Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Из показаний семена дежнева, данных в Москве о походе 1648 Г.

Поиск

В прошлом во 156 году во 157 году месяца сентября в 20 день, июня в 20 день с Ковымы идучи с Ковыми реки морем, на реки послан я, Семейка, на новую пристанище торгового человека Фе реку на Анадырь для прииску новых дота Алексеева чухочьи люди на неясачных людей. И в прошлом же драке ранили, и того Федота со мною,

Семейкою, на море рознесло без вес – дель и попали на Анадырь реку внизу ти. И носило меня, Семейку, по морю близко моря, и рыбы добыть не могли, после Покрова Богородицы всюду лесу нет, и с голоду мы, бедные, неволею, и выбросило на берег врознь розбрелись. И вверх по Ана в передней конец за Анадырь реку. дыре пошло двенадцать человек. А было нас на коче всех двадцать И ходили двадцать ден, людей и пять человек. И пошли мы все аргишниц, дорог иноземских, не вида в гору, сами пути себе не знаем, ли. И воротились назад и, не дошед холодны и голодны, наги и босы. за три днища до стану, обночевались, А шел я, бедной Семейка, с товарищи почали в снегу ямы копать... до Анадыры реки ровно десять не-

Записки русских путешественников XVI-XVII вв. М., 1988. С. 108

1664 - 1667 гг. Англо-голландская морская война за колонии. Англия

захватывает голландские колонии в Северной Америке. Новый Амстердам переименован в Нью-Йорк. Во второй половине XVII – XVIII в. Англия, устранив конкурентов – португальцев, французов и голландцев – и подчинив индийские княжества, стала безраздельной владычицей Индии.

В течение XVII в. французы освоили в Северной Америке всю область на юг от Великих озер до Мексиканского залива, захватили часть испанского о-ва Эспаньола (Сан-Доминго), Гваделупу, Мартинику, обосновались на северо-восточном берегу Южной Америки – во Французской Гвиане.

С середины XVII в. началось проникновение казачьих отрядов в землю коряков. В 1651 г. с Анадыря к пенжинским и гижигинским корякам (Охотское побережье) вышел М. Стадухин, в 1653 г. к олюторским корякам (побережье Берингова моря) ходили Ю. Селивестров и С. Дежнев.

Стремительное продвижение русских по редконаселенным районам северо-восточной Сибири было сопряжено с большими трудностями. Здесь землепроходцы столкнулись не только с суровыми природно-климатическими условиями, постоянной нехваткой продовольствия и боеприпасов, но и с ожесточенным сопротивлением местных народов – юкагиров, чукчей, коряков, охотских тунгусов-ламутов. Уже первые встречи с ними ознаменовались вооруженными столкновениями: в 1639 г. ламуты атаковали на Охотском побережье отряд И. Москвитина, а в 1652 г. сожгли Охотский острог, в 1642-1643 гг. отряды Д. Ерило и И. Беляна шли по Алазее, имея «бои многие» с юкагирами и чукчами, в 1643 г. «задрался» с юкагирами на Колыме М. Стадухин, в 1648 г. экспедиция Дежнева при попытке высадиться в устье Анадыря была атакована чукчами, в 1648-1650 гг. нижнеколымские казаки совершили несколько походов против чукчей, в 1650-х гг. в походы против коряков ходили анадырские казаки. Нижнеколымский острог в это время несколько раз подвергался нападениям юкагиров и чукчей.Юкагиров и ламутов удалось подчинить лишь к концу

XVII в. Но на чукчей и коряков сил в это время у русских уже не хватило. В самом конце XVII в., после больших походов Дмитрия Потапова, Луки Морозко и Владимира Атласова, пенжинские и олюторские. коряки стали приносить ясак, но их подчинение было далеко не полным.

Камчатский поход Атласова. Заключительным аккордом русского продвижения в Сибирь в XVII в. стало проникновение русских на Камчатку, известную московским и сибирским властям уже с 1660-х гг. В 1695 г. из Анадырского острога на Камчатку отправился отряд во главе с казаками Лукой Морозко, Иваном Голыгиным и Иваном Енисейским. Принесенные ими сведения вдохновили анадырского приказчика казачьего пятидесятника Владимира Атласова на организацию большой экспедиции на Камчатку.

В начале 1697 г. Атласов во главе 60 казаков и промышленных людей и 60 союзных юкагиров выступил в камчатский поход, продолжавшийся два года. Атласов, пройдя полуостров с севера на юг, привел «под государеву руку» местных аборигенов – ительменов. Одни из них добровольно принесли ясак, других пришлось покорять «с бою». В 1699 г., оставив в основанном в центральной части полуострова Верхнекамчатском остроге 16 казаков, Атласов вернулся в Анадырск. Камчатка формально стала частью Российского государства, но фактическое подчинение ительменов произошло позже, в первой половине XVIII в.

Владимир Васильевич Атласов – казак, землепроходец. Родился около 1661 г., его предками были поморские крестьяне. В 1682 г. начал службу в Якутске рядовым казаком. В 1695 г. назначен приказчиком Анадырского острога. После Камчатского похода в 1700 г. прибыл в Якутск, откуда был отправлен в Москву. В 1701 г. в Сибирском приказе были записаны две его «сказки», в которых содержались весьма обстоятельные сведения о природе и населении Камчатки, а также о Курильских островах и Японии. В 1701 г. Атласов был назначен казачьим головой в Якутск. На обратном пути из Москвы в Якутск, в августе 1701 г., на Ангаре ограбил купеческий караван, за что до 1707 г. просидел в тюрьме. В 1707 г. в связи с восстанием камчадалов освобожден и направлен на Камчатку приказчиком. Как и многие другие русские землепроходцы, Атласов отличался решительностью, жестокостью и стремлением к обогащению. Его алчность не знала границ. Используя свое служебное положение, он грабил не только купцов и «иноземцев», но и подчиненных казаков. Безудержный произвол и стал причиной его гибели: в 1711 г. он был убит в Нижнекамчатском остроге взбунтовавшимися казаками.

Амурская эпопея

Страна Даурия. В конце 1630-х гг. до Енисейска и Якутска дошли слухи о «Даурской землице» и «великой реке Амур», где живут «многие даурские пашенные люди», где «скота и соболя много» и «серебряная руда в горе» есть. Прельщенные этими слухами, якутские власти выступили инициаторами русского проникновения на Амур.

Летом 1643 г. якутский воевода П. П. Головин снарядил на Амур экспедицию из служилых и промышленных людей во главе с Василием Поярковым, которому было предписано «призывать даурских людей под государеву высокую руку» лаской и уговорами, а в случае сопротивления смирять их «ратным обычаем, войною, безвестным приходом».

Поярков, выйдя из Якутска, поднялся по Алдану и его притоку Учуру на Становой хребет, перевалил его и по Зее спустился в Амур. От Зеи экспедиция прошла весь Амур до его устья, вышла в Охотское море, дошла до устья реки Ульи, откуда в 1646 г. вернулась в Якутск.

На Амуре казаки встретили дауров и дючеров, которые по своему образу жизни и хозяйству оказались совершенно не похожими на уже знакомых русским аборигенов. Постоянные торговые отношения с китайцами обусловили их достаточно высокий культурный уровень. Казаки нашли у них деревянные дома, земледелие и скотоводство. Вокруг селений были раскинуты поля, засеянные ячменем, овсом, просом, горохом. На огородах росли бобы, чеснок, дыни, арбузы, огурцы, в садах – яблоки, груши, грецкие орехи. Дауры и дючеры разводили лошадей, коров, овец, свиней, кур. По внешнему облику дауры и дючеры походилина китайцев: мужчины носили косы, одевались в шелковые одежды. Даурская земля показалась русским казакам, изголодавшимся и обессилевшим после тяжелейшего пути, земным раем. В своем отчете об экспедиции Поярков писал: «...Тех пашенных хлебных сидячих людей под государеву царскую высокую руку привесть можно и в вечном холопстве укрепить и ясак с них сбирать. И в том ему, государю, будет многая прибыль, потому что те землицы людны и хлебны и собольны, и всякого зверя много, и хлеб родится много, и те реки рыбны, и его государевым ратным людям в той землице хлебной скудости ни в чем не будет».

Сам Поярков и его люди приводили в ясачный платеж местное население. не только «ласкою», но и «жесточью». В результате дауры, встретившие русских вполне миролюбиво, стали оказывать вооруженное сопротивление. Зиму 1643-1644 гг. отряд Пояркова, зажатый со всех сторон даурами, провел в устье Умлекана. От голода и болезней умерло 40 человек, оставшиеся спаслись тем, что, «не хотя напрасно смертию помереть, съели многих мертвых иноземцев и служилых людей, которые с голоду померли». В 1644 г. Пояркову с боями пришлось прорываться через земли дауров и дючеров в низовья Амура.

Амурский поход Хабарова. Воодушевленный слухами о богатствах Приамурья, верхоленский торговый человек Ерофей Павлович Хабаров организовал в 1649 г. новую экспедицию, собрав в нее более двухсот «вольных охочих людей». Якутский воевода Д. А. Францбеков ссудил Хабарову в долг из казны более 7 тыс. рублей и придал его экспедиции официальный характер, поручив ей присоединение Амура к России.

Ерофей Павлович Хабаров родился примерно между 1605 и 1607 гг. в семье крестьянина деревни Дмитриево Вотложенского стана Устюжского уезда (в 80 км от Великого Устюга). В 1628 г. вместе с братом Никифором отправился на соболиный промысел в Манга-зею. С 1632 г. промышлял соболя на Лене, осел здесь в устье реки Киренги, завел пашню, мельницу, соляную варницу. Во время Амурской экспедиции 1649-1653 гг. проявил себя жестким и волевым человеком, талантливым военачальником. Был грамотным, отличался острым и наблюдательным умом. Его отписки (отчеты) об Амурской экспедиции написаны ярким и выразительным языком, они существенно уточнили и пополнили информацию о Приамурье. В 1653 г. выехал с Амура в Москву для отчета о походе. В начале 1655 г. прибыл в столицу, был поверстан в дети боярские и зачислен в гарнизон Илимского острога (Прибайкалье), но до 1658 г. задержался в Великом Устюге. В 1658 г. вернулся на Лену, поселился в своей деревне Хабаровке (на реке Киренге) и занялся сельским хозяйством. Как служилый человек выполнял обязанности приказчика в Киренском присуде. В 1667 г. вновь побывал в Москве, рассчитывая добиться назначения приказным человеком на Амур. Умер в феврале 1671 г. в своей деревне. Похоронен, вероятно, в ограде Усть-Киренского Троицкого монастыря.

Поднявшись вверх по Лене и Олёкме, Хабаров в 1651 г. вышел на Амур в месте слияния Шилки и Аргуни. Потратив на организацию экспедиции собственные средства, Хабаров любыми способами стремился вернуть затраченное и получить прибыль. Бывшие с ним «охочие люди» (казаки и промышленники) также отправились в поход в расчете на богатую добычу. Стремление поживиться за счет амурского населения неизбежно привело к вооруженным столкновениям. К тому же дауры, памятуя о Пояркове, знали, чего можно ожидать от русских.

1654 г. Переяславская рада украинского казачества высказалась за объединение Украины с Россией.

1654-1656, 1659-1667 гг. Русско-польская война за Украину.

1656-1658 гг. Русско-шведская война.

Когда хабаровцы вышли в верховья Амура, то обнаружили там пустые деревни и городки. Жители, прослышав о приходе казаков, покинули свои дома, не желая вступать с русскими в контакт. Тем не менее, Хабарову с отрядом удалось в течение 1651 г. покорить и объясачить большую часть амурских племен, князцы которых склонили головы и принесли присягу на верность русскому царю – попытки дауров и дючеров оказать сопротивление разбивались о мужество и сплоченные действия казаков, вооруженных огнестрельным оружием.

Известный исследователь истории Сибири С. В. Бахрушин так оценил экспедицию Хабарова: «На мирную Даурскую землю русское нашествие, сопровождавшееся жестоким истреблением жителей и опустошением страны,– произвело ошеломляющее впечатление. В течение менее двух лет цветущий и изобильный край был превращен в пустыню: города стояли в развалинах, пашни были заброшены, население, охваченное паникой, покинуло свои жилища и скрывалось».

Ситуация осложнялась еще и тем, что Приамурье входило в сферу интересов Китая. Изучая архивные документы, историки расходятся во мнении: было или нет даурское и дючерское население в даннической зависимости от «Поднебесной империи».Но в любом случае китайцы, а затем и маньчжуры, захватившие Китай, рассматривали Приамурье как зависимую территорию. И они, естественно, не могли потерпеть хозяйничанья там русских. На Амуре появилось маньчжурское войско (600 человек), которое при помощи дючеров 24 марта 1652 г. внезапно атаковало засевших в Ачанском острожке хабаровцев. Штурм был жестокий, маньчжуры уже буквально ворвались в острог, но казаки дрались с отчаянием обреченных. Они не только отбросили, но и контратаковали неприятеля. Маньчжуры дрогнули, обратились в бегство и были разбиты. Но и Хабаров, опасаясь прихода нового маньчжурского войска, поспешил уйти вверх по Амуру.

Маньчжуры – народ, обитавший в Маньчжурии – северо-восточных районах современного Китая. К началу XVII в. создали собственное государство. В 1636 г. маньчжурский хан Абахай принял титул императора и назвал свою династию – Цин (Чистый). Маньчжуры, расширяя свое жизненное пространство, вели агрессивную внешнюю политику. В 1644 г. они захватили Северный Китай, а к концу XVII в. после длительной войны подчинили и Южный Китай. В Китае стала править маньчжурская династия Цин. Маньчжуров русские именовали «богдойцами», а собственно китайцев – «никанцами».

Оборона Ачанского городка. Из отписки Е. П. Хабарова якутскому воеводе Д. А. Францбекову о походе по реке Амуру (не ранее 1 августа 1652 г. )

...марта в 24 день на утреной зоре сверх Амура-реки славные ударила сила... на город Ачанской, на нас, казаков, сила богдойская, все люди конные и куячные*. И наш казачей ясаул закричал в городе, Андрей Иванов служилой человек: «Братцы казаки Ставайте наскоре и оболокайтесь в куяки крепкие!» И метались казаки на город в единых рубашках, на стену городовую... И мы, казаки, с ними, з богдойскими людьми, войским их, дрались из-за стены з зори и до сход солнца... И у того нашего города вырубили они, богдойские люди, три звена стены сверху до земли. И ис того их великого войска богдойсково кличет князь Исиней царя богдойского и все войско богдойское: «Не жгите и не рубите казаков, емлите их, казаков, живьем!»... И услыша те речи у князя Осенея, и оболокали мы, казаки, все на ся куяки. И яз, Ярофейко, и служилые люди, и вольные казаки помолились Спасу и пречистой владычице нашей Богородице и угоднику Христову Николе чудотворцу, и промеж собою прощались. И говорили то слово Ярофейко и ясаул Андрей Иванов и все наше войско казачье: «Умрем мы, братцы казаки, за веру крещеную, и постоим за дом Спаса и Пречистыя и Николы чудотворца, и порадеем мы, казаки, государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа один человек против государева недруга, а живы мы, казаки, в руки им, богдойским людем, мы, казаки, не дадимся!» И в те стены проломные стали скакать те люди богдоевы, и мы, казаки, прикатили тут на городовое проломное место пушку большую медную, и почали ис пушки по богдой-скому войсковому бити, и из мелково оружия учали стрелять из города, и из ыных пушек железных бити ж стали по них, богдойских людях. Тут их, богдойских людей, и силу их всю Божиею милостию и государьским счастьем и нашим радением их, собак, побили многих. И как они, богдои, от того нашего пушечного бою и от пролому отшатились прочь, и в та поры выходили служилые и вольные охочие казаки 156 человек в куяках на выласку... И мы, казаки, тех богдойских людей на выласке многих побили. И нападе на них, богдоев, страх великий Божий... и покажися им сила наша несчетная, и все достальные богдоевы люди прочь от города и от нашего бою побежались врознь. И мы, казаки, у них, богдоев, языков переимали. Да у них же, богдоев, отбили мы, казаки, 830 лошадей з запасы хлебными. Да у них же, богдоев, отбили 17 пищалей скорострельных, а те их пищали по 3 ствола и по 4 ствола вместе... Да у них же отбили 2 пушки железные да 8 знамен богдойских. Русии, и помрем мы, казаки, все за

Русско-китайские отношения в XVII веке. М., 1969. Т. I. С. 135-136.

Куячные – одетые в куяки (панцири).

Установление русского господства на Амуре сопровождалось сооружением опорных пунктов. При слиянии Шилки и Аргуни на правом берегу Амура возник Усть-Стрелочный острог; далее вниз по Амуру были сооружены Кумарский, Ачанский и Косогольский остроги. Включение Приамурья в состав Российского государства было официально подтверждено в августе 1653 г. Дмитрием Зиновьевым, прибывшим из Москвы на Амур фактически с воеводскими полномочиями. В своем отчете Зиновьев отмечал, что «даурские иноземцы», в принципе, готовы «быти под его государскую царьского величества высокою рукою в вечном холопстве», но только просят защитить их от грабежей со стороны казаков и от нападений богдойцев.

В 1653 г. вместе с Зиновьевым Хабаров выехал в Москву для личного отчета об Амурской экспедиции. Вместо него командующим русскими силами на Амуре был назначен есаул Онуфрий Степанов Кузнец.

Борьба за Амур. Положение русских на Амуре в 1653-1654 гг. чрезвычайно ухудшилось. Маньчжуры увели оттуда почти все даурское и дючерское население, в устье реки Сунгари поставили крепость, закрыв тем самым проход в низовья Амура. Попытка казаков взять эту крепость не удалась. Зазимовав в построенном в устье реки Комары остроге, казаки (около 500 человек) весной 1655 г. были осаждены там 10-тысячной маньчжурской армией. Казаки выдержали трехнедельную осаду, и «богдойская сила» ушла ни с чем. Но русским после этого легче не стало. Степанов доносил в июне 1655 г. в Якутск: «Хлебных запасов в войске ноне нет нисколько и сами живем в Комарском острожке с великою нуждою и питаемся травою и кореньем... Холодны и голодны, и пороху... нет же нисколько». Приходилось постоянно отбивать нападения «инородцев» и провиант добывать «за боем и дракой».

1654 -656 гг.Дипломатическая миссия в Китай Ф. И. Байкова. 1659 г. Дипломатическая миссия в Китай И. Перфильева. Московское правительство колебалось. Примерно до 1660-х гг. оно не имело реальных представлений о размерах и силе Цинского Китая. Первоначальное стремление присоединить Амур и послать туда войска (в 1653 г. планировали послать 3-тысячный корпус) сменилось опасением войны с Китайской империей. Этой войны руководство России, занятое проблемой присоединения Украины, совершенно не хотело. И казаки на Амуре были брошены на произвол судьбы.

Не чувствуя контроля со стороны властей, казаки еще несколько лет хозяйничали на Амуре, собирая царским именем ясак с местного населения. Отряд Степанова пополнялся новыми «искателями приключений». Однако в 1658 г. в низовьях Амура маньчжуры наголову разбили казаков, после чего оставшиеся в живых поспешили уйти в Якутию, Прибайкалье и Забайкалье. Повторное занятие русскими Амура относится ко второй половине 1660-х гг. В 1665 г. служилый человек Никифор Черниговский, поднявший мятеж в Илимском уезде, дабы избежать наказания, увел на Амур около 70 своих сообщников. Беглецы обосновались на развалинах городка даурского князца Албазы, выстроив там острог, названный Албазинским. Формально продолжая считать себя подданными русского царя и даже изредка отсылая в Москву собираемый с местного населения ясак, албазинские казаки фактически основали на Амуре вольную

1673-1683 гг. Восстание в Южном Китае против маньчжуров.

1682 г. Основание французской колонии Луизиана.

казачью «республику» наподобие Запорожского или Донского казачьего войска. Слухи о вольной жизни привлекли на Амур массу служилых, крестьян и промышленников. Однако независимость казачьего Албазина продержалась недолго. После того как в 1670 г. на Амуре вновь появились маньчжуры, казаки обратились за помощью к Москве и взамен этой помощи признали свое подчинение воеводе ближайшего русского города – Нерчинска.

Никифор Романович Черниговский – родом из Великого княжества Литовского, состоял на русской службе, в 1636 г. «впал в измену» и пытался бежать в Литву. В том же году был сослан в Енисейск. Здесь был записан в служилые люди. Позже оказался в Илимске. В 1665 г. серьезно повздорил с илимским воеводой Л. А. Обуховым. Черниговского поддержали многие служилые, промышленные и гулящие люди, недовольные злоупотреблениями и издевательствами Обухова. Отряд мятежников во главе с Черниговским напал на воеводу и расправился с ним. После этого, собрав своих сторонников, Черниговский ушел на Амур. Правительство заочно приговорило Черниговского и его соратников к смертной казни, но в 1672 г. помиловало. В 1680 г. он был определен в дети боярские по Красноярску.

Вторичное появление на Амуре русских людей вызвало негодование китайского императора Канси. Недовольство последнего возбуждало и бегство в русские пределы, на «породные земли», тунгусов и дауров от «налог, обид и утеснения» маньчжуров. Попытки московского правительства урегулировать отношения с Китаем мирным путем (посольства в Пекин И. Милованова в 1670 г. и Н. Г. Спафария в 1676 г.) не имели успеха.

С 1681 г. до албазинцев стали доходить слухи о готовящемся вторжении на Амур маньчжурской армии. Летом 1683 г. маньчжурский флот появился на Амуре, несколько русских острожков было сожжено. На помощь албазинцам со всей

1676 - 1681 гг. Русско-турецкая война за Правобережную Украину. 1677 г. Разгром турецкой армии под Чигириным.Сибири был набран полк в 600 с лишним человек под командой Афанасия Бейтона, но он не успел вовремя к Албазину. 11 июня 1685 г. 4-тысячный маньчжурский корпус окружил со всех сторон русскую крепость, в которой засело 111 казаков и 330 промышленников и крестьян под командой Алексея Ларио-новича Толбузина. Албазинский гарнизон оказался не готов к осаде и после 10-дневной бомбардировки и одного, с трудом отбитого, штурма предпочел сдаться. Согласно условиям капитуляции русские покидали Албазин безоружными, оставив все вооружение и имущество победителям. После их ухода маньчжуры полностью выжгли Албазин и окружавшие его деревни. Однако, как и ранее, они не закрепились на Амуре, а ушли в Китай. Воспользовавшись этим, русские вернулись и восстановили Албазин, гарнизон его был увеличен.

7 июля 1686 г. Албазин вновь оказался в кольце осады. Эта вторая оборона Албазина по праву занимает почетное место в истории русской военной доблести. 10-тысячной маньчжурской армии противостояли 826 казаков, крестьян и промышленных людей. На все предложения сдаться следовал неизменный отказ. Гарнизон поклялся обороняться до конца: «Един за единого, голова в голову, а назад де без указа нейдем!» Все штурмы были отбиты. Албазинцы не раз совершали дерзкие вылазки, сея панику среди нападавших. Русские выстояли, выдержав 10-месячную осаду и понеся огромные потери (в живых осталось не более 100 человек). Обороной руководил А. Толбузин, а после его гибели – А. Бейтон.

Военные события на юго-восточной окраине Сибири в 1680-е гг. не ограничились борьбой за Амур. В это же время маньчжуры спровоцировали наступление на Забайкалье северомонгольских ханов во главе с Очирой Саин-ханом. Одновременно с первой осадой Албазина монгольские тайши со своими отрядами осаждали Тункинский, Селенгинский, Удинский, Телем-бинский и Аргунский остроги. Повторный удар монголы нанесли в 1688 г., осадив Селенгинск и пытаясь захватить Удинск. Но к этому времени русские силы в Забайкалье были существенно укреплены служилыми людьми из других сибирских городов, а также полком московских стрельцов. Русских поддержали ополчения бурят и тунгусов. В ожесточенном сражении под Селенгинском, длившемся 20 марта с «обеда до вечера», монгольские войска потерпели полное поражение и ушли в Монголию. Поражения маньчжуров под Албазином и монголов в Забайкалье заставили Цинскую империю пойти на переговоры с Россией. В 1689 г. под стенами Нерчинска российский посол Федор Алексеевич Головин начал переговоры с маньчжурской делегацией. Переговоры шли чрезвычайно сложно, цинские послы явились к Нерчинску в сопровождении 5-тысячного войска и, угрожая силой, требовали отдать Китаю не только Приамурье, но и Забайкалье. Головину, используя весь свой дипломатический талант, удалось умерить маньчжурские аппетиты, но Приамурье пришлось все же уступить, поскольку численность и боевая подготовка русских войск в Забайкалье были явно недостаточными для ведения широкомасштабной войны с Китаем. Нерчинский договор, заключенный 29 августа 1689 г., имел и положительное значение: он установил основные принципы русско-китайских отношений, которые в дальнейшем позволяли мирным путем разрешать возникающие между двумя державами проблемы. Кроме того, договор положил начало официальной русско-китайской торговле.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.75.222 (0.016 с.)