ТОП 10:

Специфика социально-гуманитарного познания. Основные исследовательские программы в гуманитаристике.



Социально-гуманитарное познание — это процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе. Для социально-гуманитарного познания характерно все то, что свойственно познанию как таковому. Это описание и обобщение фактов (эмпирический этап), теоретический и логический анализ с выявлением законов и причин исследуемых явлений, построение идеализированных моделей, адаптированных к фактам, объяснение и предсказание явлений и т. д. Тем не менее оно имеет свою специфику.

Социально-гуманитарные и естественные науки отличаются, прежде всего, спецификой своих предметов. Социально-гуманитарные науки имеют дело с людьми и их деятельностью, следовательно, с потребностями, интересами, ценностями и целями социальных групп и индивидуумов, и ставят своей задачей обнаружить, описать и раскрыть сущность этих потребностей, интересов, ценностей и целей. Природа же не обладает подобными свойствами. Таким образом, рассмотрение человеческой деятельности во всех его формах и на всех стадиях – главный ориентир социально-гуманитарного познания.

Основной принцип социо-гуманитарного исследования - историзм. В социальногуманитарном познании исключительное внимание уделяется единичному, индивидуальному (даже уникальному), но на основе конкретно-всеобщего, закономерного. Науки о культуре, истории общества имеют дело с неповторимыми событиями. Здесь, утверждают философы, нет закономерностей, поэтому применяется иной по типу метод — индивидуализирующий, описательный по своей сути, а сами науки могут быть названы описательными. В них широко представлены ценностные ориентации субъекта, его мотивы, интересы и цели. Однако многие исследователи сегодня говорят о том, что данное различие не может абсолютизироваться и должно уточняться по отношению к каждой конкретной научной дисциплине.

Социально-гуманитарное познание имеет текстовую природу, то есть между объектом и субъектом стоят письменные (хроники, документы) и археологические источники. Происходит отражение отражения: социальная реальность предстает в текстах, в знаково-символическом выражении.

В методологическом плане от естественных наук гуманитарное знание отличается тем, что в его основе находится не объяснение, но понимание. Вводя понятие «понимание», В. Дильтей видел в нем интуитивное постижение некоторойдуховной целостности в противоположность внешнему, рассудочному «объяснению». Оно является специфическим методом тех наук, которые так или иначе изучают человека, живущего в культуре, а не только в природе. Объяснение, аналогичное применяемому в классическом естествознании, не может решить задачи постижения культуры и человека. Человеческий мир, каким является общество, недостаточно описать по внешним проявлениям, он должен открыться внутреннему чувству человека.

Наконец, в социально-гуманитарном познании объект не только познается, но одновременно и даже в первую очередь оценивается. Включение оценки означает, что объект как таковой, «сам по себе» не интересует субъекта; он интересует его только в том случае, если соответствует цели и отвечает духовным или материальным потребностям субъекта. Определение ценности происходит как соотнесение объекта с некоторыми образцами (идеалом, эталоном, нормой) и установление степени соответствия этому образцу. Образцы формируются в той или иной культуре, передаются как «эстафета» (традиция) и устанавливаются субъектом в процессе его обучения и повседневной жизни.

Таким образом, краткое описание особенностей социально-гуманитарного познания может выглядеть так:

- предмет познания субъективен,

- познание неразрывно связано с субъективным взглядом, с ценностями,

- ориентация метода на качественную окраску событий,

- абстракция, ограниченные возможности эксперимента,

- исключительно важная роль философских оснований, идей.

Важно отметить и само различие между социальными и гуманитарными науками как таковыми в содержательном и методологическом плане. В соответствии с исторической традицией, чаще всего, с одной стороны, четко различаются социальные науки, которые должны отвечать определенным стандартам научности, а с другой — выделяются гуманитарные занятия — «штудии» (так они назывались со времен гуманистов Возрождения), занимающие положение, близкое, скорее, к искусству, чем к науке и связанные с изучением античной греческой и латинской культуры, а также литературы, истории и философии в аспекте овладения ими как мастерством. Именно на эту сторону обращает внимание Х.-Г. Гадамер при рассмотрении гуманитарной традиции как условия существования гуманитарных наук. Гуманитарная традиция раскрывается через образование (речь идет не только о приобретении знаний через систему образования, а об образовании человека, который есть непрерывное становление человеческого), здравый смысл, способность суждения, вкус. Эти ведущие гуманитарные понятия, по Гадамеру, суть то, что составляет предпосылку для занятий гуманитарной наукой.

В целом можно выделить несколько вариантов концептуализации социально-гуманитарного познания в истории его изучения в рамках философии: гуманитарные науки как науки о мире свободы, как науки о духе, культуре, смысле, тексте,творчестве, личности.

На основании различий в методах социально-гуманитарных и естественных наук в современной гуманитаристике принято выделять несколько наиболее распространенных исследовательских программ. Исследовательская программа содержит в себе характеристику предмета, метода исследования, общих предпосылок научной теории, способов перехода от философской системы к научным построениям. Будучи философской программой развития науки, исследовательская программа не тождественна тому или иному философскому направлению. Близким к исследовательской программе понятием является парадигма, термин, введенный Т. Куном и характеризующий исторически устойчивый образец исследования.

Натурализм и культурцентризм — две ведущие исследовательские программы социально-гуманитарных наук.

В натурализме его последователи полагают, что предмет наук об обществе тот же, что и у естественных наук, либо что предметы различаются, но методы наук об обществе те же, как у естественных наук. Классик натуралистического подхода в социологии Э. Дюркгейм определяет сущность натуралистического метода как превращение исследуемого объекта в вещь. То, что мы уподобляем реальность социального мира реальности мира внешнего, нашли парадоксальным и возмутительным.

В культурцентризме культура как объект, открытый позже, чем природа, становится логически первым. Главная идея этой новой программы состоит в том, что есть отличная от природы самостоятельная реальность — культура, не позволяющая уподобить многие явления социального мира вещам. Теории культуры могут обеспечить солидную основу для научного анализа общества. Они включают в науки об обществе правила и структуры сознания повседневности, что требует специальных методов — индивидуализации, понимания, интерпретации. В отличие от уподобления социального мира вещам, теперь он уподобляется субъекту, человеку. В культурцентристской исследовательской программе можно быть ученым не тогда, когда анализируешь социальные факты, как вещи, а когда включаешь мнения людей, их ценности. Культурцентристская стратегия устанавливает концептуальные границы объяснения и вводит принцип понимания в качестве ведущего методологического средства.

Проблема специфики гуманитарного знания раскрывается, таким образом, как проблема не только содержательного, но и методологического своеобразия гуманитарных наук.

Открытие культуры как особой реальности не разрывает связей человека с природой. Это — одна из причин, в силу которой культурцентристская исследовательская программа не устраняет натуралистическую программу. Таким образом, натурализм может распространяться и на такой объект изучения, как сама культура.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.214.184.124 (0.004 с.)