Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Власть и общество в Сибири XVII века

Поиск

1. Вспомните систему управления в России XVII в. В чем специфика административно-территориального деления Сибири?

2. Перечитайте «наказ» приказчику Байкальских острогов С. А. Лисовскому (стр. 79). Определите на его основе, в чем состояли задачи приказчиков и степень их важности.

3. Назовите основные способы заселения Сибири. Какой из них сыграл большую роль и почему?

4. Почему основную массу переселенцев в Сибирь составляли выходцы из Поморья?

5. Прочтите отрывок из «Путешествия» Н. Спафария с описанием сибирских городов (стр. 89). Что общего между всеми названными там городами?

*6. Почему в Сибири XVII в. было крепко мирское самоуправление?

*7. В данном пособии утверждается, что ясак из дани превращается в разновидность государственного налога. Но многие историки считают, что ясак уже в XVII в. становится одним из видов феодальной поземельной ренты. Кто, по вашему мнению, более прав и почему?

8. К чему сводились основные принципы отношения русской власти к аборигенам? Какие объективные и субъективные обстоятельства способствовали тому, что русские стремились установить с аборигенами мирные отношения?

Расширение русских владений в Сибири в XVIII – первой половине XIX века

1. С какими государствами и народами граничила в Сибири Российская империя в XVIII – первой половине XIX в.?

*2. Как вы думаете, почему русское правительство стремилось занять

сибирские реки от их истоков до устьев? г3. Чем можно объяснить, что присоединение к России чукчей, коряков и ительменов затянулось на длительный срок?

*4. Вспомните основные события внешней политики России в XVIII – первой половине XIX в. Как, учитывая международную ситуацию, можно оценить отношения России с азиатскими соседями?

5. К середине XIX в. Сибирь уже прочно вошла в состав России. Тем не менее, в это время восточносибирский генерал-губернатор Н. Н. Муравьев произнес слова «Сибирью владеет тот, у кого в руках левый берег и устье Амура». Отвечали ли эти слова реальному положению дел? Почему Амуру отводилось такое большое значение?

Второе открытие Сибири

1. Назовите людей, сыгравших видную роль в изучении Сибири в XVIII в. Чем они знамениты?

2. С какой целью стремились проложить северный морской путь из Европы в Тихий океан?

3. Какие крупные географические экспедиции XVIII – первой половины XIX в. вы еще знаете?

Управление Сибирью в XVIII – первой половине XIX века

*1. Почему самодержавие сохраняло городское и крестьянское самоуправление?

2. В чем заключались основные функции крестьянской и посадской общины?

3. Какую роль самоуправление играло в жизни населения Сибири?

4. Оперируя текстом и схемами управления Сибири в XVII и XVIII вв., определите, какие изменения произошли в административной структуре на протяжении этих двух столетий?

5. Расскажите о городском самоуправлении в Сибири в конце XVIII в.

6. Какие причины обусловили произвол чиновников в Сибири?

Сибирский Социум (XVIII – первая половина XIX века)

*1. Как и почему изменился характер заселения Сибири в XVIII – первой половине XIX в. по сравнению с XVII в.?

2. Как менялся состав сибирского населения на протяжении XVII – первой половины XIX в.?

3. Почему к середине XIX в. самым крупным и развитым городом Сибири стал Иркутск?

4. Почему основная масса горожан активно занималась земледелием?

5. За период с 1720-х гг. по середину XIX в. в Западной Сибири подушная подать вместе с оброком возросли с 1 рубля 10 копеек до 12 рублей. За это же время рыночная розничная цена ржи возросла примерно в 10 раз, а пшеницы – в 17 раз. Увеличилось или уменьшилось реальное налоговое обложение крестьян?

*6. Почему для гильдейского купечества была выгодна уплата процента с капитала, а не подушной подати, хотя последняя была значительно меньше первой?

7. Прочитайте отрывок из «Жалованной грамоты городам» 1785 г. о правах мещан (стр. 212-213). Какую информацию из него можно извлечь? О чем говорит стремление государства защитить права горожан?

*8. Почему именно в правление Екатерины II произошли наиболее кардинальные изменения в юридическом статусе горожан?

9. Почему в Сибири был столь высок процент «средних» крестьян?

*10. Имело ли хозяйственно-культурное влияние русских на аборигенов только положительные результаты? Если нет, то в чем выражались его негативные последствия?

11. Почему под русским влиянием изменения в культуре, быте и социальной организации более активно шли у оседлых аборигенов, нежели у «бродячих» и кочевых?

*12. Почему в Сибири не получили распространение крепостное право и помещичье землевладение?

Страна изгнания: сибирская ссылка

1. Почему царизм стал использовать Сибирь как место каторги и ссылки?

2. Назовите виды ссылки.

*3. Как вы думаете, какая из категорий ссыльных принесла наибольшую пользу Сибири: военнопленные, декабристы, каторжане на заводах, старообрядцы, крестьяне-ссыльнопоселенцы? А можно ли вообще однозначно ответить на этот вопрос?

4. Почему местные сибирские власти создавали для ссыльных «государственных преступников» из числа дворян относительно благоприятные условия жизни?

Сибирь – золотое дно

1. Почему государство стимулировало развитие в Сибири хлебопашества?

2. Назовите основные земледельческие районы Сибири XVII в. Какие изменения в географии земледелия произошли в XVIII – первой половине XIX в. и почему?

*3. Почему существовавшие в Сибири системы земледелия подталкивали крестьян к переселениям?

4. Назовите основные сферы хозяйственной деятельности русских и аборигенов в Сибири.

*5. В чем заключалось противоречие между юридическим и фактическим правом на землю сибирского земледельца?

*6. Почему государство стремилось насадить в Сибири поземельную передельную общину?

7. Перечислите полезные ископаемые, имеющиеся в Сибири, и места их добычи.

8. Назовите отрасли промышленного производства, развивавшиеся в Сибири.

9. Как вы думаете, почему сибирские купцы активно занимались благотворительностью?

10. Расскажите о порядке организации пушного промысла в Сибири.

11. Назовите основные формы внутренней торговли в Сибири.

12. Какие факторы тормозили, а какие благоприятствовали развитию торговли в Сибири?

II. Вопросы к пособию в целом

  1. Вспомните, как шло завоевание и освоение европейцами Америки и Африки. Что общего и в чем отличия колониальной политики европейских держав и политики России в Сибири?
  2. Английские колонии в Северной Америке в конце XVIII в. обрели независимость. Почему Сибирь не боролась за отделение от России?
  3. В какое время произошли наиболее кардинальные и принципиальные изменения в административно-территориальном устройстве Сибири и юридическом положении сибирского населения? Почему именно в это время? Было ли это связано с общероссийскими событиями?*4. Сопоставьте события сибирской истории с известными вам фактами всемирной и российской истории и ответьте на вопрос: какими темпами развивалась социальная и экономическая жизнь Сибири по сравнению с Европейской Россией и зарубежными странами?
  4. Как повлияло присоединение Сибири на социальное и экономическое развитие России?

III. Примерные тесты

а). Даты и факты

1. В. Атласов открыл:

a) Сахалин;

b) Камчатку;

c) Чукотку.

2. Прибыв в Забайкалье, П. Бекетов отправился:

a) на Амур;

b) в Монголию;

c) в Якутию.

3. С. У. Ремезов:

a) историк и географ; v

b) известный золотопромышленник;

c) сподвижник Н. Н. Муравьева-Амурского.

4. Амурская экспедиция Е. Хабарова состоялась:

a) 1625-1627 гг.;

b) 1649-1653 гг.;

c) 1654-1666 гг.

5. Основателем Албазинского острога был:

a) Е. Хабаров;

b) П. Бекетов;

c) Н. Черниговский.

6. Жалованная грамота городам была принята при:

a) Петре I;

b) Екатерине II;

c) Николае I.

7. Подушная подать была введена:

a) 1670-е гг.;

b) начало 1720-х гг.;

c) 1762 г.

8. Административный центр Сибири в 1587-1602 гг.:

a) Тобольск;

b) Тюмень;

c) Верхотурье.

9. Ю. Я. Сулешев провел:

a) первую перепись населения Сибири; V

b) реорганизацию сибирского войска;

c) реформу ясачного обложения.

10. Сибирский приказ окончательно был упразднен:

a) 1730 г.;

b) 1763 г.;

c) 1822 г.

11. «Устав об управлении инородцами» был составлен под руководством:

a) Ф. И. Соймонова;

b) А. А. Аракчеева;

c) М. М. Сперанского.

12. Первая в Сибири частная типография была открыта:

a) 1721 г.;

b) 1775 г.;

c) 1789 г.

б). Терминология

1. Ясак:

a) дань;

b) книга религиозных текстов;

c) денежная единица у якутов.

2. Черносошный крестьянин:

a) крестьянин, использующий для обработки земли «черную соху»;

b) бедный крестьянин;

c) крестьян, обязанный выполнять повинности только в пользу государства.

3. Промышленные люди:

a) охотники за пушным зверем;

b) предприниматели, занимающиеся промышленным производством;

c) разбойники, «промышляющие» на «большой дороге».

4. Посад:

a) часть города, где проживало торгово-ремесленное население;

b) помещение, используемое под тюрьму;

c) земельный участок горожанина, используемый под посадку овощей.

5. Десятинная пашня:

a) пахотный участок площадью в одну десятину;

b) земля, с которой поступали платежи («десятина») в пользу церкви;

c) пашня, урожай с которой поступал в пользу государства.

6. Тягло:

a) название груза (тяжести), который перевозили по сибирским рекам;

b) рабочий инструмент плотника;

c) совокупность налогов и повинностей.

7. Выдельный хлеб:

a) хлеб, выделяемый монастырями на прокормление нищих;

b) фиксированный натуральный налог с крестьян;

c) процент, взимаемый натурой (хлебом) с земледельцев из урожая с «лишней» пашни.

8. Аманат:

a) заложник;

b) родовой старейшина у тунгусов;

c) гора на Камчатке.

9. Мирской поверенный:

a) доверенное лицо «мира» (общины);

b) посол на мирных переговорах;

c) член крестьянской общины.

10. Целовальник:

a) выборное должностное лицо;

b) сибирский «дон-жуан»;

c) крест, который целовали, принося присягу.

11. Выписные казаки:

a) казаки, «выписанные» в крестьяне;

b) крестьяне, несущие казачью службу;

c) казаки, внесенные в именной реестр.

12. Челобитная:

a) орудие пытки;

b) административное учреждение XVII в.;

c) письменное прошение.

13. Шуленга:

a) родовой старейшина;

b) китайская денежная единица;

c) река в Бурятии.

14. Гулящие люди:

a) люди «легкого поведения»;

b) люди без определенного места жительства и рода занятий; "

c) категория сибирских служилых людей.

15. Куяк:

a) лодка у коряков;

b) защитный доспех у сибирских аборигенов;,

c) имя юкагирского князца.

в). Определение исторических реалий

В текст исторического документа вносится несколько «ошибок». Задача учащегося найти и объяснить эти «ошибки». Ответ не предполагает точного знания текста.

Ниже приводится два примера.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.107.59 (0.011 с.)