Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Научное познание и ценности современной культуры.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Научное познание – высокоспециализированная дейтельность человека по выработке, систематизации, проверке знаний с целью их эффективного использования. Наука, таким образом, есть форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной ц елью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению. Наука — творческая деятельность по получению нового знания и результат этой деятельности совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов, и процесс их воспроизводства. Большинство отечественных и зарубежных ученых признают, что на характер полученного научного знания оказывает влияние не только характер деятельности ученого (методы, процедуры, которые он использует), но и его ценностные ориентации. Так, В.Ф. Берков сравнивает систему ценностей со своеобразным фильтром, благодаря которому в распоряжении исследователя оказываются средства, являющиеся его опорой в творческой деятельности — потому что он признает именно их значимость по сравнению с другими. Анализ понятия «ценность» свидетельствует о том, что большинство ученых определяет его содержание через выделение характеристик, так или иначе свойственных формам общественного сознания: значимость, нормативность, полезность, необходимость, целесообразность. Но как отмечает Г.П. Выжлецов, ценность несводима ни к значимости как своему основанию, ни к норме, либо идеалу, а является единством значимого и должного, средства и цели, сущего и идеала. Она представляет собой не просто необходимую и должную, а желаемую цель, становящуюся идеалом. На основании проведенного анализа выделим наиболее существенные черты ценности: - Ценность объективна по своему содержанию, т.к. связана с определенными предметами, явлениями или их свойствами, которые могут удовлетворить потребности человека. В связи с этим любой предмет, социальное или природное явление, сам человек или его личностные качества могут стать ценностью. - Ценность может иметь разное содержание, зависящее от содержания потребностей человека. В связи с этим выделяются ценности витальные, социальные, нравственные, интеллектуальные, эстетические и т.д. - Ценность субъективна по своему выражению, т.к. включает в себя рациональный и эмоциональный компоненты и проявляется в личностном суждении по поводу предмета или явления. - Ценность оказывает нормативно-регулирующее воздействие на поведение человека, его деятельность, на межличностные отношения. Степень выраженности ценностного отношения может быть различна: от явного предпочтения человеком какого-либо предмета или явления (такие ценности условно можно назвать эксплицитными) до неосознанного выбора, сделанного по причинам, неочевидным для самого человека (условно назовем такие ценности имплицитными). - Ценность может иметь разную степень значимости для человека: это может быть, с одной стороны, ценность-цель (идеал, к достижению которого человек стремится), а, с другой стороны, это может быть ценность-средство, которое обеспечит достижение желаемой цели. Наука как феномен культуры несет в себе специфические черты того способа жизнедеятельности, элементом которого она является. Современная наука отражает основные тенденции развития культуры в целом. Вместе с тем наука занимает особое место в культуре. Представляется возможным очертить круг ценностей науки как социального института, выделив в нем собственно научные ценности и нравственные ценности, регулирующие деятельность и поведение членов научного сообщества. К собственно научным ценностям можно отнести истину, новизну и оригинальность, преемственность, пользу и красоту. Общепризнанной собственно научной ценностью является истина. В классическом понимании (со времен Платона и Аристотеля) мысль истинна только тогда, когда она соответствует действительности. Регулирующая функция истины в научном познании проявляется в ориентации ученого на истину как результат своей деятельности, как желаемое, т.е. истина может быть определена как ценность-цель. В современной культуре среди научных ценностей науке наибольшее значение также приобретают новизна и оригинальность (проблем, идей, гипотез, теорий и т.д.). Новые идеи расширяют проблемное поле науки, способствуют постановке новых задач, обусловливающих направления научного познания. Без новых идей развитие науки и культуры невозможно. Следует, однако, заметить, что в науке достаточно сильны и консервативные тенденции, обеспечивающие заслон против внедрения малоправдоподобных идей. Так, Ж.Б. Ламарк утверждал, что лучше подвергнуть длительным испытаниям открытую истину, лишая ее заслуженного внимания, чем допустить легкомысленное признание всего, что создается «пылким воображением человека». Бесспорной ценностью науки и культуры является преемственность. Даже гениальные ученые признаются, что смогли совершить столь значительные открытия, потому что обращались к наработкам своих предшественников. Т.Кун именно традициям отводил роль конституирующего фактора в научном развитии, доказав, что традиция является необходимым условием быстрого накопления знаний. Нужно заметить, что не только совершить открытия, но даже понять их другому человеку невозможно, если он не знаком с предыдущими достижениями науки. Все, что накоплено наукой, навсегда сохраняет свое интеллектуальное значение, даже если старые теории перестраиваются или опровергаются. Интересно, что открытия, сделанные в рамках одной науки, могут использоваться учеными из других областей. Еще одна наиболее значимая ценность науки - польза (практическая значимость). Ценность науки состоит «в ее практической значимости, способности создавать удобства» (П. Фейерабенд). Наука, превращаясь в ведущую производительную силу общества, становится объектом заказа со стороны общества. Современная наука стремится не просто к созданию новых теорий, описывающих и объясняющих явления, результаты исследования оцениваются и с точки зрения эффективности их использования в различных сферах общественного производства. Ценностью науки и культуры можно считать доказательность, которая связана с непротиворечивостью научных теорий. Значение ее состоит в том, что она дает возможность описывать уже известные явления и предсказывать новые. Интересно, что многие ученые оценивают результаты научной деятельности с эстетической точки зрения. Критериями оценки могут быть красота и изящество теории, гармоничность результатов. Так, Ж.Адамар считает, что «изобретение - это выбор; этим выбором повелительно руководит чувство научной красоты». Нравственные ценности науки связаны с нравственными ценностями культуры. Согласно концепции Р. Мертона, этос науки, есть комплекс ценностей и норм, воспроизводящихся от поколения к поколению ученых и являющихся обязательными для человека науки. Эти ценности могут быть определены как ценности-средства. - Универсализм (демократизм) предполагает, что истинность научных утверждений должна оцениваться независимо от возраста, пола, расы, авторитета, титулов и званий тех, кто их формулирует. - Общность заключается в том, что научное знание должно свободно становиться общим достоянием. Ученый не может монопольно владеть им, хотя может претендовать на достойную оценку своей работы коллегами. - Незаинтересованность проявляется в бескорыстном поиске истины, отсутствии стремления к личной выгоде (получении денежного вознаграждения, завоевания награды и т.д.). - Организованный скептицизм предполагает, что каждый ученый несет ответственность за оценку доброкачественности того, что сделано его коллегами, и за то, чтобы эта оценка стала достоянием гласности. В науке нельзя слепо доверяться авторитету предшественников. Равно необходимы и уважение к тому, что сделано другими, и критическое (скептическое) отношение к результатам. Метод – это путь познания, опирающийся на совокупность ранее полученных общих знаний (принципов); правильный путь, способ достижения какой-либо цели, решения определенной задачи, способ исследования и изложения изучаемого материала; совокупность систематизированных познавательных операций, соответствующих предмету и цели научного исследования. Научный метод - это система регулятивных принципов и приемов, с помощью которых достигается объективное познание действительности. Методология науки – это учение о методе научно-познавательной деятельности. Методология не сводится только к исследованию методов научного познания, хотя знание о таких методах и операциях является одной из целей методологического анализа. Методология изучает все компоненты научной познавательной деятельности в их взаимосвязи, выявляя способы формирования нового знания в их зависимости от исследуемого объекта, исторически сложившихся познавательных средств, целей и установок познающего субъекта, исследует механизмы взаимоотношений норм и нравственности, науки и культуры, истины и ценности. Методология представляет собой своего рода самосознание науки, осознание путей и методов эффективного решения познавательных задач. Возрастание роли методологии на современном этапе развития науки можно объяснить следующими причинами: - во-первых, в силу интенсификации исследований и ускорения темпов научного прогресса в науке все более часто осуществляются трансформации фундаментальных понятий и принципов конкретных наук, а в результате научных революций происходит радикальная ломка ее оснований — в этой ситуации необходимо особое внимание к научной методологии. - во-вторых, возрастание роли методологии науки на современном этапеобуславливается усложнением структуры современной науки, усилением коммуникативных связей, появлением «стыковых», возникающих на базе их междисциплинарного и трансдисциплинарного синтеза. - в-третьих, в современной методологии происходит трансляция методов конкретных наук - естественнонаучных и гуманитарных - из одной сферы в другую, осуществляется взаимодействие их методологических дискурсов, что обусловливает необходимость критической парадигмы методологического дискурса. - в-четвертых, необходимостью поиска и становления новых мировоззренческих ориентиров в контексте радикальной трансформации современного общества. Учитывая же высокий статус науки в рамках техногенной цивилизации, на нее возлагаются серьезные задачи по предъявлению человечеству обновленных ценностно-мировоззренческих приоритетов. В целом, указанные причины отражают и основные направления, в которых движется развитие современной методологии. Это целый ряд направлений, наиболее значимым из которых выступает междисциплинарный синтез. Междисциплинарные исследования — это способ организации исследовательской деятельности, предусматривающий взаимодействие в изучении одного и того же класса объектов и систем представителями различных дисциплин. При этом выявляются такие типы междисциплинарного взаимодействия как взаимодействие между системами дисциплинарного знания в процессе функционирования наук, их интеграция и дифференциация, и взаимодействие исследователей в совместном изучении различных аспектов одного и того же объекта. Среди не менее важных тенденций следует назвать: соединение достижений научно-технологического мышления с нравственно-аксиологическими ценностями, взаимное дополнение науки, морали, искусства. Эти сдвиги были имеют место потому, что сегодня возникла необходимость установления связей междувнутренними ценностями науки и ценностями общесоциального (общечеловеческого) характера. Если раньше нравственные ориентации были свойственны лишь гуманитарному знанию, то в современной науке, в том числе и в естествознании, они приобретают универсальный характер. Не менее интересен сдвиг методологии в сторону поиска оснований диалога естественнонаучного, гуманитарного и технического знания. Речь сегодня идет о взаимодействии биологического и социогуманитарного знания; взаимодействия, которое может повлиять на изменение в целом стратегии научного исследования и становление новых научных направлений. Взаимоотношение между естественно-научным и гуманитарных знанием сегодня основано не на редукции социально-гуманитарного знания к установкам естественнонаучных дисциплин, а на продуктивном обмене идеями, принципами, понятиями, возникающем между ними. Примером такого сближения может выступить взаимодействие биологического и социогуманитарного знания, которое обнаруживает себя в становлении новых междисциплинарных направлений, прежде всего, такого междисциплинарного направления, как биофилософия. Термин «биофилософия» стал использоваться приблизительно с 70-х годов нашего столетия. При этом отмечается актуализация гуманитарного вектора в науке, образовании и воспитании современного человечества, происходит наработка новых ценностных смыслов и подходов в самых различных областях исследования – истории, философии, экономике, политике. Сегодня идея господства над природой, рассмотрение ее как независимого от человека объекта, с необходимостью сменяется идеей гармонизации человека и природы, человека и космоса, возрастанием ответственности человечества перед последующей эволюцией Земли во имя выживания и быстрейшего достижения ноосферы на всей планете и во всех областях. Доминирующие в науке длительное время представления о принадлежности самоорганизации лишь живым системам постепенно утрачивали свои позиции под напором накопленных фактов, свидетельствующих о возникновении порядка из хаоса, новых структур и самоорганизации при определенных условиях и в неорганических системах. В настоящее время рассматриваются различные сценарии самоорганизации в широком классе неравновесных физических, химических, биологических и социальных систем: в физике (гидродинамика, лазеры, нелинейные колебания); в электротехнике и электронике; в химии (реакция Белоусова-Жаботинского); в биологии (морфогенез, динамика популяций, эволюция новых видов, иммунная система); в общей теории вычислительных систем, в экономике, экологии, социологии. Таким образом развитие методологии синергетики видится перспективным направлением развития научного знания. Также среди перспективных идей следует назвать идею коэволюции человека и биосферы, не подчинение одного другому, а гармоничный процесс совместного развития. С методологической точки зрения важно то, что отказ от жестких средств обоснования научного знания, учет различных, действующих на систему параметров и обращение к концепциям случайных, вероятностных процессов демонстрируют на современном этапе и многие медицинские дисциплины.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.61.176 (0.01 с.) |