Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Челобитная бурят о злоупотреблениях приказчика Братского острога Христофора Кафтырева. 1696 г.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Великим государем, царем и великим князем Иоанну Алексеевичю, Петру Алексеевичю, всея Великие и Малые и Белые Росии самодержцем, бьют челом и извещают холопи ваши, Брацкого острогу ясачные иноземцы... Брацкого острогу на приказного енисейского письменного голову на Христофора Юрьевича Кафтырева... Да он же, Христофор, в нынешнем в 104 году [ошибка писца, на самом деле 204 год] выкосил наши, холопей ваших, сенные покосы, и то сено велел он, Христофор, метать в стога нам же, холопям вашим, на наших же конях, и скотишко наше, холопей ваших, от тлел ига Христофор, взял у меня, холопа вашего, Водончейка нападками корову, а мы, холопи ваши, Урмакейко, Согдейко, Тебендейко, Мычикейко, Умыдыкей-ко ставили ему, Христофору, из-за мученья полтораста копен сена. Да взял он же, Христофор, с нас, холопей ваших, быка вольтово, а у нас, холопей ваших, Дочки и Ханзика взял 4 быка больших. Да он же, Христофор, взял у меня, холопа вашего, Секуйка, жеребца шерстью пегова. И теми своими Христофор нападками и мученьем разорил нас, холопей ваших, вконец и впредь нам, холопем вашим, вашего, великих государей, ясаку промышлять будет не на чем и купить нечем... Ф. А. Кудрявцев. Восстания крестьян, посадских и казаков Восточной Сибири в конце XVII века. Иркутск, 1939. С. 93-94. Политика русских властей в отношении аборигенов. Было бы принципиально неверно замечать в отношениях сибирских аборигенов и русских одни только вооруженные столкновения и рассматривать процесс включения «иноземцев» в социальную и государственную структуру России XVII в. как сплошное насилие и произвол. Русское государство вело по отношению к «сибирякам», осознанно или неосознанно, особую политику, краеугольными камнями которой было несколько принципиальных установок. Первая. Малочисленность русских вооруженных сил в Сибири поневоле заставляла правительство и местные власти искать мирные пути взаимодействия с сибирскими племенами, заручаться их союзом и поддержкой. Это могли быть военные союзы, когда целые племена выступали в качестве федератов: кодские ханты до середины XVII в. участвовали в походах русских против «немирных иноземцев», получив взамен право взимать с них часть ясака в свою пользу. Это могло быть зачисление на службу и производство в высшие служилые чины (детей боярских и дворян) представителей родоплеменной верхушки, как, например, кодских князей Алачевых и тунгусских князей Гантимуровых. Это могло быть зачисление в служилые люди рядовых улусных людей – но при их обязательном крещении в православие. Наконец, это могло быть формирование из аборигенов отдельных служилых подразделений в составе русских гарнизонов. В XVII в. такие подразделения комплектовались сибирскими татарами. Известно, что служилые татары в Таре, Тобольске, Тюмени были уже в 1590-е гг. Позднее они появились в Томске, Красноярске и Кузнецке. В начале XVIII в. их численность в составе сибирских гарнизонов превысила 500 человек. Они несли службу наравне с русскими казаками, получали небольшое денежное жалованье, а некоторые – и хлебное, сохраняли свои земельные владения и были свободны от уплаты ясака. Служилые иноземцы становились опорой русских властей, они служили «верно» и «остепеняли» своих сородичей от «измены» и «шатости». Вторая. Облагая ясаком сибирские народы, московское правительство вставало на защиту ясачноплателыциков от каких бы то ни было притеснений со стороны русских. Правительственные наказы воеводам и командирам казачьих отрядов неизменно предписывали «не жесточить иноземцев», а обходиться с ними«ласкою» и «приветом». Конечно, между правительственными предписаниями и действиями местных сибирских властей и служилых людей нередко бывали значительные расхождения, и история Сибири дает огромное количество примеров жестокого отношения воевод и казаков к аборигенам: насилия, вымогательства, грабежи почти неизменно сопровождали сбор ясака. Но тем не менее, нельзя говорить, что установка правительства на «бережное» отношение к аборигенам была лишь благим пожеланием, она ограничивала произвол местных властей в отношении аборигенов и давала возможность последним искать управу на своих обидчиков. Увлекавшиеся грабежом воеводы и ясачные сборщики нередко попадали под следствие и несли наказание. Весь XVII в. правительство неизменно стояло на защите земельных (особенно лесных) угодий «иноземцев» от посягательств со стороны русских поселенцев. Запрещалось брать с ясачных долговые расписки, превращать их в холопов, торговать ими и привозить «на Русь». Русская администрация редко принимала суровые меры к аборигенам. Их «шатость», «измены» и «бунты» зачастую оставались безнаказанными: главным было не покарать, а вернуть в ясачный платеж. Следствием такой политики было то, что большая часть ясачных, бежавших в разные годы из русских пределов, возвращалась назад. Третья. Русское правительство смотрело на ясачных как на подданных, равных в своих правах и бесправии с русским населением. В русском суде не было дискриминации аборигенов, их судили наравне с русскими. Отношение власти к подданным определялось не их национальностью, а имущественным, социальным и служебным положением. Четвертая. Русское правительство в XVII в. не допускало насильственной и массовой христианизации сибирского населения и благодаря этому удалось избежать столкновений на религиозной почве. Крестились одиночки и, как правило, по собственному желанию. 1648-1654 гг. Национально-освободительная война украинцев против Речи Посполитой. 1662-1665, 1675-1683 гг. Национально-освободительные восстания башкир против русского господства. Пятая. Русские власти вели гибкую политику по отношению к аборигенному обществу. Довольствуясь формальным признанием власти «белого царя» и уплатой ясака, русские признавали власть родоплеменных старейшин и вождей и оставляли без изменений родоплеменное устройство аборигенного общества, просто включая аборигенную общину в русскую государственную систему и признавая ее низшим звеном управления наряду с русской волостью. Во внутреннее устройство и управление ясачных волостей русские власти старались не вмешиваться, предоставляя племенным князькам, мурзам, найонам, шуленгам и т. д. все полномочия, порой весьма широкие. Влияние русских в разрешении племенных и родовых междоусобиц было обычно незначительным. Вмешательство русской администрации фактически ограничивалось взиманием ясака, разрешением конфликтов между русским и аборигенным населением и расследованием политических («измена», «бунт») и наиболее крупных уголовных преступлений. Договор русского посла Ф. А. Головина с табунутами* о принятии ими русского подданства. 1689 г.(отрывок) Быть им Саин Окиню, Нар-мо Тархан, Башурю Сотуй, Начин Мосого, Саинке Сотулай, Карцагаю, Нескею зайсану**, Инкибю, Иркибею, Башки Дарюхан, Ширетую Удзин, Кашке Унен, Гуин зайсан и с вышеписанными шуленги** и с детьми своими и с улусными людьми великих государей их царского пресветлого величества под самодержавною высокою рукою в подданстве и в вечном холопстве, и служить им великим государям и прямить твердо и непоколебимо и во всем добра хотеть безо всякие хитрости, и их царского пресветлого величества многолетнего здоровья им табунуцким сайтам** Саин Окиню с товарыщи во всем оберегать, и никакого злаго умысла на них великих государей не мыслить, и их царского пресветлого величества руским людям и подданным ясачным иноземцам никаких обид и налог не чинить; а на наступающих неприятельских, каких-либо ни есть народов с людьми великих государей им сайтам а великие государи своим ратным с шуленги и с детьми своими и людям от нашедших неприятельских с улусными людьми ходить и, не щадя людей их сайтов и шуленг и улусных головы своей, битися и до смерти; их людей оборонять повелят... Сборник документов по истории Бурятии. XVII в. Улан-Удэ, 1960. Вып. 1. С. 331 * Табунуты – одно из монгольских родовых объединений. ** Зайсан, шуленга, сеит – титулы родоначальников. Несомненно, что все указанные выше принципы русской политики по отношению к сибирским аборигенам способствовали их относительно мирному и легкому включению в социальную и государственную структуру России, снимали многие противоречия, которые могли бы привести к длительному и ожесточенному сопротивлению. Успех этой политики, базирующейся на принципах, разрабатываемых правительством, был обусловлен и объективными факторами: · во-первых, большая часть территории Сибири была непригодна для земледелия, поэтому у русских не было экономической заинтересованности в вытеснении с земель местных аборигенов; · во-вторых, существовавшая в России система крепостного права ограничивала приток в Сибирь русского населения; поэтому, несмотря на то, что к началу XVIII в. русские по численности уже преобладали над местным населением, их число было все же весьма незначительно, чтобы началась борьба между ними и аборигенами за жизненное пространство; · в-третьих, быстро возникла взаимная экономическая заинтересованность: аборигенов – в русских товарах, а русских – в продуктах аборигенного хозяйства. Взаимовлияние русских и аборигенов. С приходом русских происходят изменения в хозяйстве и общественном строе народов Сибири. Хозяйственно-культурное влияние русских выражалось в более широком, чем ранее распространении тканей и металлических изделий (орудий труда, рыболовства и охоты, оружия, посуды), благодаря чему существенно повышалась производительность аборигенного хозяйства; в распространении земледелия у ряда народов (татар, южных манси, якутов, чулымцев); в изменении структуры питания (большую роль начинает играть хлеб и различные крупы); в строительстве речных судов и жилья по «русскому примеру» (килевых дощатых лодок и деревянных изб); в освоении более совершенных приемов добычи пушных зверей и рыболовства. Быстро привыкнув к русским товарам, аборигены уже не могли обходиться без них и были заинтересованы в торговле с русскими. Так, в конце XVII в. охотские тунгусы сообщали: «А которые де соболишки в ясак... не годны, плохие и вешние... и мы де на те соболишки для своих нуж с ясачными сборщики на муку ржаную и на котлы, и на топоры, и на ножи, и на железо прутовое торгуем, для тово что де тех товаров у нас, иноземцов, в нашей земле нет, и купить негде; а только де нам тех товаров не купить и нам де великих государей ясаку промышлять не на чем и помереть де нам голодною смертию». Наиболее принципиальные изменения произошли в хозяйственных занятиях таежных народов. Ясачное обложение и торговля с русскими способствовали быстрому развитию пушного промысла. Если ранее он играл лишь вспомогательную роль, то теперь превратился в важную отрасль аборигенного хозяйства, отрывая население даже от жизненно важных промыслов (охоты, рыболовства). Изменение общественных отношений выражалось в ускорении разложения первобытнообщинного строя, появлении права частной собственности, углублении имущественного и социального неравенства. Родовые старейшины, пользуясь поддержкой русских властей, концентрируют в своих руках богатство и власть, расширяют эксплуатацию «улусных черных людей». Правда, социальное расслоение ускоренными темпами шло в более развитых южных районах Сибири. Северные же племена, даже под русским влиянием, очень медленно расставались с первобытнообщинными отношениями. Русские поселенцы также подвергались влиянию аборигенов. Природно-климатические условия Сибири поневоле заставляли перенимать у местных жителей приемы рыболовства, охоты и скотоводства, а также одежду. Сильно было влияние аборигенов и на духовную жизнь русских, которые начинали осваивать «иноземческие» языки, верить в местные мифы и предания и даже, на всякий случай, поклоняться языческим божествам и духам. Русское население, осевшее на севере Сибири в устьях рек Оби, Енисея, Лены, Колымы, Индигирки, вообще полностью переняло хозяйственные занятия местных народов и очень сильно смешалось с ними путем заключения браков. Экономическая заинтересованность и хозяйственное взаимовлияние и взаимопомощь лучше всяких правительственных распоряжений вели к мирному сосуществованию русских и аборигенов. Последнему способствовал и такой немаловажный фактор как национальная и религиозная комплиментарность русского народа. Эта черта русского характера вырабатывалась веками в условиях постоянных контактов с иными народами и иными религиями. В известной мере она воспитывалась и православной верой, которая в целом более терпимо относилась к язычникам, нежели католичество или мусульманство. Комплиментарность – способность человека (людей, народа) мирно и безболезненно уживаться с людьми (народом) других убеждений, веры, национальности и расы. В сибирской истории невозможно найти примеров массового и немотивированного уничтожения язычников-аборигенов, подобного тому, что устраивали рыцари-крестоносцы на славянских землях или католические миссионеры и конкистадоры в Америке. Еще историками XIX в. отмечалось, что «духом нетерпимости по отношению к инородцам русские переселенцы в Сибири никогда не были проникнуты», что «они смотрели на вогула, самоеда, остяка и татарина прежде всего как на человека и только с этой стороны определяли к ним свои жизненные отношения». 1675 г. Несколько североамериканских индейских племен объединились в союз для ведения войны с белыми поселенцами, но потерпели поражение. 1688-1689 гг. Восстание в Сербии и Македонии против турок. Конечно, у русских не было «братской любви» к сибирским иноземцам, однако для XVII в. в целом характерно уважительное отношение к ним: многочисленные казачьи «отписки» и челобитные однозначно свидетельствуют, что русские в инородцах видели не дикарей, а мужественных и смелых воинов. Показателем равного отношения к аборигенам служат, в частности, широко распространенные в Сибири браки русских с местными женщинами. Дети от этих браков признавались законнорожденными и церковью и государством. Очень важно отметить, что в Сибири (как и в России в целом) не появилось таких категорий неполноправных, «второсортных», людей как метисы, мулаты, квартероны. Дети от смешанных браков, если они были крещенными, считались русскими по национальности. Выводы Присоединение Сибири к России стало бесповоротным и прочным в результате притока за Урал массы русских переселенцев и организации в Сибири системы государственного управления. Заселение региона осуществлялось тремя способами: административный перевод, ссылка и вольное переселение. Последнее играло ведущую роль. Основной поток переселенцев в Сибирь шел из Поморья. В XVII веке русское население было представлено следующими основными социальными группами: служилые люди (казаки, стрельцы, дети боярские, сибирские дворяне), промышленники, крестьяне (черносошные и монастырские), посадские и гулящие люди. Их соотношение менялось, и к началу XVIII века в целом по Сибири численно преобладали крестьяне. Административно-территориальное деление и управление Сибири строилось на общих принципах, присущих государственному управлению России XVII века. В результате Сибирь становилась составной частью Русского государства. В это время активную роль в государственном управлении и местной жизни играло мирское самоуправление – крестьянские и посадские общины, служилое войско. Именно сибирские «миры» являлись единственным реальным противовесом административному произволу и усилению государственных повинностей. Защищая свои интересы, они нередко вступали в открытое, даже вооруженное, противостояние воеводской власти. Стремление государства единолично извлекать доходы с Сибири, необъятные сибирские просторы, слабость местной администрации и специфика общественного сознания сибиряков обусловили отсутствие в Сибири крепостного права. По отношению к сибирским аборигенам установление русской власти в XVII веке нашло выражение в ясачном режиме. Заинтересованность в максимальном сборе ясака пушниной диктовала гибкий и весьма лояльный подход русских властей к «иноземцам». В целом, несмотря на всю сложность и неоднозначность русско-аборигенных отношений, основные принципы правительственной политики способствовали относительно мирному и легкому включению коренных сибирских народов в социальную и государственную структуру России.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.97.103 (0.015 с.) |