Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфика социально-гуманитарного познания. Основные исследовательские программы в гуманитаристике.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Социально-гуманитарное познание — это процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе. Для социально-гуманитарного познания характерно все то, что свойственно познанию как таковому. Это описание и обобщение фактов (эмпирический этап), теоретический и логический анализ с выявлением законов и причин исследуемых явлений, построение идеализированных моделей, адаптированных к фактам, объяснение и предсказание явлений и т. д. Тем не менее оно имеет свою специфику. Социально-гуманитарные и естественные науки отличаются, прежде всего, спецификой своих предметов. Социально-гуманитарные науки имеют дело с людьми и их деятельностью, следовательно, с потребностями, интересами, ценностями и целями социальных групп и индивидуумов, и ставят своей задачей обнаружить, описать и раскрыть сущность этих потребностей, интересов, ценностей и целей. Природа же не обладает подобными свойствами. Таким образом, рассмотрение человеческой деятельности во всех его формах и на всех стадиях – главный ориентир социально-гуманитарного познания. Основной принцип социо-гуманитарного исследования - историзм. В социальногуманитарном познании исключительное внимание уделяется единичному, индивидуальному (даже уникальному), но на основе конкретно-всеобщего, закономерного. Науки о культуре, истории общества имеют дело с неповторимыми событиями. Здесь, утверждают философы, нет закономерностей, поэтому применяется иной по типу метод — индивидуализирующий, описательный по своей сути, а сами науки могут быть названы описательными. В них широко представлены ценностные ориентации субъекта, его мотивы, интересы и цели. Однако многие исследователи сегодня говорят о том, что данное различие не может абсолютизироваться и должно уточняться по отношению к каждой конкретной научной дисциплине. Социально-гуманитарное познание имеет текстовую природу, то есть между объектом и субъектом стоят письменные (хроники, документы) и археологические источники. Происходит отражение отражения: социальная реальность предстает в текстах, в знаково-символическом выражении. В методологическом плане от естественных наук гуманитарное знание отличается тем, что в его основе находится не объяснение, но понимание. Вводя понятие «понимание», В. Дильтей видел в нем интуитивное постижение некоторойдуховной целостности в противоположность внешнему, рассудочному «объяснению». Оно является специфическим методом тех наук, которые так или иначе изучают человека, живущего в культуре, а не только в природе. Объяснение, аналогичное применяемому в классическом естествознании, не может решить задачи постижения культуры и человека. Человеческий мир, каким является общество, недостаточно описать по внешним проявлениям, он должен открыться внутреннему чувству человека. Наконец, в социально-гуманитарном познании объект не только познается, но одновременно и даже в первую очередь оценивается. Включение оценки означает, что объект как таковой, «сам по себе» не интересует субъекта; он интересует его только в том случае, если соответствует цели и отвечает духовным или материальным потребностям субъекта. Определение ценности происходит как соотнесение объекта с некоторыми образцами (идеалом, эталоном, нормой) и установление степени соответствия этому образцу. Образцы формируются в той или иной культуре, передаются как «эстафета» (традиция) и устанавливаются субъектом в процессе его обучения и повседневной жизни. Таким образом, краткое описание особенностей социально-гуманитарного познания может выглядеть так: - предмет познания субъективен, - познание неразрывно связано с субъективным взглядом, с ценностями, - ориентация метода на качественную окраску событий, - абстракция, ограниченные возможности эксперимента, - исключительно важная роль философских оснований, идей. Важно отметить и само различие между социальными и гуманитарными науками как таковыми в содержательном и методологическом плане. В соответствии с исторической традицией, чаще всего, с одной стороны, четко различаются социальные науки, которые должны отвечать определенным стандартам научности, а с другой — выделяются гуманитарные занятия — «штудии» (так они назывались со времен гуманистов Возрождения), занимающие положение, близкое, скорее, к искусству, чем к науке и связанные с изучением античной греческой и латинской культуры, а также литературы, истории и философии в аспекте овладения ими как мастерством. Именно на эту сторону обращает внимание Х.-Г. Гадамер при рассмотрении гуманитарной традиции как условия существования гуманитарных наук. Гуманитарная традиция раскрывается через образование (речь идет не только о приобретении знаний через систему образования, а об образовании человека, который есть непрерывное становление человеческого), здравый смысл, способность суждения, вкус. Эти ведущие гуманитарные понятия, по Гадамеру, суть то, что составляет предпосылку для занятий гуманитарной наукой. В целом можно выделить несколько вариантов концептуализации социально-гуманитарного познания в истории его изучения в рамках философии: гуманитарные науки как науки о мире свободы, как науки о духе, культуре, смысле, тексте,творчестве, личности. На основании различий в методах социально-гуманитарных и естественных наук в современной гуманитаристике принято выделять несколько наиболее распространенных исследовательских программ. Исследовательская программа содержит в себе характеристику предмета, метода исследования, общих предпосылок научной теории, способов перехода от философской системы к научным построениям. Будучи философской программой развития науки, исследовательская программа не тождественна тому или иному философскому направлению. Близким к исследовательской программе понятием является парадигма, термин, введенный Т. Куном и характеризующий исторически устойчивый образец исследования. Натурализм и культурцентризм — две ведущие исследовательские программы социально-гуманитарных наук. В натурализме его последователи полагают, что предмет наук об обществе тот же, что и у естественных наук, либо что предметы различаются, но методы наук об обществе те же, как у естественных наук. Классик натуралистического подхода в социологии Э. Дюркгейм определяет сущность натуралистического метода как превращение исследуемого объекта в вещь. То, что мы уподобляем реальность социального мира реальности мира внешнего, нашли парадоксальным и возмутительным. В культурцентризме культура как объект, открытый позже, чем природа, становится логически первым. Главная идея этой новой программы состоит в том, что есть отличная от природы самостоятельная реальность — культура, не позволяющая уподобить многие явления социального мира вещам. Теории культуры могут обеспечить солидную основу для научного анализа общества. Они включают в науки об обществе правила и структуры сознания повседневности, что требует специальных методов — индивидуализации, понимания, интерпретации. В отличие от уподобления социального мира вещам, теперь он уподобляется субъекту, человеку. В культурцентристской исследовательской программе можно быть ученым не тогда, когда анализируешь социальные факты, как вещи, а когда включаешь мнения людей, их ценности. Культурцентристская стратегия устанавливает концептуальные границы объяснения и вводит принцип понимания в качестве ведущего методологического средства. Проблема специфики гуманитарного знания раскрывается, таким образом, как проблема не только содержательного, но и методологического своеобразия гуманитарных наук. Открытие культуры как особой реальности не разрывает связей человека с природой. Это — одна из причин, в силу которой культурцентристская исследовательская программа не устраняет натуралистическую программу. Таким образом, натурализм может распространяться и на такой объект изучения, как сама культура.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 3300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.56.78 (0.007 с.) |