Учение о человеке в структуре философского знания; основные направления современной философской антропологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учение о человеке в структуре философского знания; основные направления современной философской антропологии.



В ХХ веке произошло становление специальной отрасли философского знания, которая сложилась в Германии в 20-е годы и занимается изучением человека. Она получила название философской антропологии.

Философская антропология – это фундаментальная наука о сущности человека, о его отношении к природе, физическом, психическом и духовном проявлении в мире, основных направлениях и законах его биологического, духовно-исторического и социального развития. В рамках данной философской дисциплины осуществляется синтез различных аспектов знаний о человеке, происходит выход за рамки исключительно внутринаучного анализа.

Место по отношению у другим философским дисциплинам: термин «человек» употребляется как для обозначения отдельного, так и совокупного человека (человеческого общества). Отдельный человек и общество не существуют друг без друга, их функционирование и развитие взаимно обусловлено. В то же время ни одна из этих сторон не сводится к функции другой, каждая из них представляет собой особую целостность. Поэтому в философском осмыслении человека сложилось традиционное «разделение труда»: отдельный человек является предметом философской антропологии, а общество — социальной философии. Поскольку человек является предметом изучения целого ряда дисциплин: биологии человека, социологии, психологии и т. д., философская антропология призвана выявить категориальный каркас, в рамках которого можно было бы соотнести все эти различные представления друг с другом и с инвариантными сущностными возможностями человека.

Начало философской антропологии связано с появлением классических для этого направления работ Макса Шелера «Положение человека в космосе» (1928) и Х. Плеснера «Ступени органического и человек» (1928), в центре внимания которых проблема природы человека, специфическое отличие в способе существования человека и животных. В более позднее время вышли классические работы А. Гелена «Человек. Его природа и положение в мире» (1940) и «Первобытный человек и поздняя культура» (1956). Представители "философской антропологии" выдвинули программу философского познания человека во всей полноте его бытия. Они предложили соединить онтологическое, естественнонаучное и гуманитарное изучение различных сфер человеческого бытия с целостным философским постижением. Принципиальной задачей философской антропологии является разработка проблемы сущности человека. Иногда два разных понятия: «природу человека» и «сущность человека» в философии отождествляют. Есть и другой подход – наполнение этих понятий разным содержанием. В этом случае под природой человека понимается то, что в нем заложено заранее, что существует в нем независимо от его воли. А под сущностью человека понимается то, кем он может и должен стать. Кем же может и должен стать человек? – Личностью.

К основным направлениям в философской антропологии можно отнести биологическое (А. Гелен, К. Лоренц), культурное (Э. Кассирер, Андрей Белый) и религиозное (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Л. П. Карсавин, Н. О. Лосский, С. Л. Франк и другие).

Биологическая, или натуралистическая методология изучения человека характеризуется тем, что человеку приписываются некоторые неизменные качества, происходящие из его биологической природы. Поскольку философы здесь исходят из культа природы, то в соответствии с их взглядами, сущность человека не в том что человек в первую очередь разумное существо а в том, что он — существо биологическое, инстинктивное. Человек, согласно такой остановке, — это всего-лишь высокоразвитое существо, наделенное рядом отличительных особенностей, а человечество — этап в грандиозном эволюционном процессе.

Натурализм следует двум основным положениям — человечество есть живой вид, но имеющий осознанную самоорганизацию; человечество есть вид, в природе которого заложен конфликт между началом самоорганизации (недавно приобретенным сознанием и социальностью) и базисным бессознательно-природным началом. Одним из самых авторитетных сторонников данного подхода был известный немецкий философ Гелен. Гелен в своей философии исходит из положения, что человек — это животное биологическая неспециализированность которого делает его «ущербным существом потому что он (в отличие от других животных) плохо оснащен инстинктами и не может вести чисто естественное существование, а его интеллект и образ жизни обусловлены телесно-анатомически. Ущербность объявляется источником человеческой активности деятельности, которая есть компенсация изначальной биологической неполноценности человека. Границей жизни д ля животных является eго сpеда обитания, а у человека это — культура. Именно культура компенсирует природные недостатки человека. При этом культура в его понимании — нe есть нечто внутреннее неотделимое от человека, это всею лишь фон, нечто внешнее Таким образом, в философско-антропологической теории А. Гелена можно видеть как «биологическая ущербность» человека предопределяет и его самого и его социальную жизнь.

Другая ветвь современной философской антропологии — социокультурная (культурная) антропология. С точки зрения приверженцев культурной антропологии, человек рассматривается как существо, определяемое культурой, как создатель культуры, и ее создание. Одним из наиболее видных представителей культурной антропологии является немецкий философ Э. Кассирер. Он доказывает, что ключ к постижению человека — это символ. Человек живет не просто в естественном универсуме, а в символическом мире. т. е, во Вселенной Культуры. Язык, миф, искусство, религия — символические части этой Вселенной. По Кассиреру, человек до такой степени пронизан этим миром символов, живет в языковых формах, религиозных обрядах, что не может знать и видеть себя иначе, чем через подключение этих искусственных сред. Итак, в соответствии с учением Э. Кассирера, между человеком и миром находится посредник и этим посредником выступает символ. Это значит, что человек — существо культурное, а культура есть не более как совокупность символов. Следовательно, делает вывод Э. Кассирер, человек — это не столько Homo sapiens, — человек разумный, сколько Homo simbolicum — человек символический. Задаваясь вопросом о познании символов, Э. Кассирер утверждает, что познать символы нельзя, их можно только истолковать, т. е. придавать им некий смысл.

Третьим значимым направлением выступает религиозная антропология. В этом отношении большое значение имеют учения русской религиозной философии, где вопросы антропологии всегда занимали центральное место и неизменно подчеркивалась ценность человека. В центре русской религиозной философии имена Н. А. Бердяева (1874—1948), С. Н. Булгакова (1871—1944), Л. П. Карсавина (1882—1952), Н. О. Лосского (1870—1965), С. Л. Франка (1877—1950) и других. Ими ставилась проблема человека, образа Бога в человеке. В основе христианской антропологии лежат две идеи:

- человек есть образ и подобие Божие;

- Бог вочеловечился, т. е Сын Божий явился нам как Бог-Человек.

Русская религиозно-философская антропология едина том, что духовность — определяющее свойство каждого человека, когда нравственный закон внутри его сильнее давления каких бы то ни было внешних обстоятельств.

Рассмотрев некоторые существенные стороны философской антропологии, можно видеть, что ее сторонники каждом конкретном случае выбирают какой-нибудь отдельный специфический аспект и возводят его до уровня единственно определяющего признака человека:

- у М. Шелера, человек главным образом духовное существо, выделяющееся способностью к «чистому созерцанию вещей».

- для А. Гелена и К. Лоренца человек предопределен к деятельной активности своей биологической природой и врожденными инстинктами.

- для Э. Кассирера человек -это символическое существо, продукт и производитель культуры.

- для религиозно-философской антропологии человек — духовное существо, которое несет в себе поиск Бесконечного и Абсолютного.

Поэтому при постановке вопроса о человеке как таковом имеет смысл рассматривать его сущность системно, с учетом всех существующих подходов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.221.46.132 (0.023 с.)