Категориальный аппарат современной онтологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Категориальный аппарат современной онтологии.



Категории философии представляют собой наиболее общие понятия (роды знания). В онтологии в категориях выражены родовые свойства бытия.

Онтологический подход к исследованию реальности предполагает обращение с определенным набором философских категорий, к которым относятся: бытие, сущее, субстанция, материя, сознание, движение, пространство, время и т. д.

ПРО «БЫТИЕ» СМ. ВОПРОС № 5.

Сущее – также одна из центральных категорий онтологии. Объединяет в себе все то, что существует. Представления о сущем характерны уже для дофилософских форм мировоззрения – мифологии и религии. Греческая, ветхозаветная, египетская мифология рассказывают нам о творении мира из ничего или о возникновении его из хаоса (пустоты, «зияния»).

Слово «субстанция» (лат. substantia) переводится как «сущность, существо, суть». Термин возник как перевод греческого слова «гипостасис» (фундамент, основа). Субстанция – это подоснова, «общий знаменатель». Субстанцией назовем сущее со следующими атрибутами:

– внутреннее единство (т. е. единство его природы);

– целостность (неделимость его на части);

– автономность (т. е. подчиненность собственным законам);

– активность (т. е. способность к деятельности).

Если классическая философия преимущественно стояла на позициях субстанциализируема, но неклассическая философии ближе позиция антисубстанциализма (разумеется, здесь много исключений). Так, антисубстанциалистская позиция в философии отстаивается позитивизмом, конструктивизмом, прагматизмом - которые объявляет субстанцию мнимой и потому вредной для науки категорией. Однако, по выражению К. Маркса, отказ от категории субстанции представляет собой «могилу науки», поскольку утрата «субстанциальной» основы мира ведет теорию на путь разложения, бессвязного эклектизма, формального объединения несоединимых взглядов и положений. Так что несмотря на то, что проблема наличия или отсутствия у мира субстанциального основания является очень старой, она по прежнему актуальна и дискуссионна.

С данными категориями тесно связаны понятия сущности и существования.

Существование есть все многообразие изменчивых вещей в их связи и взаимодействии. Нельзя ставить сущность выше существования, признавая существование чем-то временным, случайным, низменным. Но нельзя и наоборот, говоря, что-либо сущности вообще нет, либо она непостижима и недоступна рассудку. Ни сущность, ни существование невозможны друг без друга. Сущность без существования есть застывший мир, царство полной неподвижности, а существование без сущности есть нечто временное, беспокойное, внешнее, случайное.

Развитие познания есть движение мысли от поверхностного ко все более глубокому, скрытому - к сущности. Сущность есть нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутр связях и управляющее ими. В понятии сущности заключено единство всех глубинных, закономерно связей элементов содержания объекта в их противоречиях, причинно-следственных отношениях, в их зарождении, развитии и тенденциях к будущему. И в этом случае она есть нечто внутреннее, некий организующий принцип.

Сущность соотносится и с категорией качества, которое выражает, однако, лишь какой-то аспект ее. Понятие сущности связано и с понятием закона, но зак и сущность не совпадают: например, мы знаем закон гравитации, не ведая ее физической сущности.

Сущность внутри себя динамична и подвержена принципу развития. Вскрыть сущность чего-либо - значит проникнуть в глубины вещи, в ее основные свойства, выявить причины возникновения и принципы развития. Следует подчеркнуть, что сущность всегда конкретна, нет сущности вообще.

Явление (феномен) есть то, как сущность проявляет себя вовне: во взаимодействии со всем иным, в том числе и с нашими органами чувств. Явление - это непосредственно воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение кот зависит от строения и действия органов чувств, а сущность - то качественное своеобразие предмета, определяющее его характерное лицо, которое может скрываться за его непосредственно наблюдаемыми проявлениями (зеленый цвет травы — явление. Сущность - физическое свойства отражать свет).

И сущность и явление существуют объективно, это атрибуты объекта. Но явление есть функция, зависящая от объекта и его данности субъекту, а сущность есть собственно объективное качество объекта. При этом нет однозначного соответствия сущность-явление. Одна сущность может быть выражена во многих явлениях, при этом одно явление может определятся многими сложными сущностями.

Движение познания есть всегда движение от внешнего к внутреннему. Категория внешнего раскрывает свойства предмета как целого, и не только предмета самого по себе, но и способа его взаимодействия с окружающей средой. Категория внутреннего раскрывает строение предмета и выявляется благодаря теоретическим процедурам познания, связанным с допущением идеализированных объектов. В истории познания проблема внешнего и внутреннего подчас смыкалась с проблемой сущности и явления. Но полного отождествления здесь нет. Даже если мы познаем внутреннее строение объекта, мы не сможем сказать, что познали его сущность.

Переход от явления к сущности есть переход от описания к объяснению.

Все вещи и события мира различны между собой, единичны в своем бытии. Единичное есть объект взятый в своем отличии от других объектов в их неповторимой специфике. В качестве единичного может рассматриваться не только отдельный предмет, но и целый их класс, если он берется как нечто одно, а также отдельное свойство или признак предмета, если он берется в своей индивид неповторимости. Единичное - это категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, ограниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количеств определенность.

Другая сторона заключается в общности вещей, их структур, свойств, отношений. Нет 2х абсолютно различных вещей. Все люди индивидуальны, но все они обладюта чем-то общим, что выражается в понятии «человек». Общее - это единое во многом. Однако общее соотносится не со всей сущностью как с неким системно организованным целым, а лишь с каким-либо атрибутом этого целого.

Наука и философия имеет дело прежде всего с обобщениями и оперирует общими понятиями, что дает ей возможность устанавливать законы мира. Но для успешной практической деятельности надо знать не только общее, но в полной мере учитывать единичное и особенное. Не сущ никаких шаблонов пригодных везде однозначно без учета индивид особенностей: особенное богаче общего.

Также значимой категорией выступает понятие «материя». Этимология термина - от лат. materia - вещество. «Вещественное» значение термина удерживалось вплоть до XX века.Материя существует в виде бесконечного многообразия конкретных образований и систем. В каждой конкретной форме материи нет какой-либо первичной, бесструктурной и неизменной субстанции Материальные объекты обладают внутренней упорядоченностью и системной организацией. Упорядоченность проявляется в закономерности движения и взаимодействии всех элементов материи, благодаря которому они объединяются в системы.

Типы материальных систем - элементарные частицы и поля, атомы, молекулы, макроскопические тела разных размеров, геологические системы, Земля, другие планеты, звезды, внутригалактические системы, Галактика, системы галактик, Метагалактика.

Всеобщими формами бытия материи являются пространство и время. А универсальные свойства материи проявляются во всеобщих законах ее существования.

Сознание - одна из самых сложных проблем философии.

Сознание - это реальность, т. е. нечто существующее. Но реальность особого рода: не объективная реальность, а субъективная реальность - мысли, чувства, память, воля и др. (СМ. ВОПРОС 8 Проблема сознания и основные парадигмы ее анализа в современной философии)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1090; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.224.197 (0.004 с.)