Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия и национальное самосознание. Специфика белорусской философской традиции.

Поиск

Философия как форма теоретического мировоззрения, предлагающая общий взгляд на статус и место человека в мире, оказывает ключевое влияние на формирование национального самосознания.

Специфика белорусской философии определяется историческими, геополитическими и социокультурными факторами:

- отсутствием в истории самостоятельной национальной формы государственности (территориально белорусские земли входили в состав других государственных систем - ВКЛ, Речи Посполитой, Российской Империи);

- ситуацией пограничья: Беларусь находится в пространстве цивилизационного, политического, экономического и культурного взаимодействия Запада и Востока;

- трудностями в национально-культурной самоидентификации мыслителей, т.к. некоторые из них в равной степени принадлежат культурам других стран (например, С. Будный, К. Лыщинский, С. Полоцкий, Г. Конисский, М. Смотрицкий и др.);

- невозможностью однозначного соотнесения философских текстов с национальным языком, т.к. они долгое время писались преимущественно на латинском либо польском языках;

- отсутствием национальных тем для философского осмысления, поскольку только со второй половины XIX в. актуализируются понятия белорусской национальности, национально-культурной идентичности, повышается внимание к статусу белорусского языка и др.

Поэтому понятие «белорусская философия» в определенной мере отражает не столько национальную, сколько географически- территориальную специфику философствования.

Тем не менее, в истории философской мысли Беларуси можно выделить три наиболее значимых периода:

1) 10-15 вв.

2) 16- сер. 18 в.

3) к. 18 — к.19 в.

4) 20-е — 80-е гг. 20 века.

5) с 90-х гг. 20 века по сегодняшний день.

Таким образом, имеем временной период равный практически тысяче лет, который изучает особая дисциплина «История философской мысли Беларуси». Специфика развития философии на территории Беларуси связана с феноменом «разрывов» в традиции, обусловленным тем, что в некоторые периоды истории, трансляция философских идей в Беларуси была фактически прекращена (периоды войн, революций, закрытия высших учебных заведений и т.д.).

Первый период — распространение философских идей в Беларуси, — как и в России, связан с принятием христианства славянами. Однако, в отличие от России, Беларусь в последствии в большей степени испытала влияние западных идей и теоретических течений. Истоки христианской культуры и философской рефлексии на белорусских землях были объединены и выражены в культурно-просветительской деятельности Рогнеды, Ефросиньи Полоцкой, христианско-проповеднической работе Климента Смолятича и Кирилла Туровского, заложивших фундамент религиозно-философской традиции восточных славян. Внутри данного первого периода можно выделить два этапа. На первом этапе (10-13 вв.) происходит само вхождение белорусских земель в состав христтианской цивилизации — христианство приходит с юга Византии. Здесь еще нет профессиональной философии, но уже формируется определенный тип философской культуры. Образ философа как «книжника», «мудреца». На втором этапе (13-15 вв.) развитие белорусской философии осуществляется в контексте всей европейской культуры. Христианство приходит с запада вместе с текстами Аристотеля, Начинает формироваться собственно философская терминология, Приходит само слово «философия». И хотя здесь еще философия не самостоятельна и зависима от христианского богословия, тем не менее уже идет освоение западной философской мысли. Проблемы, традиционные для европейской схоластической философии, анализировались в трудах таких мыслителей, как М. Смотрицкий, В. Тылковский, Л. Залусский и др. Наряду со схоластикой в эту эпоху видна и попытка соединения христианских догматов с идеями новоевропейской философии, оказавшей заметное влияние на белорусских мыслителей (С. Полоцкий). Полной альтернативой схоластике стал атеизм К. Лыщинского.

Второй период (16- сер. 18 в.) - период расцвета философской мысли, формирования профессиональной философии. К концу 16 века происходит формирование Виленской философской школы (в рамках Виленской академии — как части культурной истории Беларуси, Польши, Литвы). Главные философские проблемы, которые обсуждаются в стенах Академии: вопросы логики и метафизики, этики и права, физико-натуралистические идеи, поддерживается интерес в проблемам познания. Эпоха Ренессанса также связана с деятельностью Ф. Скорины, С. Будного, С. Полоцкого, К. Лыщинского, К. Нарбута и др.

С конца 18 века получают популярность идеи народничества. Вместе с ней происходит становление национальной философской традиции. Однако в этот период в полной мере философской традиции сложиться не удалось, поскольку после повстания Калиновского на территории Беларуси не осталось ни одного действующего высшего учебного заведения, вокруг которого могла бы оформиться философская школа.

Со второй половины 19 века берет начало формирование национального белорусского проекта. Для философии это относительно пустое время, поскольку философия во многом существует как знание ретроспективное — она есть рефлексия, направленная на осмысление уже созданного.

В 20-е годы 20 века, когда белорусский проект уже прошел несколько ступеней в своем развитии, появилась собственно национальная философия в Беларуси. Первый собственно философский текст, каким его считают некоторые исследователи философской мысли Беларуси, поскольку он направлен не на осмысление или критику западных учений, но ставит целью анализ и описание собственного пути развития белорусов, выступает работа Игната Абдирололвича «Адвечным шляхам» («Извечным путем»), написанная 12 мая 1921 года.

Этот текст посвящен поиску пути, понимаемому как предназначение. Это поиск национальной идентичности, формирующейся белорусской народности. Сегодня к нему относятся очень крайне: от восхищения до пренебрежения. В работе рассматривается противоречивость белорусской культуры, которая включает в себя черты как восточной, так и западной целилизации в силу чего не может полностью примкнуть ни к одной из сторон. Выход из данной трагедии автор видит в третьем, ином пути. Необходимо создать свои белорусские формы жизни, что во многом является еще задачей будущего. Призывает к активному социальному творчеству. Сегодня часто говорят об утопичности данного проекта.

Отличительной чертой данного этапа является акцент на проблеме национального возрождения и освобождения белорусского народа, статуса национальной культуры и языка. Особенностью этапа является также разработка этих идей деятелями национально-освободительного движения и творческой интеллигенции (Ф. Богушевич, М. Богданович, А. Пашкевич). Философски значимой становится тема национального самосознания в философском очерке В. Самойлы-Сулимы «Гэтым пераможаш!».

В 20-е годы 20 века философия в Белоаруси развивалась в рамках советской философской мысли и доминирующей идеологии марксизма-ленинизма с критикой буржуазной философии. Философия в данный период начинает мыслиться как дисциплина, которая включает в себя в качестве своих элементов другие дисциплины: этику, логику, историю философии, диалектику и т. д. Такую во многом позитивистскую трактовку философии сегодня развивает академик Стёпин.(философия = наука). На протяжении 20-80-х гг. 20 в. проводились исследования в области: истории философии (Г. Александров, И. Лущицкий, А. Бирало, А. Майхрович, С. Подокшин и др.); философии и методологии науки (В. Ивановский, В. Степин и др.); теории диалектики (Д. Широканов, Ю. Харин и др.); социальной философии (Е. Бабосов, Г. Давидюк и др.); философии культуры (Н. Крюковский и др.).

В 90-е годы XX в. начинается новейший этап в развитии белорусской философской мысли, для которого характерно расширение проблемного поля исследований, выход за рамки марксистской методологии и попытка более глубокого и детального анализа путей развития Республики Беларусь в глобализирующемся мире.

В целом, сегодня развитие философии в Беларуси происходит в контексте развития мировой философской мысли.

 

 

4. Понятие реальности и философские подходы к его интерпретации.

Реальность – [позднелат. realis ] – философский термин, употребляющийся в разных значениях: 1) все существующее вообще (в этом значении приближается к понятиям сущее, бытие, 2) объективный (т.е. противостоящий субъекту) мир, 3) все актуально существующее, т.е. действительное, не воображаемое. Когда говорят о реальности имеют ввиду фрагмент универсума, составляющий предметную область соответствующей науки; объективно существующие явления, факты — то есть данным словом называется все то, что существует действительно. Различают объективную реальность и субъективную реальность.

Объективная реальность - это то, что существует вне сознания человека: пространство, время, движение; субъективную реальность можно определить как явление сознания, ощущения, восприятия человеком чего-либо и все то, что с этим связано. Для определения объективной реальности, которую человек может ощущать, копировать, фотографировать, отображать (но которая существует вне его сознания и ощущений) в философии существует понятие материи. Условно материю можно разделить на две группы: то, что познано человеком и то, что стоит за гранью его познания (однако это деление очень условно, между тем, очевидна его необходимость: говоря о материи, мы можем анализировать только то, что познано человеком). Для описания материи выделяют три объективные формы ее существования: движение, пространство, время.

Субъективная реальность дана нам как опыт нашего сознания.

Реальность является ключевым понятием в философии, с ним связан основной вопрос философии: что первично материя или сознание (объективная или субъективная реальность); способен ли человек познавать реальность, окружающую его.

В исследовательской литературе термин «реальность» чаще всего употребляется в двух смыслах: 1) для обозначения всего существующего, то есть всего материального мира, включая все его идеальные продукты; 2) для обозначения объективной реальности, то есть материи в совокупности различных ее видов. Реальность противопоставляется здесь субъективной реальности, то есть явлениям сознания, и отождествляется с понятием материи.

Понятие реальность не тождественно понятию бытия. Существуют два основных способа трактовки их соотношения: а) бытие является совокупностью разновидностей реальности (когда понятие реальности предельно расширено и включает в себя такие понятия, как, например, субъективная реальность); б) Бытие содержит реальность как составную часть (когда реальности противопоставлена ирреальность (несоответствие действительности) или сюрреальность (совмещение сна и реальности)).

Особую позицию занимает такое философское течение как экзистенциализм, представители которого считают, что реальность содержит, включает в себе бытие (поскольку подлинным бытием обладает только человек). Реализм утверждает объективное существование реальности, которая лишь открывается человеком в процессе познания. Напротив, феноменализм полагает, что реальность зависит от познавательной активности человека и конструируется в последней. Например, с точки зрения феноменализма, олимпийские боги для древнего грека являются такой же реальностью, как и электрон для современного ученого.

В обыденной разговорной речи «реальность» может означать «восприятие, убеждения и отношение к действительности», как субъективный взгляд личности на окружающий мир, по принципу: «моя реальность не является вашей реальностью». Это выражение порой используется как разговорное в обсуждениях спорных вопросов, что реально, а что нет, когда дискутирующие стороны не могут достичь согласия. Например, в религиозном диспуте между друзьями, могут в шутку сказать: «Вы можете не соглашаться, но в моей реальности, все идут в рай», т.е в обыденном взгляде часто поддерживается феноменализм – мнение о том, что мы живем в одном мире, но в разных реальностях.

Современная философия чаще поддерживает реализм, но расширенный. Объективной признается не только реальность, мир, каким он был, когда люди в нем появились. Люди самостоятельно создают новые реальности, которые потом объективируются.

Тем не менее, существуют направления в философии, которые отказываются использоваьть данную категорию в качестве отправного пункта своих рассуждений. Так, философия ХХ в., по крайней мере такие влиятельные ее направления как феноменология, аналитическая философия, прагматизм идут совсем в другом направлении. Философы предпочитают говорить не о том, каковы свойства реальности, а о том, что это значит – говорить о реальности. Так, М. Шлик, ставя перед собой вопрос об общих принципах, объединяющих всех позитивистов, перечисляет «заблуждения», связанные с несостоятельностью таких понятий как «данное», «трансцендентальная реальность», «истинная реальность» и др. Радикальный конструктивизм и вовсе отказывается от оперирования данным термином, указывая на то, что мы никогда не имеем дело с самой реальностью, но лишь с социальными конструктами.

Существует много видов таких сконструированных реальностей, но самыми яркими примерами служат социальная и виртуальная реальности. Социальная реальность – это вся совокупность условий общественной жизни, которые выступают перед членами общества как надындивидуальные, объективно данные обстоятельства их существования. Социальная реальность складывается из множества разнородных, но взаимосвязанных явлений. Сами люди, их объединения, отношения, действия – это главная составляющая социальной реальности, созидающая ее сила. Человек, в котором соединяется материальное и духовное, тело и душа, распространяет эту свою «двойственность» вокруг себя. Двухслойное – материальное и духовное – содержание социальной реальности есть след, оставляемый на всем, что имеет место в человеческом мире.

Мир материальных артефактов – это искусственно созданная людьми среда обитания, «вторая природа», в которой живет человеческое общество. Нас с детства и до старости окружает со всех сторон эта артефактная среда: пеленки и соски, игрушки и книги, одежда и мебель, стекло и бетон, звуки музыки и электрический свет –все это продукты человеческого труда. Природные явления, вовлеченные в сферу социальной деятельности. Осваивая природу, люди усматривают смысл – ценность, пользу и т. д. – также и в естественно возникших ее явлениях. Когда эти явления становятся предметами практической деятельности, смысл их обычно связывается с их функциональным назначением, их способностью удовлетворить какие-то потребности общества. Так они включаются в социальную реальность.

Коллективные представления. Люди не только создают социальную реальность, но и отражают ее в своем сознании так же, как и природу. У каждого человека складывается своя индивидуальная картина окружающего его мира. Но вместе с тем существуют общие взгляды, представления, мысленные установки, имеющие хождение в обществе и более или менее разделяемые его членами.

Явления, из которых складывается социальная реальность, Э. Дюркгейм назвал социальными фактами. Социальные факты – особый тип явлений, которые имеют место только в обществе, только в совместной жизни людей. Они, с одной стороны, отличаются от явлений природы: социальные факты всегда содержат в себе какую-то исходящую от человека духовную составляющую, которой нет в физических, химических, биологических фактах. А с другой стороны, социальные явления с их вне индивидуальной, объективной данностью отличаются и от фактов сознания, от субъективных «состояний души» индивида, т.е. существуют не только в голове человека.

Особенностями, отличающими социальный факт от психического, являются:

- его внешнее существование по отношению к индивидуальным сознаниям;

- принудительное воздействие, которое он оказывает на индивидуальные сознания. (Примером этих особенностей может служить мода).

Наиболее распространенной трактовкой виртуальной реальности в массовом сознании является ее понимание как искусственной реальности, возникающей во взаимодействии человека и компьютера. Именно в таком значении – как отражение новых возможностей информационной техники – понятие виртуальной реальности стало популярным в 80-е гг. ХХ в. Виртуальная реальность с этой точки зрения существует как совокупный результат воздействия информационной технологии. В самом узком смысле виртуальная реальность определяется как реальность, создаваемая с помощью компьютерных устройств, применяемых для обучения или для выработки требуемых от человека в тех или иных заданных ситуациях реакции. В более общемплане допускается, что компьютерная виртуальная реальность не обязательно должна моделировать свойства физического мира, она может быть условной. В наиболее общем виде можно определить виртуальную реальность как реальность воображаемого, но вещественно оформленного (или материально присутствующего) осуществления потенциально возможного во всех возможных его проявлениях.

Таким образом, главной особенностью трактовки понятия «реальность» в современной философии является признание многовариантности реальности, сосуществования различных реальностей, в которые погружается человек.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.205.95 (0.013 с.)