Глобализация социокультурного пространства и проблема сохранения культурной идентичности. Развитие белорусской национальной культуры в эпоху глобализма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глобализация социокультурного пространства и проблема сохранения культурной идентичности. Развитие белорусской национальной культуры в эпоху глобализма.



ХХ век – это век глобализации общественной жизни, когда многие процессы от сфер экологии и демографии до областей экономики и политики приобретают общепланетный масштаб.

Термин «глобализация» был введен в научный оборот в середине 80-х гг. XX столетия американскими авторами, которые им обозначили появление нового типа социальности и миропорядка, который буквально по всем формам и параметрам – социальной организации, власти, идеологии, экономики, этоса, образа жизни и т. д. – отличается от ныне существующего.

Появление этого термина связывают с именем Т. Левита, который в статье, опубликованной в «Гарвард бизнес ревю» в 1983 г., обозначил им факт слияния рынков отдельных продуктов, производимых крупными многонациональными корпорациями. Дискуссии о том, что такое глобализация, какова ее природа и конечные цели, начавшиеся в тот период, когда исследователи начали осмысливать новый феномен, не только не прекратились, но и приобрели глубину и масштаб.
Если попытаться систематизировать имеющиеся точки зрения на природу глобализации, то они могут быть сведены к следующим основным позициям, которые представлены в работах революционных глобалистов (гиперглобалистов), эволюционных глобалистов (трансформационалистов) и скептиков (по А. И. Уткину).

Революционный глобализм (гиперглобализм), имеет своих последователей в основном в среде политиков и бизнесменов. Представляет глобализацию будущего как фундаментальную реконфигурацию всей системы человеческих действий. В основе этих идей лежит неолиберальная теория и практика, когда глобализация рассматривается как специфический вариант интернационализации хозяйственной, политической и культурной жизни человечества, ориентированный на форсированную экономическую интеграцию в глобальных масштабах с максимальным использованием научно-технических достижений и свободно-рыночных механизмов и игнорированием сложившихся национальных образований, многих социальных, культурно-цивилизационных и природно-экологических императивов. К этой группе исследователей можно отнести главных идеологов глобализации К. Поппера, Ф. Фукуяму, Зб. Бжезинского.

Эволюционные глобалисты (трансформационалисты) считают современную форму глобализации исторически беспрецедентной, не сравнимой ни с каким иным порядком. Они говорят о постепенной адаптации государств и обществ к взаимозависимому нестабильному миру с его неизбежными социальными и политическими переменами. Считают, что глобализация – это мощная, трансформирующая мир сила, ответственная за эволюцию обществ, за изменение всего мирового порядка. Указывают на необходимость создания в традиционном обществе нового политического, экономического и социального пространства, к которому должны на макроуровне приспосабливаться государства, а на местном уровне – локальные общины. Сторонники этого подхода видят в глобализации долговременный противоречивый процесс, подверженный всевозможным изменениям и считают некорректным предсказание параметров грядущего мира. Они не предсказывают создания единого мирового сообщества и единого мирового государства. Глобализация ассоциируется у них с новой мировой стратификацией, когда некоторые страны постепенно, но прочно войдут в центр мирового развития, в то время как другие страны безнадежно маргинализируются. К эволюционным глобалистам относят У. Бека, Дж. Стиглица, Н. М. Мамедова, В. Л. Иноземцева и др.

Скептики, к которым относится большое число исследователей, политиков, общественных деятелей, выступают с прямой или косвенной критикой теории и практики глобализации. Они видят в глобализации распространение западного модернизма, а мировую интернационализацию рассматривают как побочный продукт распространяющегося американского миропорядка, понимая под глобализацией унификацию жизни на основе единых либеральных ценностей путем навязывания ценностей развитых индустриальных стран другим обществам. Глобализация рассматривается ими как вестернизация. Обозначая глобализацию как вестернизацию, исследователи непосредственно выходят в сферу взаимоотношений между цивилизациями. На антиглобалистских позициях стоят С. Хантингтон, А. С. Панарин, А. А. Зиновьев, С. Г. Кара-Мурза.

Несмотря на различия в определениях, можно заключить, что глобализация формирует качественно новое состояние общества, трансформируя социальные структуры и модели взаимодействия в обществе, изменяет роль и значение человека.

Глобализация проявляет себя в разных сферах общества:

Основанием общеисторического процесса глобализации стала мировая экономическая интеграция – формирование «открытой» экономики. Экономическое измерение глобализации проявляется в трансформации мирового экономического хозяйства в целостную систему, в которой национальные рынки выступают составными элементами единого экономического пространства. Международными становятся не только обмен и торговля, но и само производство, которое ранее было замкнуто рамками национальных государств. Этот процесс координируется транснациональными корпорациями на межконтинентальном уровне посредством международной телекоммуникационной системы. Развитию глобализационных процессов в значительной степени способствует возрастающая роль международных экономических институтов, в рамках и по правилам которых функционирует значительная часть мировой экономики.

Политическое измерение глобализации характеризуется развитием «открытой политики», направленной на усиление роли международного сообщества и международных организаций в решении социально-экономических, культурных, политических проблем: предотвращения глобальных катастроф, развития демократических институтов, утверждения прав человека, борьбы с терроризмом, преступностью и т.д. Глобализация политики предполагает установление партнерских отношений между национальными государствами и региональными интеграционными объединениями на транснациональном уровне.

Социальное измерение глобализации отражает степень интегрированности обычного человека, его семьи, его жизни и труда в международные общественные взаимосвязи и взаимодействия. Новые глобальные реалии радикально видоизменяют даже наиболее консервативные и устойчивые структуры социального сознания и поведения. Социальная мобильность и динамичность в эпоху глобализации превращается в важнейшую характеристику степени адаптированности личности к современной жизни. Ценность личности определяется «социальной и интеллектуальной мобильностью», способностью быстро реагировать на постоянно меняющиеся запросы времени. Глобализация проникает в самые глубины социальных структур и кардинально изменяет их основания на уровне семьи, обычаев, стереотипов поведения и т.д.

Глобализация культуры обладает рядом отличительных особенностей, не сводимых к полит-экономическим моделям и аналогиям. Расширяя возможности взаимного обогащения современных культур путем активизации культурных обменов и образовательных процессов в «мире без границ», глобализация влечет за собой опасность растворения их национальной уникальности и самобытности в однородном унифицированном пространстве. Открытость границ для культурного влияния и расширяющиеся культурные контакты могут привести, с одной стороны, к обмену положительным опытом и обогащению собственной культуры, а с другой – к ее культурному истощению.

Предполагаемое сближение локальных культур на основе ценностей глобального общества становится сегодня все более проблематичным, что дает повод констатировать происходящий в мире «поворот к своим основам». Можно говорить о «глобальном парадоксе» – нарастающей напряженности между тенденциями глобализации и локализации. Развитие единого мира сопровождается его фрагментацией. Глобализация обостряет проблему сохранения уникальности и многообразия культурных традиций.

Ддя Беларуси характерны все данные противоречия. С одной стороны страна является включенной в мировые глобальные процессы и не может их избежать. С другой стороны — присутствует стремление сохранить свою самобытность, культурную традицию.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 883; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.007 с.)