Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные конфликты в Сибири в XVIII – первой половине XIX века

Поиск

Отсутствие крепостного права в Сибири. Крепостнические отношения, не сложившиеся в Сибири в XVII в., отсутствовали здесь и в последующее время. Наличие к середине XIX в. во всей Сибири всего 3,7 тыс. крепостных общей картины не меняло. Сибирь оставалась зоной, свободной от крепостного права, что являлось прежде всего результатом правительственной политики, решительно воспрещавшей распространение в Сибири помещичьего землевладения. Когда в 1839 г. Министерство внутренних дел предложило отводить в Сибири земли помещикам и селить на них крепостных крестьян, император Николай I наложил резолюцию: «Ни в коем случае поселение помещичьих крестьян допущено быть не может».

Правда, государство для удобства сбора налогов всячески стремилось ограничить свободное перемещение населения и прикрепить его к постоянному месту жительства. Покинуть место проживания на расстояние свыше 30-50 верст можно было только после согласия общины (крестьянской или городской) и получения – от местной администрации письменного свидетельства – паспорта, который выдавался на определенный срок. Уход без такого документа или его просрочка рассматривались как бегство, и виновные подлежали принудительному возвращению и наказанию. Приписные крестьяне вообще могли передвигаться только в пределах своего горного округа.

Но, как и в XVII в., власти не очень-то стесняли свободное, «без государева указа», переселение крестьян и горожан внутри Сибири. Важным было лишь, чтобы переселенцы не «выпадали» из тягла – продолжали и на новом месте выполнять все государственные повинности. Возможна была и смена социального статуса: крестьянин мог записаться в горожане и наоборот. Несмотря на всю строгость законов, на практике многие вопросы решались традиционным «расейским» способом – дачей взятки соответствующему чиновнику. В первой половине XIX в. в целях обеспечения рабочими руками промышленности и золотых приисков власти идут на существенное расширение официальных возможностей передвижения населения.

Причины и формы социального протеста. Стабильность материального и социального положения подавляющего большинства сибирских крестьян и горожан, обладавших личной свободой и хозяйственной самостоятельностью, превращение сибирского казачества из своевольного воинства – инициатора всех городских бунтов XVII в. – в послушное военно-полицейское орудие царизма, совершенствование органов государственной власти, позволившее улучшить надзор и контроль над населением,– все это обусловило отсутствие в Сибири XVIII – первой половины XIX в. острых и длительных социальных конфликтов, сравнимых по своим масштабам с крестьянскими, казачьими и городскими восстаниями в европейской России. Однако Сибирь не являлась идеальным «островком» мира и благополучия, поскольку ее население также испытывало на себе увеличение налогового обложения и рост повинностей. Негативно сказывались на положении сибиряков слабо подготовленные, а зачастую и непродуманные государственные мероприятия (вроде принудительных посадок картофеля или организации так называемых «запасных» хлебных магазинов), а также произвол и злоупотребления чиновников.

Рапорт крестьян Масленского острога и Барневской слободы об отказе работать на заводах Демидова. 28 февраля 1761 г.

Сего февраля 27 дня объявемленной от вас из Государственной Берг-коллегии Е. И. В. указ о увещевании масленских и барневских всех крестьян и о высылке их в демидовския заводския тяжчайшия несносныя работы о скорейшем о чинимых от Демидова прикащиками в нестерпимых крес-тьяном побои, а некоторым и смертного убивства и раззорения следствия и о протчем, которой указ со истолкованием мы, масленские и бар-невские все крестьяне, слышали и в силу того указу в том слышании довольны, токмо в те демидовские заводы тяжчайшие и нестерпимые работы ехать ныне и впредь уже не желаем за тем, что за великотяжчай-шими несносно нестерпимыми работами, в которых тиранско мучитель-ских работах многое число у нас крестьян смертельно бито, а иных и до смерти много ж убито...

Дело о самозванце Ф. И. Каменщикове-Слудникове. Материалы по истории самозванчества и крестьянского протеста на Урале в середине XVIII в. // Сб. док. Екатеринбург, 1992. С. 35.

Самой распространенной формой протеста оставалось легальное обращение к властям с жалобами. Крестьяне, горожане, казаки протестовали против увеличения денежных сборов, натуральных повинностей и служебных обязанностей, стеснения в земельных угодьях, произвола начальства, приписки к заводам. Если это не давало должного эффекта, шли иногда на более радикальные меры, в частности, отказывались выполнять повинности. Особенно часто к этому прибегали приписанные к заводам крестьяне.

Отказ от заводских работ зачастую принимал массовый характер, как в начале 1780-х гг. на Колывано-Воскресенских заводах, когда выйти на работу отказались около 4 тыс. крестьян Томской, Сосновской, Красноярской, Чаусской, Каинской и других слобод. На этот раз заводское начальство пошло на уступки, но выступление в 1797-1798 гг. крестьян Пачинской слободы, Убинской, Крутоберезовской, Усть-Каменогорской волостей, отказавшихся признать себя приписанными к заводам, было подавлено с помощью военной силы. С отказами выполнять заводские работы были связаны волнения крестьян Чаусской (1813 г.), Бачатской (1816 г.), Ояшинской (1831 г.) волостей. В 1820-х гг. наблюдались массовые волнения среди государственных крестьян Туринского, Тюменского и Ялуторовского округов, отказывавшихся платить повышенные земские сборы.

К отказам от работы (стачкам) начинают прибегать и работные люди. В 1830-1840-х гг. они стали обычным явлением на частных золотых приисках. Волнения на золотых приисках в Енисейском крае в 1837 г. вынудили правительство провести специальное расследование, вскрывшее массу злоупотреблений со стороны хозяев. По итогам следствия были не только наказаны зачинщики из числа рабочих, но и отданы под суд владельцы приисков.

1705-1706 гг. Народное восстание в Астрахани.

1707 - 1708 гг. Восстание донских казаков под руководством Кондратия Булавина.

Еще одной формой протеста было бегство. Правда, крестьяне, сидевшие на земле и связанные своим хозяйством, бежали очень редко. Зато не имевшие своего двора и зачастую даже семьи работные люди и мастеровые с казенных и кабинетских заводов, рабочие с золотых приисков, а также солдаты и ссыльнокаторжные часто пускались в бега в поисках лучшей доли. Большинство их ловили, кому-то удавалось устроиться «за хлеб и воду» в хозяйствах зажиточных крестьян и прятатьсяна дальних заимках, кто-то скрывался в лесах и занимался разбоем «на большой дороге», кто-то вообще уходил за границу. По всей Сибири ходили слухи о «стране обетованной» – «Беловодье», где все живут свободно, нет никакого начальства и никаких налогов и повинностей. Беловодье ассоциировалось с Горным Алтаем и манило всех беглых. В начале 1790-х гг. власти с удивлением обнаружили в глубине Алтайских гор на реке Бухтарме целые поселения, составленные «из беглых разного звания людей» – мастеровых, солдат, крестьян, в основном с алтайских заводов.

Пиком возмущения сибиряков были открытые неповиновения властям, выливавшиеся подчас в вооруженные восстания. В 1714 г. крестьяне ишимских слобод на юге Западной Сибири, возмущенные увеличением налогов, отказались их платить. На усмирение крестьян были посланы воинские команды, но восставшие сумели объединиться, создали орган управления движением – «судебную избу» и в течение 9 месяцев оказывали упорное сопротивление, доходящее до вооруженных стычек.

Волнения в городах. В 1722 г. произошло последнее в истории Сибири городское восстание. Оно вспыхнуло в Таре, где среди населения и казачьего гарнизона в большом числе были раскольники, весьма недовольные петровскими нововведениями (двойными налогами со старообрядцев, бритьем бород, ношением европейского платья и т. д.) и верившие, что в России воцарился антихрист в образе Петра I. Старообрядцы стали инициаторами и движущей силой выступления, которое началось с отказа тарских жителей присягать безымянному наследнику престола (по указу о престолонаследии 1722 г.). Отказ от присяги квалифицировался властями как государственная измена, против непокорных была направлена сильная воинская команда. «Розыск о тарском бунте» отличался жестокостью и охватил почти всю Сибирь. Злостные «изменники» были четвертованы, повешены или посажены на кол, прочих участников били кнутом: «мужеска полу по сту, а женска полу по пятидесяти ударов». По всей Сибири началась охота на раскольников, были разгромлены многие тайные убежища старообрядцев – скиты. Доведенные до отчаяния раскольникина террор властей ответили массовыми самосожжениями. Историки насчитали более 50 «гарей», вызванных тарским розыском. Иногда гари уносили сразу сотни жизней, как например, в Белоярской слободе, где в марте 1723 г. сгорело до 600 человек.

Самосожжение как акт протеста против религиозных гонений старообрядцы применяли и в последующем: в Кузнецком уезде в 1745 г. сожглись 124 человека, в 1746 г. подвергли себя самосожжению почти все жители деревни Усть-Чарышской, в 1756 г. – 172 человека деревни Мальцевой Ояшской волости и 175 человек деревни Мамуровой Чаусской волости.

В 1718-1722 гг. наблюдались серьезные волнения в Красноярске, где жители «отказали» во власти коменданту Д. Б. Зубову. Аналогичные события разыгрались весной 1733 г. в Иркутске, где часть чиновничества, духовенства и верхушка казачьего гарнизона под руководством подьячего П. Татаринова, казачьего головы С. Лисовского и епископа Иннокентия пыталась убрать с поста вице-губернатора казнокрада и взяточника А. Жолобова.

Крестьянское движение. В 1759 г. началось выступление приписных крестьян Шадринского уезда, которые отказались строить Азяш-Уфимский завод. Крестьяне создали штаб движения – «повстанческий стан» и вооруженные отряды. На подавление волнений бросили 500 донских казаков и 300 солдат. 8 декабря 1761 г. в Маслянинском остроге произошла кровавая схватка крестьян с правительственными войсками. Но окончательно подавить возмущение смогли лишь в марте 1762 г.

В 1760 г. в Западной Сибири наблюдались случаи открытых столкновений государственных крестьян с администрацией, вызванные попытками губернских властей расширить «государеву десятинную пашню». Подавив крестьянский протест, правительство все же пошло на ликвидацию в 1762 г. «государственной барщины», переведя крестьян на денежный оброк.

Начавшаяся в 1762 г. секуляризация монастырских земель, а затем отказ от нее вызвали по всей стране массовые выступления монастырских крестьян, жаждавших освободиться от крепостной зависимости. Не стала исключением и Сибирь.В 1762-1764 гг. во владениях Далматовского монастыря в Шадринском уезде прокатилась волна вооруженных крестьянских выступлений, известных как «дубинщина». К маю 1764 г. силами драгунского полка «дубинщина» была подавлена, 198 ее участников были публично наказаны плетьми.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.100.144 (0.011 с.)