Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Линейные и нелинейные модели в методологии современного гуманитарного познания.
Одной из важнейших особенностей в развитии современной науки является резко возросшая тенденция к взаимному методологическому обмену различных наук, выражающаяся, в том числе, в появлении целого ряда общенаучных понятий. В настоящее время одной из важных и интересных особенностей развития науки является широкое распространение нелинейных методов анализа различных естественных и социальных систем. Нелинейные методы проникли сейчас буквально во все области естествознания (механику, теорию колебаний, электродинамику, оптику, акустику, квантовую теорию, теорию гравитации и др.), а также широко используются в социально-гуманитарных науках (социологии, социальной психологии, экономике и т.п.). Все это делает проблему исследования линейных и нелинейных моделей описания социальных феноменов особенно актуальной. Прежде чем описать конкретные линейные и нелинейные модели в современном социально-гуманитарном знании, необходимо отметить, что понятия линейного и нелинейного, первоначально были сформулированы в сфере частнонаучного знания, однако, в настоящее время приобрели общенаучный статус и играют важную интегративную роль в процессе развития научного знания. Методологический статус понятий линейного и нелинейного заключается в том, что они выступают способом связи принципа единства мира с принципом развития. Итак, линейное и нелинейное являются парой общенаучных категорий высокой степени общости, парой, описывающей особую форму единства всеобщего и особенного, как одного из проявлений закона тождества противоположностей. Эти категории выполняют важнейшие интегративные и эвристические функции в современном научном познании и практике. Эти категории оказывают сильное влияние на стиль научного мышления и на научную картину мира (делают ее более содержательной и целостной). К линейным моделям относятся, прежде всего, модели, описывающие развитие общества. Такие как — модель развития истории, сформированная в рамках христианской парадигмы, где развитию общества предзадан закономерный, обладающий смыслом и целенаправленный характер – от прошлого через настоящее к будущему. Линейные интерпретации истории представлены в двух основных моделях, получивших названия «регрессизма» и «прогрессизма». Общим для них является констатация очевидной направленности и поступательности социально-культурного развития общества, различным же – вектор этой направленности и характер смены качественных состояний социодинамики. «Ключом» к пониманию сущности этих моделей служат формообразующие их концепты социального «прогресса» и «регресса», задающие магистральную траекторию развития социума: прогресс как последовательное совершенствование общественной жизни и ее переход ко все более высокому качественному состоянию («восходящее» развитие), а регресс как последовательное ухудшение состояния и деструкция форм организации общества («нисходящее» развитие). Регрессизм в интерпретации развития общества появляется в древнем мире и выражает настроения, характерные для эпохи разложения родовых отношений и перехода к новому, во многом непонятному и внутренне противоречивому обществу периода цивилизации. Ностальгическими настроениями пронизаны концепция «возврата имен» древнекитайского философа Конфуция (VI–V вв. до н. э.), широко распространенные в Древней Греции представления о минувшем «золотом веке» (у Гесиода). В Новое время он рельефно проявился в воззрениях французского философа-просветителя ХVШ в. Ж.-Ж. Руссо, который вопреки взглядам большинства своих современников усмотрел в развитии культуры регресс человеческой свободы.
Прогрессизм оформляется в ХVIII в., в «век Просвещения», полный надежд на всесилие разума и могущество преобразовательных возможностей человека, наделенного способностью познания природы и общества. В становлении методологии прогрессизма важную роль сыграл И.-Ф. Шиллер, который сформулировал две аналогии, впоследствии широко распространившиеся: сопоставление хода истории со ступенями лестницы и сопоставление разных народов с детьми различных возрастов. Особый вариант прогрессизма характерен для марксистской интерпретации исторического процесса как закономерной смены типов общественно-экономической формации. Однако полный драматизма и человеческих трагедий ХХI век, вызвал к жизни немало концепций, обосновывающих несостоятельность свойственного прогрессизму исторического оптимизма и иллюзорность надежд на «светлое будущее». Безусловный приоритет начинает отдаваться нелинейным интерпретациям истории, в том числе постмодернистской концепции «постистории», за которыми закрепляется авторство таких достоинств, как отстаивание множественности равноправных и самоценных форм общественной жизни, акцентирование внимания на плюралистичности и вариативности исторического процесса, подчеркивании роли социально-культурных альтернатив в истории, противоречивости развития общества. Возникают концепции «пределов роста» (Дж. Форрестер, Д. Медоуз), «конфликта цивилизаций» (С. Хантингтон), «золотого миллиарда» и др., имеющие регрессистский оттенок. В состоянии эйфории от неудач перестройки и распада СССР появляется концепция «конца истории» (Ф. Фукуяма), которая, в сущности, тоже не имеет ничего общего с идеей социального прогресса человечества.
Тем не менее, нелинейные интерпретации истории не являются изобретением ХХ века, а уходят корнями в глубокую древность, будучи воплощенными в представлениях о «колесе истории», круговороте событий, «вечном возвращении». Эта интерпретация развития общества, тем не менее, обрела вторую жизнь в философско-исторических концепциях в форме цивилизационно-циклической модели исторического процесса. Одним из первых ее попытался теоретически обосновать итальянский мыслитель ХVIII в. Дж. Вико, выделивший в истории человечества три эпохи – божественную, героическую и человеческую, последовательно сменяющих друг друга. «Три эпохи» Дж. Вико, рассматриваемые как детство, юность и зрелость человечества, – это своеобразный методологический прием, облегчающий понимание развития общества по аналогии с развитием человека как природного существа. Циклическая модель также положена в основу концепции культурно-исторических типов русского историка Н. Я. Данилевского, которые «нарождаются, достигают различных степеней развития, стареют, дряхлеют и умирают», совершая тем самым замкнутый цикл развития. Так же циклические модели были сформулированы Тойнби и Шпенглером. Культурная ситуация рубежа 20-21 вв. - как в социально-историческом, так и в научно-познавательном планах — характеризуется существенной нелинейностью своей динамики. Со становлением идей постмодернизма, развитием междисциплинарных исследований, формированием синергетики внимание исследователей переключается с явлений повторяемых и регулярных на «отклонения» всех видов, на явления побочные и неупорядоченные, изучение которых приводит к исключительно важным выводам. На смену таким постулатам классической науки, как простота, устойчивость, детерминированность, выдвигаются постулаты сложности, вероятности, неустойчивости, самоорганизации. Особенно широко данные идеи развивались в 70-е-80-е годы ХХ века. В современном естествознании очевидным лидером в исследовании нелинейных процессов выступает синергетика, непосредственно осмысливающая себя в качестве концепции нелинейных динамик. Предмет теории самоорганизации (синергетики) – сложные системы в условиях неустойчивого равновесия и их самоорганизация вблизи точек бифуркации, где малое воздействие оказывается значительным и непредсказуемым по своим последствиям для поведения системы в целом. Объектом таким образом выступает – не существующее, а возникающее. В гуманитарной сфере также могут быть обнаружены аналогичные тенденции. Постмодернизмом открыты для рассмотрения в качестве концептуальных моделей нелинейных динамик такие феномены как: нелинейное письмо, нелинейная темпоральность, нелинейная модель динамики бессознательного, «генеалогия» взамен линейной «истории» и т. д. Изучением данных феноменов занимались Делез, Лиотар, Деррида, Джеймисон, Барт, Кристева, Бодрийяр, Фуко, Гваттари. И хотя синтез синергетики и идей посмодернизма открывает широкие перспективы для развития общей теории нелинейной динамики, необходимо высказать опасение, что на сегодняйшний день существует опасность возведения принципа нелинейности в «универсальный мировой принцип», как это произошло в свое время с линейным подходом. Именно поэтому важно очертить границы применимости нелинейных представлений — что, на наш взгляд, еще только предстоит сделать.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.102.239 (0.005 с.) |