Глава 6. Развитие западноевропейской рекламы в XIX В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 6. Развитие западноевропейской рекламы в XIX В.



Илл. 16. Лондонские стены в период «кожной болезни», вызванной обилием рекламных постеров в середине XIX в.

 

ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ

Еще три года продолжалась эта рекламная кампания в средствах массовой информации, и ее руководитель Баратт сообщал, что на нее истрачено сто тысяч фунтов стерлингов. Именно в этот период, отмечает английская исследовательница, реклама в ее стране (80-е гг. XIX в.) ввела в употребление устойчивые девизы — слоганы. Они, как правило, были настолько многообещающи, реклама овладела механизмами настолько сильного психологического прессинга, что правительство издает постановление «Против непристойной рекламы» (1889 г.) 13.

Однако через год после выхода закона появились плакаты, рекламирующие цирковое зрелище, на которых изображались циркачки в трико телесного цвета, что вызвало взрыв возмущения у пуритански настроенной публики. Акцию расценили, как «настенный кошмар». Ассоциация плакатистов реагировала на возникший конфуз созданием в 1890 г. в своих недрах цензорского комитета. Но это было сочтено недостаточным и в 1893 г. создано «Национальное сообщество по контролю за рекламными злоупотреблениями». Оно вскоре разослало по всем графствам список распоряжений и законов, касающихся рекламной коммуникации. Как пишет Беатрис Эллиотт, к 1936 г. таковых уже насчитывалось четверть тысячи — 250 вердиктов 14.

Завершая обозрение основных тенденций развития рекламных процессов в Англии XIX в., обратимся к витринному жанру рекламы. В настойчивости его внедрения британцы также опережали континентальную Европу. В 1728 г. французский путешественник пришел в восторг от невиданных им на родине английских устройств. Он писал домашним: «Чего у нас во Франции нет, так это стекла, каковое, как правило, очень красиво и очень прозрачно. Лавки окружены им, и обыкновенно позади него выкладывают товар, что оберегает его от пыли, делает доступным для обозрения прохожим и придает лавкам красивый вид со всех сторон» 15.

Появление такого способа демонстрирования товаров повлекло за собой очередной рывок в развитии предметно-изобразительных, в первую очередь эстетических, аспектов рекламного дела. Довольно быстро оформление витрин (windw dressing) становится особым ответвлением рекламного мастерства, одним из истоков будущего дизайна. От искусства выкладки товаров в

/

13 Ellitt В. A Histry f English Advertising. Lndn. - 1962. - P. 165.

14 Там же. Р. 165.

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV— XVIII веков. Игры обмена. - М., 1988. - Т. 2. - С. 55.

 

 

Глава 6. РАЗВИТИЕ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ РЕКЛАМЫ В XIX В.

 

 

 

магазинных витринах, поисков их наиболее выигрышного оформления — невелик творческий интервал и до организации специальных выставок. Впрочем, в создании данного ответвления рекламного дела приоритет, по мнению ряда исследователей, принадлежит Франции, о чем в дальнейшем мы скажем подробнее.

Попытки обобщения рекламной практики

Нельзя не упомянуть, что параллельно с интенсивным развитием рекламного процесса в Английском королевстве продолжаются попытки теоретического осмысления этого ответвления массовой информации. Вспомним скептический отзыв Сэмюэла Джонсона (см. главу 4) о том, что суть рекламы — «большие обещания». Подобные скептически-негативные характеристики постоянно появлялись на страницах британской прессы и в XIX в.

Им противостояли позитивные оценки рекламного дела, признающие его острую необходимость для успешного развития производственных, коммерческих, конфессиональных и иных общественных и межличностных отношений. В помощь рекламодателям самодеятельный агент Чарльз Митчелл в 1846 г. опубликовал Newspaper Press Directry («Справочник газет»), где дал представление о ведущих английских периодических изданиях, времени их выхода, тираже, политическом направлении. Подобные справочники переиздавались в 1855, 1871 и 1890 гг. Они предварялись обстоятельными вступительными статьями, где разъяснялась социальная необходимость рекламной коммуникации.

Еще более обобщающий, теоретический характер носила книга Guide t Advertisers («Гид по рекламе»), где предлагались лучшие рекламные образцы, рекомендовались надежные рекламные агенты, а также давались советы относительно качественного, а не количественного подхода к рекламным текстам. Некоторые аспекты изучения рекламного дела в этой книге создают предпосылки системно-маркетингового анализа.

Не будем также забывать, что именно в Англии в 1874 г. вышел фундаментальный труд Генри Сэмпсона по истории всемирной рекламы, нами неоднократно цитировавшийся именно по этому изданию. Его отличает широкий культурологический контекст, богатейшая эмпирическая база и доброжелательно взвешенные суждения относительно достижений рекламного творчества не только в различных европейских странах, но и в некоторых колониальных государствах, а также в США. В то же время 1енри Сэмпсон не закрывает глаза на многочисленные

 

ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ

рекламные злоупотребления — скорее, он открывает на них глаза своим читателям.

Подводя некоторые итоги английскому опыту развития рекламы в XIX в., отметим ее лидерство среди других европейских стран по ряду направлений.

Это, во-первых, интенсификация организационного обеспечения непрерывной рекламной продукции на страницах британской прессы и ее углубляющаяся дифференциация по обслуживанию различных сегментов аудитории.

Во-вторых, это продуктивные поиски в плане жанрового обогащения рекламных материалов, их иллюстративного оформления и технического обеспечения (передвижные установки, «тротуарная» живопись, витрины, выставки и пр.).

И наконец, это значительная продвинутость в правовом регулировании рекламного процесса «извне» и начало поисков внутренней саморегуляции этого профессионального сообщества.

Рекламные традиции во Франции в предреволюционный период

Поступательное развитие рекламного процесса во Франции было прервано политическими катаклизмами рубежа XVIII — XIX вв., и ослабление этой деятельности заметно вплоть до второй половины XIX в.

Известно, что общее направление культуры в этой стране предреволюционного периода выражается понятием «галантный век». Франция — всеевропейская законодательница модной одежды, украшений, меблировки, типов увеселений. Именно такая тематика составляет содержание значительного большинства рекламных текстов. Париж еще раньше Лондона заболел «кожной болезнью» от обилия афиш и «летучих листков». Первые расклеивались по стенам, вторые вручались прохожим в руки. Назойливость расклейщиков и разносчиков была такова, что в 1734 г. появляется полицейское распоряжение, запрещающее эту деятельность под угрозой штрафа за нарушение указа. Однако запрет, как это всегда бывает, устрашил далеко не всех. Историк рекламы Ганс Бухли рассказывает о начале множества судебных процессов по присуждению штрафов. Один из них состоялся в Г760 г. против некоего портного, который, используя рекламные листки, сумел далеко обог-

16 Ш

нать своих конкурентов по количеству заказов на пошив одежды

16 Buchli H. 6000Jahre Werbung. - Berlin, 1966. - В. 3. - S. 210.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.009 с.)