Г ава 1. Мстокиенламной коммуникации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Г ава 1. Мстокиенламной коммуникации



.ечно, постоянно их размывает введением новых способов и

приемов.

Сопряжение проторекламных процессов с подлинно реклам-

ымп плавное «перетекание» первых во вторые наиболее зримо

gy о себе в сферах конфессиональной, социально-политической и ремесленнической деятельности,

Разумеется, это происходит только по мере достаточно отчетливого их самоопределения в общественном разделении труда и осуществляется в процессе перехода родоплеменных сообществ к государственному типу объединений, ко времени возникновения урбанистической культуры.

О специфике данного этапа и его влиянии на становление

рекламы речь пойдет в следующей главе.

 

ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

Проторекламные процессы — необходимая историко-куль-

турная предпосылка становления профессиональной рекламной деятельности.

Протореклама базируется на знаковой функции демонстрирования и представляет собой многообразные знаковые

комплексы, наличие которых в культуре восходит к эпохе палеолита.

Демострационные Проторекламные процессы вовлекают в свою орбиту архетипические символы, в свою очередь влияя на варианты символизации в культуре.

Сре/ди направлений проторекламы наиболее полно в архаической культуре представлены: сакральная, престижная, ремесленническая и собственническая.

Контрольные вопросы

Расскажите, как складываются демонстративные приемы применения знаковых средств.

Какие типы знаков действуют в проторекламе?

Объясните отличия проторекламы от профессионально сформировавшейся рекламы.

В чем суть отличий символов от обычных знаков?

Насколько широко использовались в архаичной культуре знаки собственности?

Охарактеризуйте роль проторекламы в самоидентификации личности.

Какие из вариантов проторекламы действуют в нашей современности?

 

Глава 2.

РЕКЛАМА В АНТИЧНОМ ОБЩЕСТВЕ

 

Социальные факторы формирования рекламы:

культура урбанизма

Когда возникает собственно профессиональная рекламная деятельность? Здесь мы подходим к переломному этапу культуры, впрямую касающемуся не только рекламистов, но и журналистов, любых деятелей массовых коммуникаций. Процесс профессионализации рекламы совпадает с периодом формирования массовой информации как явления: реклама — ее ответвление.

Когда же в обществе возникает потребность в массовой информации? В ситуации, когда межличностные контакты не могут обеспечить информационное благополучие сообщества. Когда межличностные, соседские связи не обеспечивают необходимого минимума осведомленности, который нужен для координации деятельности. Это происходит, когда на смену локальных поселений приходит тип городской культуры. Совокупность всех процессов, происходящих в городе, создает культуру урбанизма.

Возникновение на этапе урбанизма некоего нового механизма информирования — сообщение чего-либо для всех, живущих в данном поселении городского типа, без конкретного адреса, связано с количественными параметрами. Если в сельской общине живут от силы 3 тыс. человек, а в ранних сообществах, как правило, даже меньше, то города, даже самые ранние, фиксируют от 5 тыс. до 1 млн. жителей в самых процветающих городах типа Вавилона или Древнего Рима.

Город формируется вокруг трех информационных центров. Первый — административное руководство. Административный аппарат может заседать в разных зданиях разных конфигураций.

 

 

ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ

 

 

 

 

Суть его — в управленческом лидерстве в данном городском сообществе, которое в античности — греческой и римской — именовалось словом полис.

Второй центр, объединяющий жизнь полиса, — храмовый комплекс. Здесь храм, в отличие от догородских форм, создается в самом сердце городского поселения.

Третий — торговая площадь, рынок. Как ни разноплановы понятия «храм» и «рынок», тем не менее интересно обнаружить, что эти, казалось бы, диаметральные образования — сугубо земное и возвышенное — соседствуют. Они следуют друг за другом очень тесно на протяжении всех веков вплоть до Нового времени. Поэтому, как бы возвышены не были устремления тех, кто посещает храм, рядом для них продается то, что необходимо для выживания. Рынок — торговое и бытовое сосредоточение интересов городских жителей.

Выделение профессиональной рекламы из проторекламных текстов

Отличие проторекламы от профессиональной рекламы — очень ответственный момент в понимании данных феноменов. Оно заключается в том, что явление проторекламы синкретично, ею используется весь набор знаковых функций. Процесс профессионализации сопровождается отбором тех функций, которые концентрируются именно на рекламных задачах. На первых порах этот процесс происходит на базе устного речевого общения.

Когда в человеческом сообществе формируется устная речь, происходит то, что культурологи называют первой информационной революцией — это ситуация возникновения в пред-человеческом сообществе (поскольку без языка — это еще не полностью человеческое сообщество) речевой коммуникации.

Первоначально речевое общение — синкретично. В нем сплавлены разнообразные социальные функции: информационная, регулятивная, экспрессивная и др. Но постепенно в устной культуре расслаиваются типы текстов, обслуживающие различные виды деятельности: ритуальную, производственную, эстетическую и др.

Для формирования рекламного типа текстов, их выделения из проторекламной стадии первостепенно важным оказывается способность речевой коммуникации исполнять сигнальную, экспрессивную и суггестивную роль в массовом общении.

 

 

Глава 2. РЕКЛАМА В АНТИЧНОМ ОБЩЕСТВЕ

 

О значимости коммуникации сигнального типа кратко говорилось в предыдущей главе. Повторим: сигнал — способ мгновенного привлечения внимания личности или сообщества к какому-либо явлению в целях их побуждения к оперативному действию. Эту роль знаковые средства исполняют испокон веков вплоть до настоящего времени — стоит вспомнить светофоры на улицах современных городов или окрик «Стой! Руки вверх!».

экспрессия знаковых средств — это их эмоциональная выразительность и насыщенность, качество, без которого трудно представить себе полноценную рекламу.

суггестия — внушение. Это способность некоторых знаковых форм и их сочетаний воздействовать не только на сознание и эмоции, но и на подсознание реципиентов. Суггестия присутствует в рекламных сообщениях, начиная от самого раннего этапа образования этого типа текстов.

Сочетание этих трех функциональных предпосылок оперативного воздействия на широкую аудиторию первоначально происходит спонтанно, неосознанно. Практическая результативность подобных сочетаний приводит ко все более целеустремленному их использованию появляющимися профессионалами.

Глашатаи - первые профессионалы рекламного дела

В античности профессиональными носителями рекламного слова стали городские глашатаи. На наш взгляд, именно в ходе их деятельности вырабатывались устойчивые образцы рекламных текстов, формировалась их типологическая структура. Должность глашатаев фиксируется археологическими источниками уже в период крито-микенской культуры около XIV в. до н. э. 1. Активная роль глашатаев в античном обществе зафиксирована широким кругом художественно-литературных произведений. Редкая из комедий Аристофана обходится без действующего лица, именуемого «глашатай». Постоянно упоминают об этой должности и знаменитые историки: Геродот, Полибий, Тацит, Плутарх, Светоний. В древнегреческих полисах должность глашатая имела несколько направлений. Часть их исполняла дипломатические поручения и была обязательной участницей разнообразных посольств. Исполнение данной миссии было весьма почетно

Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. — М., 1990. — С. 27.

 

ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ

и чрезвычайно ответственно. У лакедемонян, например, по свидетельству Геродота, эта должность наследовалась от отца к сыну, и ее возводили к легендарному вестнику царя Агамемнона — Тальфибию.

В других греческих полисах глашатаи избирались народным собранием путем голосования или по жребию. Помимо посольских функций, менее аристократичный слой глашатаев был в распоряжении городской администрации и сообщал городскому населению важнейшую оперативную информацию, как деловую, коммерческую, так и политическую.

И наконец, наименее почитаемый слой глашатаев обслуживал рыночные распродажи, служил при артистических труппах, состоял в клиентах у частных лиц. Ранг глашатая демонстрировался его одеянием и атрибутами. Наиболее привилегированные владели жезлом — кадуцеем, принадлежностью вестника богов Меркурия. Но обычным городским глашатаям сподручнее было иметь какой-либо звуковой инструмент — рог или колокольчик, чьи позывные оперативно скликали народ.

Должность глашатая предполагала оперативное оповещение всех граждан города об общезначимых событиях: очередной дате народного собрания, посещении важных посольств, триумфах прославленных полководцев, о раздаче хлеба неимущим членам общины или намечающихся гладиаторских играх.

Жанровая дифференциация устной рекламы в античном городе

Ядром этих оповещений был краткий информационный блок, составляющий как в античной, так и в современной культуре жанр объявления. Еще раз повторим — цель данного жанра — сигнал для широкой общественности о наличии тогда-то и там-то важных фактов, событий, процессов. Объявление составляет сердцевину широкого семейства информационных жанров — деловых, политических, религиозных. Оно является необходимым основанием развитого рекламного текста. Перетекание в рекламную сферу устных объявлений происходит тогда, когда исходная сигнальная функция сообщения концентрирует в себе элементы экспрессии (эмоциональной выразительности) и суггестии (внушения).

Наращивание экспрессии в кратком сообщении преобразует «просто» объявление в жанр воззвания (призыва). Здесь-то и очерчивается круг действия reclamare — призывного крика, отличного от нейтрально беспристрастного оповещения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 496; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.161.77 (0.013 с.)