Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подавление восстания крестьян масленского острога и барневской слободы. Из крестьянской челобитной. Май 1765 Г.

Поиск

В кое время маэор Сухотин с товарищи приказали ка-нанеру Попову в нас, рабов ваших, яко сущих злодеев и неприятелей, ис пушки палить, которой их приказом один раз и выпалил. А мы, рабы ваши, тогда пад на колени и паки просили той отсрочки, дабы дать нам срок ненадолгое время. На что они, маэор Сухотин с товарыщи, с великим криком приказали всем воинским командам, а паче речен-ный прапорщик Окараков з драгуны, усилясь, из мелкого огненного ружья полить начали. И в то число бывшие с ними гранодиры начали метать в острог к магазеинам в нас чиненные чигунные гранаты, которыми тогда много до смерти убили, а иных много ж душевредно ранили. И приступили все воинские команды и непредстанно из огненного ружья, яко то из фузей, пистолетов, ис турок неумолчно исправными патроны с пулями паки палили, а казаки копьями кололи. И ту пальбу производили они, воинския команды, с великим криком и с шумом весьма долго...

Итого до смерти убито двадцать девять человек. И вышеписанных убитых крестьян, кто чем ранен был, засвидетельствовали тех приходов священники, на что за их руками имеем особливые подписки. Причем де они, священники, и показали токмо де, что те крестьяне убиты бес ысповеди и бес принятия святых тайн причастия...

Дело о самозванце Ф. И. Каменщикове-Слудникове. Материалы по истории самозванчества и крестьянского протеста на Урале в середине XVIII в.//Сб. док, Екатеринбург, 1992. С. 88, 91.

1775-1783 гг. Война североамериканских колоний за независимость. Образование Соединенных Штатов Америки.

1789-1794 гг. Великая Французская буржуазная революция.

1830 г. Революции во Франции и Бельгии, восстание в Лейпциге.

1848 г. Революции во Франции, Германии, Австрии, Венгрии и на Сицилии.

Возникшее на Южном Урале и Волге в 1773-1775 гг. мощное народное движение под руководством Емельяна Пугачева захватило и часть Западной Сибири. В Зауралье осенью 1773 г. появился даже собственный самозванный «ампиратор Петр III», под именем которого выступал беглый нерчинский каторжник Григорий Рябов. Он даже сумел сколотить небольшой повстанческий отряд. Но этот отряд был разгромлен местными властями, а сам Рябов схвачен. В начале 1774 г., когда Пугачев еще одерживал победы, отдельные отряды из его армии проникли и в Западную Сибирь. При их поддержке крестьяне прилегающих к горнозаводскому Уралу Ялуторовского, Тюменского, Краснослободского, Туринского и Верхотурского уездов стали свергать старую власть и организовывать новую, по образцу и подобию казачьего самоуправления.

Однако в целом пугачевцы не получили в Сибири массовой поддержки. Местное население в своем большинстве не только не примкнуло к «бунтовщикам», но и организовывало отряды самообороны, которые участвовали в борьбе с повстанцами. Так, тобольские горожане выставили 900, ямщики – 120, крестьяне – 200 вооруженных человек. К марту 1774 г. правительственные войска при поддержке ополченцев-добровольцев разгромили сибирские отряды пугачевцев. Но эхо Пугачевщины еще долго звучало в Сибири. В 1775 г. заключенные в змеиногорской тюрьме на Алтае «секретные колодники» – бывшие пугачевские полковники М. Андреев, Р. Лошкарев и Ф. Мартынов – пытались бежать в Казахстан и поднять восстание казахов, казаков и солдат в пограничных крепостях. Побег не удался, заговорщики были жестоко наказаны. В 1777 г. по алтайским заводам прошел слух о появлении в бухтарминских краях войска во главе с «российским, одетым в немецкое платье человеком», называвшим себя Метлой. В 1786 г. бывший пугачевский атаман Петр Хрипунов, скрывавшийся в Западной Сибири, распространял слух, что «крестьянский царь Петр Федорович» жив и стоит близ Барнаула с огромным войском. Хрипунова схватили и за столь «крамольные» речи упрятали в сумасшедший дом.

Интересно заметить, что в памяти сибиряков Пугачевщина запечатлелась как зло, с которым надо было бороться. Пелымский крестьянин А. В. Казанцев говаривал: «...Тогда была тяжкая пора. Емелька Пугачев злодействовал под Казанью. В наших лесах есть звери добрее этого злодея». По утверждению крестьянина-краеведа А. Н. Зырянова, в Шадринском уезде потомков тех, кто присоединился к восставшим, в народе «долго называли потомками изменников».

Серьезные крестьянские волнения произошли в 1841-1843 гг. в Тобольской губернии. Причиной их стала начавшаяся реформа государственной деревни, которая породила среди крестьян слухи о готовящейся раздаче сибирских земель помещикам, а также совершенно бездумный подход властей к принудительному расширению в Сибири посадок картофеля, что было воспринято земледельцами как начало «барщины». Вспыхнули так называемые «картофельные бунты», в которых весной 1842 г. приняло участие 200 тыс. крестьян и которые сопровождались схватками с солдатами и казаками. К лету 1843 г. движение удалось подавить.

В первой половине 1840-х гг. прокатились серьезные волнения по старообрядческим селам Забайкалья, вызванные намерением властей закрыть раскольничьи церкви. С большим трудом властям, используя поддержку казаков, удалось привести старообрядцев в повиновение.

Люди ясачные

Этнические процессы в Сибири. В XVIII – первой половине XIX в. общая численность сибирских народов возросла в абсолютных показателях (с 200 до 600 тыс. человек), но сократился их удельный вес в составе населения Сибири – с 30 до 22%.

Народность Число душ мужского пола %
Буряты   32,2
Якуты   27,3
Эвенки (тунгусы и ламуты)   10,5
Ханты (остяки)   8,9
Алтайские и саянские народы   7,9
Татары   7,1
Бухарцы   1,6
Самоеды   1,3
Манси (вогулы)   1,1
Камчадалы   1,0
Коряки   0,65
Юкагиры   0,3
Алеуты (алютары)   0,1
Айны (курильцы)   0,05
Итого:   100,0

Численность ясачного населения Сибири в 1795 году

Примечание: в данной таблице учтена численность только ясачного аборигенного населения, которая была несколько ниже реального числа аборигенов; в частности, совершенно не учтены чукчи и эскимосы, которые в это время ясак не платили.

Шла активная ассимиляция русскими аборигенного населения, оказавшегося в зоне плотного русского заселения. В результате этой ассимиляции некоторые народы теряли свои самобытные черты – например, южные ханты, манси, телеуты, качинцы, юкагиры, ительмены и другие. О манси, живущих на Тавде и Пельше, в первой половине XIX в. современники сообщали: они «усвоили образ жизни чисто русский, говорят всегда по-русски...». Об иртышских хантах исследователь середины XIX в. А. Кастрен писал, что они «забыли свои древние установления и в настоящее время почти во всем следуют русскому судопроизводству». Но нередко и сами русские в результате межнациональных браков через два-три поколениятеряли свои славянские этнические черты (даже язык) и русскими считались лишь в силу традиции и православного вероисповедания. Такие своеобразные этнические группы русских сложились на Таймыре, в Якутии, на Камчатке.

На северо-востоке Сибири огромное влияние на этническую ситуацию оказали шедшие здесь ожесточенные боевые действия и занесенные русскими эпидемии различных болезней (особенно оспы). В результате этого численность юкагиров, коряков и ительменов сократилась в несколько раз. Быстрыми темпами убывало коренное население Камчатки: в 1697 г. оно составляло 20-25 тыс. человек, в 1732 г. – 10-11 тыс., в 1773 г. – 3,5 тыс. человек. Число коряков за XVIII в. сократилось с 12800 до 4800 человек. В эпидемию оспы 1799-1800 гг. на Камчатке вымерло около 35-40% коренного населения.

Другой стороной этнических процессов было продолжавшееся переселение народов внутри Сибири. Охватывало оно в основном северные тундровые и таежные районы, где в поисках охотничьих угодий и оленьих пастбищ постоянно перемещались «бродячие» охотники и оленеводы. Манси и ненцы продвигались на восток, тесня энцев. Селькупы сдвигались вниз по Енисею. Тунгусы (эвены и эвенки) расселялись на северо-запад, подвергаясь, однако, ассимиляции местными этносами. Так, например, на Таймыре из якутизированных тунгусов сложилась новая этническая группа – тюркоязычные долганы. Чукчи вытеснили юкагиров за Колыму и Омолон, а коряков прижали к побережью Берингова и Охотского морей. Якуты, увеличиваясь численно, активно расселялись вдоль великих якутских рек и по их притокам. Юкагиры, потерпев жестокое поражение от чукчей, уменьшились в своей численности, быстро ассимилировались русскими, якутами, тунгусами, чукчами и уже в конце XVIII в. оказались на грани исчезновения как этнос.

1780 г. Антииспанское восстание индейцев Перу под руководством Тупака Амару.

1808 г. Начало движения за независимость в испанских колониях в Америке. В 1810-1821 гг. провозгласили независимость Аргентина, Венесуэла, Чили, Парагвай, Уругвай, Колумбия, Перу, Мексика.

1817 - 1819 гг. Первая война США с индейцами-семинолами во Флориде.

1821-1829 гг. Национально-освободительная война в Греции. 1830 г. Провозглашена независимость Греции.

1822 г. Провозглашена независимость Бразилии.

Продолжалась консолидация некоторых разрозненных племен в один народ. Племена, обитавшие в Туве, консолидировались в тувинцев, на Алтае – в алтайцев; проживавшие в Минусинской котловине качинцы, койбалы, сагайцы, бельтиры, кызыльцы сливались в хакасов, а монголоязычные племена Прибайкалья и Забайкалья – в бурят.

Влияние русских на аборигенное хозяйство. Установление тесных хозяйственных контактов русских и аборигенов привело к тому, что часть аборигенов стала переходить к оседлому образу жизни и обращаться к хлебопашеству. К середине XIX в. уже десятки тысяч татар, манси, якутов, западных бурят занимались земледелием. Хлебопашество коренные народы старались вести по русскому обычаю, перенимая орудия труда и систему полеводства. Однако у ряда народностей сохранялись почти в нетронутом виде древние формы земледелия. Так, у северных алтайцев выращиванием хлеба занимались только женщины. Поля они обрабатывали мотыгой, созревший хлеб срывали руками или срезали ножом.

Русское присутствие сказалось и на скотоводстве, прежде всего на соотношении видов скота. Растущий спрос на мясо, молоко, кожи, шерсть привел к большему разведению коров, овец, свиней. При сохранении общей практики содержания скота и летом и зимой на подножных кормах, скотоводы начинают прибегать к сенокошению, заготовке кормов на зиму и стойловому содержанию скота зимой. Но это влияние коснулось в основном татар, бурят, якутов, племена Алтая и Минусы, тогда как северное оленеводство не претерпело никаких изменений.

Народы, тесно контактировавшие с русскими и перенимавшие русскую систему хозяйствования, меняли по русскому образцу свой быт и культуру. По подобию русских изб они началистроить свои жилища. Даже у кочевников юрты стали изготовляться из дерева, превращаясь в постоянное место жительства. Исследователь конца XVIII в. И. И. Лепехин писал, в частности, о манси: «Соседство и обращение с русскими ввели у них и русскую одежду, и мущины от одежды русских крестьян никакой отмены не имеют... Чем они соседственнее живут с русскими крестьянами, тем более они опрятны и более прилежат к домостроительству».

Описание вогулов и остяков Тобольской округи конца XVIII в.

Живущие в Тобольской округе вагульцы и остяки крещеные гречаскаго исповедания, нравы и обычаи их, так же и покрой платья сходствуют с рускими, более же тех, кои чаще сближения со оными имеют... Пищу употребляют частию живущие между рускими от своего засеву, а протчие покупкою у руских людей хлеб молотой аржаной и пекут хлебы, а по большой части ячмень, которой варят в своих котлах с мясом лосинным и аленьим, а в простые дни с рыбой, когда ж оного в добыче нет, то запасают сухую рыбу, а потом толкут и варят с ячменем и употребляют в пищу. Домы строят лучшия люди и достаточные, равно так как и руские, а протчие наподобие татарских юрт, по старому их обычаю. Языками не сходствуют ни с какими, а иные по близости живущих руских тоже говорят хорошо, как и руские. Скотоводство имеют, но небольшое.

Описание Тобольского наместничества. Новосибирск, 1982. С. 28-29.

Народы, обитавшие на северной и восточной окраине Сибири, в меньшей степени восприняли русскую культуру и традиции хозяйства. Структура их быта и экономики, система хозяйствования (оленеводство, охота, рыболовство, морской промысел) фактически не изменились, несмотря на проникновение к ним металлических изделий и огнестрельного оружия. Таежно-тундровые и прибрежные племена продолжали вести классическое натуральное хозяйство. Свои потребности в орудиях труда и предметах быта они удовлетворяли преимущественно с помощью собственной «домашней промышленности», лишь периодически обращаясь к рынку для приобретения самых необходимых «железных товаров». Более активно в рыночные отношения втягивались народы, находящиеся в зоне плотного русского заселения – татары, якуты и буряты. Они регулярно обращались к товарообмену, продавая продукцию своего хозяйства и закупая русские орудия быта, труда и т. п.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 511; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.201.92 (0.01 с.)