Страна изгнания: сибирская ссылка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Страна изгнания: сибирская ссылка



Становление сибирской ссылки

Уже с самого начала присоединения к России Сибирь стала превращаться не только в «золотое дно» для людей предприимчивых, но и в «страну изгнания» для разного рода преступников. Почти сразу государство стало использовать этот удаленный от центральных районов страны край как место ссылки «лиц неугодных».

Не успели еще отгреметь бои с «сибирским царем» Кучумом, только-только начали возводить города и остроги, как в Сибирь последовали первые партии ссыльных. В 1592 г. был основан Пелымский острог, а в 1593 г. туда отправили жителей Углича, осужденных по делу об «убиении» царевича Дмитрия. В 1599 г. туда же были сосланы Борисом Годуновым братья Романовы – стольники Иван и Василий Никитовичи, племянник которых Михаил Федорович в 1613 г. взошел на российский престол. Василий Романов умер в пелымской тюрьме, а Ивана в 1601 г. перевели в Уфу. В 1604 г. был основан Томск, а в 1608 г. там уже появилось 35 человек, сосланных «за опалу». По самым приблизительным подсчетам историка П. Н. Буцинского, с 1593 по 1645 г. в Сибирь сослали 1500 человек.

Ссылка в Сибирь «набирала обороты» и во второй половине века превратилась в массовое явление. Сюда активно ссылали тех, кого по современной терминологии можно отнести к «государственным», или «политическим», преступникам – участников восстаний и антиправительственных заговоров, изменников и шпионов, самозванцев и критиков правительственного курса и самого монарха, а также военнопленных.

В начале XVII в. в Сибирь угодили многие участники Смуты, которые делали ставку на самозванцев, а позднее пытались выступать против воцарения Романовых. Среди них были как русские, так и иностранцы – «немцы» и «литва». Можно назвать имена казанского воеводы Н. Шульгина, бояр Салтыковых, князей Сицких, И. Катырева-Ростовского, И. Б. Черкасского, А. М. и В. Н. Пушкиных, вяземских воевод князей П. И. Пронского и М. Белосельского. В 1607 г. по сибирским городам разослали 52 «немца» из разбитого войска И. Болотникова.

Иностранцы в качестве военнопленных попадали в Сибирь и позже, в те периоды, когда Россия вела войны с Польшей и Швецией. Выше отмечалось, что они сыграли весомую роль в присоединении Сибири. Военнопленным тяжко приходилось лишь в первые годы, когда «заедала» тоска по родному дому. Некоторые пытались бежать, как например, в 1634 г. служившие в Томске литовцы и поляки. Но значительная часть достаточно быстро свыкалась с новым местом жизни, обзаводилась семьями и хозяйством, делала карьеру и даже отказывалась возвращаться на родину, когда предоставлялась такая возможность (при размене пленных).

Побывало за XVII в. в сибирском изгнании и немало царедворцев, которые в чем-то не поладили с «государем всея Руси» и за это подверглись опале: князья А. В. Лобанов-Ростовский (в 1620 г. сослан в Тару), С. И. Шаховской (1629 г., Тобольск), Д. В. Ромодановский (1660 г., Березов), воеводы И. Ододуров (1619 г., Верхотурье), С. Прозоровский и М. Вельский (1634 г.), стольники И. Н. Хованский (1645 г., Енисейск), М. Плещеев (1655 г.) и М. С. Пушкин (1697 г., Енисейск) и другие. В одном только 1679 г. были сосланы за Урал 20 стольников и московских дворян.

1638 г. Англия первой из европейских стран отменяет пытки.

1679 г. Принятие в Англии закона («Habeas Corpus»), защищавшего граждан от произвола властей: никто не мог быть арестован без обвинения и содержаться под стражей без суда.

После присоединения к России в середине XVII в. Левобережной Украины в Сибирь усилился наплыв «черкасов» – украинских казаков, которые были недостаточно верны русскому царю и «впадали в измены многия». Наряду с массой рядовых казаков в сибирских городах оказались и представители казачьей старшины (полковники Матвей Гвинтовка, Василий Многогрешный, Семен Третьяк, Семен Палей, племянник Мазепы Андрей Войнаровский и др.) и даже гетманы (Демьян Многогрешный и Иван Самойлович).

Разумеется, Сибирь превратилась и в место ссылки участников различных городских, крестьянских и казачьих восстаний. Здесь, в частности, оказались «гилевщики», ломившиеся в коломенскую резиденцию царя во время «Медного бунта» 1662 г., сподвижники Степана Разина и московские стрельцы, бунтовавшие в 1682 и 1698 гг.

Наконец, происшедший в середине XVII в. раскол русской православной церкви повлек за собой ссылку в Сибирь непримиримых противников новой веры – старообрядцев. Первым из них в Сибирь, в далекое Забайкалье (с 1653 по 1662 г.), попал один из лидеров раскольников, самый известный их идеолог – протопоп Аввакум. Вслед за ним были отправлены расколоучители Иосиф Истомин и Яков Лепехин. Ссылка раскольников набирала темпы. В конце 1670 – начале 1680-х гг. ссыльные старообрядцы составляли одну треть посадских Якутска.

Наряду с «государственными преступниками» заметное место в XVII в. начинают занимать среди ссыльных и обычные уголовники – «воры», «тати» и «разбойники», а также прочие «неблагонадежные элементы». Вообще в это время круг деяний, за которые следовала ссылка, был беспредельно широк и постоянно пополнялся: незаконное изготовление и торговля вином и табаком, фальшивомонетничество, непослушание властям, укрывательство преступников, татьба (разбой), мошенничество, воровство, бегство с военной службы, беспричинная стрельба из ружей, кулачные бои, прошение милостыни и т. д.

1679 - 1682 гг. Смягчение уголовного законодательства в России, запрет членовредительства.

1696 г. Зарождение в России каторги как меры наказания.

В XVII в. в общих чертах оформилось несколько видов ссылки. Самой массовой, пожалуй, была ссылка в службу. На сибирскую службу отправляли как неугодных царедворцев, так и в значительно большем количестве казаков (русских и украинских), стрельцов, военнопленных. Первых обычно определяли в воеводы, вторых – в служилые люди. Вообще «преступников» из числа профессиональных военных, какого бы рода преступления они ни совершили, в Сибири стремились определить к «ратному делу», чтобы кровью искупили вину свою.

Крестьян, посадских, холопов, гулящих людей ссылали, как правило, на поселение: в посад или в пашню. Здесь государство опять-таки преследовало чисто утилитарные цели: не только наказать, но и извлечь определенные выгоды – увеличить на «сибирской украйне» численность крестьянского и посадского населения. По этой же причине вместе с самим «преступником» ссылали и его семью. Само правительство в 1698 г. признавало, что «такими многими ссыльными людьми сибирские городы и слободы и деревни везде полнятся».

Еще одним видом ссылки была ссылка в заключение, когда преступников не только ссылали в Сибирь, но и заточали их здесь в тюрьму. Под тюрьмы использовали как специальные помещения в городах и острогах, так и кельи в монастырях. Ссылка в заключение применялась в основном к опальным вельможам и церковникам, а также противникам официальной церкви и религиозным вольнодумцам. Последних следовало держать в темницах скованными, за крепким караулом, «чтоб к ним никто не приходил и злого ученья у них не принимал».

Ссылка в XVIII веке

XVIII в. принес много нового в сибирскую ссылку. В первую очередь, к прежде существовавшим видам ссылки добавился еще один – ссылка на каторгу (т. е. на принудительные работы). Впервые она стала применяться при Петре I, первая группа каторжан отправилась в Сибирь уже в начале XVIII в. Основным местом каторги стал Нерчинскии край, где ссыльнокаторжные работали на горных заводах и рудниках.

Во-вторых, в XVIII в. ссылка в Сибирь стала более активно использоваться правительством как мера наказания политических оппонентов. В период «дворцовых переворотов» (1725 – 1762 гг.), когда резко обострилась борьба за власть в правительственных и придворных кругах, за Урал угодило немало вельмож, государственных и военных деятелей, чиновников и офицеров. Среди них можно назвать такие громкие имена как ближайший сподвижник Петра I князь А. Д. Меншиков (в 1728 г. сослан в Березов), князья Долгоруковы (1730 г., Березов), вице-президент Адмиралтейской коллегии Ф. И. Соймонов (1740 г., Охотск), фаворит императрицы Анны Иоанновны курляндский герцог Э. И. Бирон (1741 г., Пелым), кабинет-министр Г. И. Остерман (1742 г., Березов), генерал-фельдмаршал Б. К. Миних (1742 г., Пелым), вице-канцлер М. Г. Головкин (1742 г., Среднеколымск) и др. Все они, как «важные преступники» и «общего покоя ненавидящие злодеи», содержались в Сибири в заключении под караулом.

В XVIII в. в Сибирь угодил и «первый русский революционер» А. Н. Радищев, отправленный Екатериной II за свою «бунтарскую» книгу «Путешествие из Петербурга в Москву» в далекий городок Илимск (1790-1797 гг.).

В-третьих, в XVIII в. резко возрастает поток ссыльных из простого народа. Особенно важную роль в этом сыграли указы начала 1760-х гг., разрешавшие помещикам ссылать в Сибирь своих крепостных крестьян, уличенных в «непристойных и продерзностных поступках». Равным образом крестьянским и посадским мирам было предоставлено право приговаривать к ссылке «непотребных и вредных обществу людей». Однако ссылать разрешалось только здоровых мужчин не старше 45 лет, пригодных к хлебопашеству, а семейных – с семьями. В обоих случаях это была ссылка без суда, и подвергшиеся ей не являлись настоящими «преступниками», а сама ссылка представляла собой меру административного принудительного переселения и как таковая являлась административной ссылкой.

После появления названных указов с 1760 по 1780 г. в Сибирь было отправлено, по разным подсчетам, от 40 до 60 тыс. крестьян. Часть посельщиков была направлена в Нерчинск, многих расселили в окрестностях Усть-Каменогорской и Бийской крепостей, основную же массу водворили вдоль Сибирского тракта. В это же время на Алтай и в Забайкалье переселили до 10 тыс. старообрядцев, выведенных русскими войсками с территории Польши. На Алтае они стали именоваться «поляками», а в Забайкалье – «семейскими».

Крупным мероприятием правительства по заселению Сибири ссыльными был сенатский указ 1799 г. «О населении Сибирского края», согласно которому за 1800-1812 гг. в Сибирь прибыло поселенцев около 25 тыс. душ мужского пола. Большая их часть осела в Западной Сибири и Прибайкалье.

Сибирь остается и основным местом содержания военнопленных: в начале XVIII в. в сибирских городах содержалось несколько тысяч шведов – солдат и офицеров разбитой армии Карла XII; во второй половине XVIII – первой половине XIX в. здесь оказались участники польского национально-освободительного движения, а в середине XIX в. борцы за свободу Венгрии (в Забайкалье был сослан известный венгерский поэт Шандор Петефи). Их пребывание в Сибири было порой весьма длительным. Многие свыкались с Сибирью и оставались здесь на постоянное жительство. Так, из 900 пленных поляков армии Наполеона, записанных в сибирские казаки, отказались в 1815 г. возвращаться домой 160 человек.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1503; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.007 с.)