свободного перехода. Более того, крестьянин мог сменить свой социальный статус, записавшись в посад или служилые люди. Главным при этом было только передать свое тягло новопоселенцу. Такие передачи не рассматривались властями как нарушение существующего порядка общественных отношений. Только в случае ухода без передачи тягла крестьянин считался беглым и подлежал сыску и возврату.

Мирское самоуправление

Хозяйственное освоение сибирских просторов, необходимость взаимодействовать с государственной властью и вступать в контакты с аборигенным населением заставляли русских поселенцев организовываться и воспроизводить в Сибири нормы мирского (общинного) самоуправления, восходящего корнями к общерусским традициям.

Появление в Сибири крестьянства повлекло за собой возникновение крестьянской общины – крестьянский «мир» возникал сразу же, как только в одном месте селились несколько дворохозяев-земледельцев. Равным образом при появлении в городах посадских людей возникал и посадский «мир». К этому подталкивал ряд моментов.

Во-первых, необходимость коллективного решения хозяйственных проблем и артельной организации труда (например, расчистка под пашню лесного участка или постройка гостиного двора требовала объединения усилий нескольких дворохозяев).

Во-вторых, необходимость регулирования взаимоотношений между членами одной общины и между общинами (особенно поземельных отношений). С этой целью посадские и крестьяне выбирали из своей среды должностных лиц – старост, сотских и десятских.

В-третьих, необходимость выполнения государственных повинностей. Эта функция общины была особенно важна. Дело в том, что в то время государство было не в состоянии содержать обширный штат чиновников, которые бы управляли всем и вся. Поэтому многие службы (в том числе и сбор налогов), фактически являвшиеся государственными, власти возлагали на крестьянские или посадские миры. Эти службы именовались «мирскими». С другой стороны, и сами поселенцы – выходцы с вольного Русского Севера – принесли с собой представления о традициях сословной организации и ее месте в системе местного управления. Поэтому не только государство обязывало миры участвовать в управлении, но и сами миры считали такое участие своим правом. Община самостоятельно решала вопросы распределения налогов, повинностей и мирских служб между своими членами («оные они раскладывают между собою сами, смотря по животам»).

Люди, выполнявшие мирские службы, именовались целовальниками, поскольку целовали крест, обязуясь честно исполнять свою работу. Они выбирались общиной. У посадских целовальники были таможенные (отвечавшие за таможенные сборы на местном торге), кабацкие (ведавшие продажей вина и пива), при пушной казне (осуществлявшие прием и оценку пушнины, собранной в ясак), при хлебных и соляных амбарах (ведшие учет провианта); у крестьян – житничьи (обеспечивающие сбор оброчного хлеба и средств на мирские расходы), мельничные (собиравшие деньги на помол зерна), полевые (наблюдавшие за состоянием десятинных полей). Важно отметить, что при выборе человека к мирской службе действовал принцип круговой поруки, когда в случае «порухи» казенного интереса отвечали не только целовальники, но и их выборщики.

Можно говорить о том, что община – это, с одной стороны, социальная организация, регулировавшая хозяйственную, общественно-бытовую и семейную жизнь посада или деревни на основе традиционного права, а с другой – низшее звено государственного управления и налоговый орган.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 564; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.19.235 (0.014 с.)