Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отписка енисейского воеводы Максима Ртищева в Сибирский приказ о злоупотреблениях сына боярского Ивана Похабова. 1659 г. (отрывок)

Поиск

...Ив прошлом же, великий великого государя службе в Брат-государь, во 166 [1658] году цких острогах с ним Иваном Похабо июля в 5 день приплыли в Енисей вым и Братцких же острогов па-ской из тех Братцких острогов с шенные крестьяне староста Тимошка твоею великого государя ясачною Савельев да целовальник Игнашка соболиного казною енисейские слу – Дементьев с товарыщи 58 человек, жилые люди Завьялко Ондреев с да Нижново ж Братсково острога товарыщи и били челом тебе, вели – твои, великого государя, ясачные брат-кому государю царю и великому цкие люди князцы Бахайко с бра-князю Алексею Михайловичу всея том Толтохайком да Абачейко да Великия и Малыя и Белыя Росии Длукайко да Дахайко с своими улус-самодержцу, оне енисейские служи – ными людьми, да Енисейсково острогу лые люди, которые были на твоей твои великого государя служилые люди пятидесятники казачьи Васька Черменин, Дружинка Попов, Федо-сейко Поясницын, Кирилко Рудаков, Олешка Олень и десятники и все рядовые служилые люди, а мне, холопу твоему, в Енисейском в съезжей избе подали четыре челобитные за своими руками, а иноземцы и братц-кие люди князцы за своими знаменами, Братцких острогов на казачья голову на енисейсково сына боярсково на Ивана Похабова в ево Ивановых насильствах и во многих обидах, и чтоб ты, великий государь, их служилых людей и братцких ясачных князцей и их улусных людей и пашенных крестьян пожаловал, велел ево Ивана Похабова переменить и про ево многие насильства и обиды сыскать по твоему великого государя крестному целованью в правду...

Сборник документов по истории Бурятии. XVII в. Улан-Удэ, 1960. Вып. I. С. 219-220.

Недовольство существующим положением и воеводской властью выражалось и в уходе на новые, еще неподконтрольные государству территории. Этот уход мог иметь характер как индивидуального бегства, так и массового движения. Дважды, в 1626 и 1628 гг., из Кузнецкого острога бежали служилые люди и крестьяне из числа ссыльных. В 1655 г., подняв восстание в Илимском уезде, ушел на Амур «полк» (более 300 человек) во главе с атаманом М. Сорокиным. В 1665 г. там же, в Илимском уезде, поднял восстание Н. Черниговский, который увел на Амур несколько десятков казаков, посадских и крестьян. В 1666 г. большая партия ссыльных, отправленных в Томск, разбежалась по дороге. В 1677 и 1690 гг. готовили мятеж служилые люди Якутска с целью уйти в дальние «заморские» земли. В начале XVIII в. планировали бежать по Амуру на острова Тихого океана нерчинские служилые.

1642 г. Начало гражданской войны в Англии (Английской

буржуазной революции).

1648 - 1653 гг. Фронда – гражданская война во Франции.

1650-е годы Крестьянские восстания в Швеции, Польше и Голландии.

Если же чаша терпения переполнялась и уже невмоготу было ждать расследования, крестьяне и горожане брались за оружие. И тогда следовали убийства ненавистных приказчиков и воевод. Наивысшей формой протеста были вооруженные восстания. А поскольку и воеводская власть, и большая часть русского населения находились в городах, то и восстания эти по большей части были городскими. В ходе самых крупных восстаний миры «отказывали» воеводам от власти и брали управление в свои руки, создавая в этих целях всеуездный выборный орган – «земскую избу». Но даже в этом случае центральное правительство старалось не прибегать к массовым репрессиям против восставших. Во-первых, для этого в Сибири просто не было соответствующих сил, а во-вторых, московские дьяки прекрасно понимали, что опорой русской власти в Сибири являются не столько воеводы, сколько само русское население, в первую очередь служилые люди. Сибирский приказ предпочитал не обострять социальное напряжение в Сибири и стремился уладить конфликты мирным путем, устраняя ненавистных народу воевод и частично удовлетворяя требования восставших. Наказаниям подвергались только самые активные бунтовщики – как тогда говорили, «ведомые воры и всему тому делу пущие заводчики».

Ударной силой всех городских восстаний в Сибири XVII в. выступали служилые люди. Это и понятно. Они были вооружены, наиболее сплочены и самостоятельны. Среди них, как уже указывалось, немало было бывшей «вольницы» (казаков с Дона и Украины, участников антиправительственных восстаний и просто лиц с уголовным прошлым). Казакам ничего не стоило «облаять матерно» неугодного воеводу и бросить ему в лицо угрозу: «Ты де над собою сам месть увидишь». Активность служилых вызывалась и тем, что они, пожалуй, более всех других категорий сибирского населения подвергались притеснениям со стороны воевод.

1648 г. Народные восстания в Москве («Соляной бунт») и других

городах России.

1650 г. Восстание в Пскове и Новгороде.

Если причины восстания касались не одних только служилых, то к выступлению примыкали посадские, гулящие люди, крестьяне и даже аборигены. Случалось, что волнения охватывали одни только крестьянские слободы и деревни (как например, Ницинскую слободу в 1626 и 1660 гг., Белослудскую – в 1672, Ирбитскую – в 1648 и 1681 гг., Бирюльскую – в 1691, Новопышминскую – в 1693 г. и т. д.). Но все же в Сибири, в отличие от центральной России, не было в XVII в. значительных крестьянских выступлений.

Городские восстания. В то же время восстания в сибирских городах по своему размаху нередко были весьма внушительны. Редкий год обходился без того, чтобы в разных уголках Сибири не случалось конфликтов между властью и народом.

Историкам известна целая серия «смут» и «непослушаний» сибиряков воеводским властям: в Тобольске (1639, 1668,1671), Томске (1608,1620,1633,1636,1637, 1648,.1671, 1687), Мангазее (1631), Кузнецке (1626), Таре (1636, 1668), Пелыме (1608-1618), Нарыме (1642, 1648), Тюмени (1654, 1658, 1668), Верхотурье (1648), Енисейске (1626), Красноярске (1695-1698), Илимске (1696), Братске (1658, 1696), забайкальских острогах (1695-1698), Якутске (1647, 1677, 1683, 1690) и т. д.

К самым острым случаям противостояния воеводской власти и земских миров в Сибири XVII в. можно отнести следующие восстания. В 1626 г. в Енисейске, возмущенные воеводским произволом, служилые люди «атаман Васька Алексеев с товарыщи» «круг завели и запись меж себя одиначную написали и руки к записи приложили и крест меж собою целовали», отказали воеводе А. Л. Ошанину от власти, «ево лаяли и за бороду драли и хотели убить». Произошло вооруженное столкновение между казаками и воеводскими приспешниками. А. Ошанина из Енисейска убрали, но и 10 енисейских казаков во главе с атаманом надолго посадили в тобольскую тюрьму.

Крупное мирское выступление против воеводской власти произошло в 1637 г. в Томске. Причинами недовольства стали замена хлебного жалованья казакам службой «с пашни» и всевозможные воеводские насилия. Служилое войско в составе 700 человек выступило «заедино», «князя Ивана (воеводу Ивана Ромодановского – А. 3.) с товарищи лаяли и говорили, что де они приговорят войском, тому делу так и быть». К казакам присоединились крестьяне, посадские и ясачные люди (остяки). В апреле 1638 г. томичи «отказали» воеводе от власти и до приезда нового воеводы в 1640 г. самостоятельно управляли городом и уездом. Правительство удовлетворило все требования восставших.

В 1648 г. в Томске началось новое крупное восстание. Служилые люди, объединившиеся с посадскими и крестьянами и поддержанные остяками и татарами, полностью ликвидировали в городе воеводскую власть. Первый воевода О. И. Щербатов и его сторонники оказались под арестом, а второй воевода И. Н. Бунаков примкнул к восставшим. Он формально встал во главе приказной избы, но всеми делами фактически управляли «мирские советники», действовавшие по решениям «воровских казачьих кругов». Они исправно продолжали выполнять государственные задачи: организовывали военную службу, сбор ясака и налогов, вели переговоры с «немирными» инородцами и даже пытались организовать на них поход. Такая ситуация продолжалась до августа 1649 г., когда прибыли новые воеводы, но волнение в Томске окончательно улеглось только в 1651 г. Зачинщики «бунта» отделались «легким испугом»: 31 человек был наказан кнутом, из них 11 с семьями переведены с сохранением чинов на службу в Якутск, где многие из них сделали затем успешную карьеру.

Мощный социальный взрыв произошел в самом конце XVII в. в Восточной Сибири. Он характерен решительностью действий и радикализмом требований восставших – вплоть до полного упразднения воеводской власти в Сибири. Начал в мае 1695 г. Красноярск. Здесь служилое войско «отказало» воеводе во власти, арестовало его и создало свой орган самоуправления в составе восьми выборных «судеек». В Москву на воеводу А. И. Башковского была отправлена челобитная с длинным перечнем его «преступлений». Присланный на место устраненного новый воевода М. И. Башковский, брат прежнего, был осажден в «малом городе», где и просидел в осаде 10 месяцев. Точно так же в осаде оказался и еще один присланный воевода – С. И. Дурново, которого казаки чуть было не утопили в Енисее.До августа 1697 г. в Красноярске правили выборные судьи и войсковой круг. Город удалось утихомирить только к концу 1698 г., послав туда на воеводство популярного среди красноярцев П. С. Мусина-Пушкина.

В октябре 1695 г. полыхнуло в Нерчинске, где войско и «всяких чинов люди» сместили и арестовали неугодного воеводу Антона Савелова и до приезда нового воеводы организовали собственное управление во главе с сыном боярским И. Аршин-ским и пятидесятником Ф. Свешниковым.

В январе 1696 г. началось восстание в Братском остроге. Здесь управлял письменный голова X. Кафтырев, который за короткий срок довел до отчаяния все слои местного населения – крестьян, служилых, посадских и ясачных людей. Он был свергнут и заменен двумя «судейками», выбранными с общего согласия казаками, посадскими, крестьянами и, что весьма примечательно, бурятами.

В этом же 1696 г. вспыхнуло, пожалуй, самое мощное в Сибири восстание казаков забайкальских острогов. Причиной его стало удержание части жалованья иркутским воеводой Афанасием Савеловым. В марте восставшие казаки Селенгинска по «донскому обычаю» вынесли знамя, собрали круг и выбрали «набольшим» пятидесятника А. Березовского. Вскоре к ним присоединились казаки Удинского, Ильинского, Кабанского и Баргузинского острогов, которые также свергли «государевых приказчиков» и избрали своих. После этого часть восставших (около 200 человек) двинулась к Иркутску с намерением «глянуть воеводе за пазуху». В мае забайкальцы осадили Иркутск, но штурмовать его не решились, а уговорить иркутян поддержать восстание не удалось. В июле 1696 г. они вернулись в Забайкалье. Восставших удалось утихомирить лишь к концу 1698 г.

1662 г. Городские и крестьянские бунты во Франции.

1676 г. Восстание американских фермеров под руководством Натаниеля Бэкона против английских колониальных властей.

1679-1680 гг. Крестьянские восстания в Чехии.

По результатам сыска было казнено только три казака, и то по обвинению в уголовном преступлении – убийстве нескольких иркутских казаков.

Челобитная жителей города Иркутска и подгородных слобод и деревень об осаде города забайкальскими казаками. 18 июля 1696 г. (отрывок)

...В нынешнем, государь, 204-м году майя в 19 день, умысля воровски, забыв страх божий и ваше, великих государей, кресное целование и премногую милость и жалованья, прежние воры и грабители и бунтовщики Селенгинского, Удинского городов и Ильинского, Кабанского острогов, из заимок служилые люди, конные и пешие казаки и полковые стрельцы... приплыли из-за Байкала моря на дощанике человеках в двустах и больши с ружьем, з знамены, з барабаны, во всякой готовности, бутто к воинскому делу, не по прежней обыкности, и не доплыв Верхнего Креста, выше города, пристали к берегу и вышли из дощаника на берег с ружьем и знамены и барабаны стройством умысля воровски в кругах они, удинские и селенгинские, Кабанского и Иль-

инского острогов служилые люди Антошка Березовский, Сенька Крас-нояр, Моська Борисов, Ивашко Пине-га, Данилко Фык с товарыщи...

И июля в 10-м числе умысля воровски они ж приходили бунтом нарядным делом с ружьем с тех дощаников, все до одного человека и к городу и к вашему государеву двору приступали человек с полтре-тья ста*, и ис пищалей к стрельбе на нас... прикладывались, и город и дворы многие по посаду хотели зажечь и разорить без остатку... и они, удинские и селенгинские, Кабанского и Ильинского острогов служилые люди... говорили: будет де из города хотя один человек в нас выстрелит, и мы де город с одной стороны зазжем, а з другой стороны станем рубить иркутцких жителей, нас, холо-пей и сирот ваших, и город разорить.

В. А. Александров. Материалы о народных движения в Сибири в конце XVII века//Археографический ежегодник за 1961 год. М., 1962. С. 366-371

* Полтретья ста – 250.

1662 г. «Медный бунт» в Москве.

1670-1671 гг. Казацко-крестьянская война под предводительством Степана Разина.

1682 г. Стрелецкий бунт в Москве.

Одновременно с забайкальским «бунтом» летом 1696 г. произошло восстание в Илимском остроге. Но здесь служилые ограничились «отказом» воеводе и до приезда нового воеводы передали власть выборным приказчикам. В начале 1697 г. «случилось» и свержение воеводы в самом Иркутске, где до октября 1698 г. управлял выбранный на «приказ» сын боярский И. Перфильев.

Правительство Петра I проявило большую гибкость и обрушило репрессии не против бунтовавших, а против местных сибирских властей. Вина за восстания была возложена на воевод и приказчиков. С 1696 по 1702 г. в Сибири был проведен грандиозный сыск о воеводских злоупотреблениях. По его итогам за решеткой оказалось несколько сибирских воевод, они были обвинены в казнокрадстве, их имущество конфисковали. Многие представители сибирской администрации – ясачные сборщики, толмачи, дьяки – были разжалованы и отправлены на службу в Якутию. Нерчинский воевода А. Савелов и братский приказчик X. Кафтырев были биты кнутом и отправлены в казачью службу в Якутск.

Говоря о вооруженных выступлениях сибиряков, нужно признать, что они сдерживали рост государственной эксплуатации и безудержный грабеж населения властями. Хотя сами участники бунтов и восстаний не выдвигали четко сформулированных политических лозунгов, их борьба в целом объективно сводилась к установлению такой системы государственного управления, когда царь («истинный государь», «милостивый царь») должен был править «по правде», опираясь на «миры», по совету со всей «землей», а его воеводы должны управлять на местах в согласии с земскими мирами и под их контролем. Те же воеводы, которые правят самовластно, должны лишаться власти и «миры» не обязаны им подчиняться. Эту «мирскую» идею вполне понимали и сами «бунтовщики», заявлявшие: «как де мир голкнет, так де и царь умолкнет», и представители государственной власти, подобно тарскому воеводе Я. Е. Тухачевскому, с отчаянием писавшему в 1641 г. в Москву: «А только, государь, таким ворам и бунтовщикам не будет твоего государева указу в их воровстве, бог видит, государь, и воевод из Сибири выгонят...». Иначе говоря, борьба шла за реальное и широкое участие сословного представительства в местном управлении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.216.29 (0.009 с.)