Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблемы исторической динамики науки. Научное познание и типы цивилизационного развития.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В истории науки существуют два подхода к анализу динамики, развития научного знания: представители кумулятивизма (от лат. cumula - увеличение, скопление) считают, что развитие знания происходит путем постепенного добавления новых положений к накопленной сумме знаний; представители антикумулятивизма полагают, что в ходе развития познания не сохраняются какие-либо устойчивые компоненты. История науки представлена в виде непрерывной борьбы и смены теорий и методов. В целом, в исторической динамике науки, начиная с 17 столетия, последовательно складываются 3 типа научной рациональности и, соответственно, можно выделить 3 этапа эволюции науки, характеризующих ее преемственное развитие: 1. Классическая наука (в двух ее состояниях – додисциплинарная и дисциплинарно организованная наука) охватывает период, ограниченный двумя научными революциями – с начала 17 столетия и до середины 19 столетия. Классический тип рациональности центрирует внимание только на объекте исследования и «выносит за скобки» все, что относится к субъекту и средствам познания. Характеризует этот этап механистическая картина мира и преимущественное рассмотрение изучаемых объектов как малых систем (механических устройств), где свойства целого полностью определяются состоянием и свойствами его частей. 2. Неклассическая наука развивается с конца 19 века (ее становление связано с третьей глобальной научной революцией конца 19 века) вплоть до середины 20 столетия. Для этого этапа характерна «цепная реакция» революционных перемен в различных областях знания (в физике – открытие делимости атома, становление релятивистской и квантовой теории, в космологии – концепция нестационарной Вселенной, в химии – квантовая химия, в биологии – становление генетики и т.д.). Создаются кибернетика и теория систем, сыгравшие важнейшую роль в развитии современной научной картины мира. Неклассической рациональности свойственна идея взаимосвязи (относительности) объекта исследования и средств и операций исследования. Идея исторической изменчивости научного знания, относительной истинности, вырабатываемых в науке онтологических принципов соединяется в этот период с новыми представлениями об активности субъекта познания. Возникает понимание того обстоятельства, что ответы природы на наши вопросы определяются не только устройством самой природы, но и способом постановки наших вопросов, который зависит от исторического развития средств и методов познавательной деятельности. В противовес идеалу единственно истинной теории, «фотографирующей» исследуемые объекты, в неклассической науке допускается истинность нескольких отличающихся друг от друга конкретных теоретических описаний одной и той же реальности, поскольку в каждой из них может содержаться момент объективного знания. 3. Постнеклассическая наука начала формироваться уже в середине 20 столетия, развитие этого этапа продолжается и сегодня. В современную эпоху (последнюю треть 20 столетия) происходят новые глобальные изменения в основаниях научного знания, которые можно охарактеризовать как четвертую глобальную научную революцию, в ходе которой рождается новая постнеклассическая наука. Интенсивное применение научных знаний практически во всех сферах социальной жизни, революция в средствах хранения и получения знаний (компьютеризация, дорогостоящих приборные комплексы) меняют характер научной деятельности. Специфику постнеклассической науки определяют комплексные исследовательские программы, в которых принимают участие специалисты различных областей знаний. Объектами современных междисциплинарных исследований становятся уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием. Постнеклассическая рациональность учитывает соотнесенность знаний об объекте не только со средствами, но и с ценностно-целевыми структурами деятельности. В целом, постнеклассическое научное познание рассматривается в контексте его социального бытия - как особая часть жизни общества, детерминируемая на каждом этапе своего развития общим состоянием культуры данной исторической эпохи, ее ценностными ориентациями и мировоззренческими установками. В соотношении с динамикой цивилизационного развития, можно отметить специфику развития науки западной и восточной цивилизации. Разница между ними заключается в том, что наука запада направлена на создание сложных сетей методологических исследований и экспертиз, окутывая которыми объект своего изучения она понимает его и его природу. Восток, во многом в противоположность Западу являет собой воплощение спокойствия, непротивления. Боясь разрушить хрупкую гармонию мира человек культуры востока предпочитает не вмешиваться в развитие мира, а стоять на стороне пассивного созерцателя течения жизни и бытия. На Востоке новое не стремится разрушить и опровергнуть устоявшееся старое, нажитое веками, а органично вписывается, дополняя его. Если соотносить с делением цивилизации на традиционную и техногенную, то благодаря академику В.С. Степину, можно выделить два типа цивилизационного и научного развития, где на первом, отсталом – доминировала традиция, а на втором, научно-технический прогресс. К традиционному типу цивилизационногои научного развития относится вся доиндустриальная история развития человечества и его науки. И, лишь начиная с последней четверти XIX, вслед за Великобританией страны перешли к техногенному типу развития. В качестве переходного этапа от традиционного типа цивилизационного развития к техногенному принято рассматривать аграрно-ремесленный этап – «разгонную стадию социально-экономического и научно-технического прогресса». Ее Западная Европа прошла с момента возрождения городов в XII веке до расцвета мануфактур в середине XVIII века. В 70-е годы XVIII века с массовым внедрением станков и паровых двигателей мир шагнул в техногенную стадию. Также в соответствии с делением на типы цивилизационного развития принято выделять индустриальную и постиндустриальную науку. Индустриализация наука базировалась на признании особой ценности и статуса науки и ученых. Бэкон способствовал провозглашал «знание — сила», Декарт искал метод познания мира, который бы познанию и открытию истины, когда ученый, действующий в рамках некоторого методологического алгоритма оказывается буквально «обречен» на открытие истины. В индустриальном мире большинство людей верило, что объективная истина достижима, и наука должна к ней стремиться. В постиндустриальную эпоху подобного пиетета перед наукой нет. Сегодня множатся активные сторонники антисциентизма (антинаучности). В сегодняшнем обществе приобретают популярность мировоззрения, признающие любую истину сомнительной и относительной и призывающие выбирать среди множества возможных вариантов познания мира – самый гуманный, то есть предельно безопасный для человечества. И если в индустриальном обществе науку всячески раскрепощали, чтобы ничто не мешало постигать законы природы, общества и сознания, то теперь все чаще полагают, что законы эти малодоступны или недоступны вообще, а наука, «предоставленная самой себе» («пущенная на самотек»), может порадить чудовищные средства массового уничтожения людей. А посему, как в старые добрые времена, науку спешат поставить под надзор государственных и идеологических институтов. В этой связи даже самым демократическим и либеральным властям предоставляются огромные полномочия по законодательному ограничению, планированию, администрированию, финансированию, кадровому обеспечению и контролю в отношении любой научной деятельности. Анализируя данные трансформации, можно сделать вывод, что государство и церковь вновь возвышаются над наукой в качестве «руководящей и направляющей силы». Данный порядок вещей очень напоминает тот, что господствовал в мире со времен Константина Великого (IV в.), когда слишком своевольную и опасную своими изобретениями античную науку сумели подмять под себя чиновники, рыцари и священники. После чего последовали существенная деградация познания и тысячелетний интеллектуальный застой (см. Бердяев «Новое средневековье»). + по вопросу исторической динамики см. вопрос 40 — Т. Кун и его стадии развития науки.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 952; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.19.136 (0.007 с.) |