Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение культуры. СМ. Вопрос 28.

Поиск

Традиции – (от лат. traditio – «передача ценностей от поколения к поколению») - это наиболее устойчивая часть социокультурного наследия, которое передается из поколения в поколение и воспроизводится в течение долгого времени. Традиции включают в себя объекты социокультурного наследования, сами процессы этого наследования. В качестве традиций могут выступать определенные общественные нормы и правила, ценности, идеи, обычаи, ритуалы, отдельные предметы. Традиции присутствуют в любом проявлении социальной жизни, однако их значимость неодинакова. В одних сферах (религии) они имеют принципиальный характер, в других их присутствие может быть минимальным. Традиции есть «коллективная память» общества и культуры. Они обеспечивают преемственность в развитии людей. На традициях в значительной степени основывается процесс социализации и инкультурации. Именно через традиции индивиды подключаются к групповой памяти, осваивая опыт прошлого, лучше ориентируются в настоящем.

Нередко случается, что традиция из образца для подражания превращается в механизм принуждения. Это может обернуться для отдельного человека и даже целых социальных слоев трагедией (например, конфликтом отцов и детей).

Традиции образуют органическое единство с новациями. Традиция обеспечивает устойчивость культуры, ее воспроизводство, а новация – ее развитие и взаимодействие с другими культурами.

Доминирование традиций в обществе приводит к застою, доминирование новаций – к разрушению в самой культуре.

Изменения могут быть постепенными (реформистскими) или скачкообразными (революционными).

Когда сумма позитивных последствий изменений превышает негативные, тогда говорят о прогрессе культуры.О регрессе говорят в противном случае.

Для прогрессивного развития культуре в равной степени необходимы и традиции, и новации. Абсолютизация одной из сторон ведет к негативным процессам.

Новации по своему происхождению уместно поделить на два класса: изобретения и заимствования. Первая - продукт внутрикультурного конфликта, вызванного необходимостью привести в соответствие новым ситуациям в экономике или политике культуру общества. Вторая - порождение встречи (столкновения) двух культур.

Изобретение предполагает фигуру изобретателя или изобретателей, творчески созидающих нечто новое. Заимствование имеет дело с переводчиками, способными перенести готовый культурный институт в иную среду. Изобретение появляется первоначально в грубом, неотшлифованном виде, похожем на прежние образцы. Заимствование имеет за плечами историю и потому существует в уже законченной форме.

Надо заметить, однако, что их противополагание не абсолютно. Изобретатели прибегают к инокультурной традиции для того, чтобы предложить некое новшество. В первую очередь, переводчики предлагают продукт, не имеющий аналогов в собственной культуре, - продукт, приобретающий признаки изобретения.

По этой причине можно говорить об общем механизме распространения новаций. Обозначим условия: Первым является соответствие инновации культурным традициям и потребностям общества. Это соответствие не может быть полным ни по отношению к традиции, ни по отношению к общественному вызову. Более того, мы здесь имеем дело с разнонаправленными требованиями. Вторым - наличие информационных каналов, достаточных для распространения культурных инноваций: будь-то средства массовой коммуникации в современных обществах или базар в древних восточных. Третьим - существование организованных и влиятельных общественных групп, заинтересованных в культурных инновациях и способных навязать свой интерес обществу, в том числе и силовыми методами.

Технология распространения новаций опирается на подражание, повторение и наследование моделей культуры (Г.Тард).

Как правило, люди подражают тем, кто занимает престижные позиции в обществе. В этом смысле обычный путь инноваций сверху — вниз. Здесь надо только учесть, что престиж определяется культурной ситуацией общества не в меньшей мере, нежели экономической или политической.

Этапы инновационного процесса следующие: культурный шок; частичное принятие; привыкание, в процессе которого происходит согласование инноваций с культурной традицией; наконец, ее интеграция в культуру.

В течение этого процесса инновация видоизменяется, она принимает очертания культуры, в которую интегрируется, в итоге сама становится традицией..

Отношение к новациям. Как общество оценивает происходящие изменения? Известный французский антрополог Леви-Стросс различает, например, общества «холодные» (негативно воспринимающие новации, стремящиеся их не допустить), и общества «горячие» – идущие навстречу новациям, положительно их воспринимающие. Особенностью техногенной цивилизации является то, что основной ценностью является не канон и норма, а инновация и новизна.

Представляются возможными, на наш взгляд, следующие сценарии взаимодействия традиции и инновации.

1. Исчезновение или «отмирание» господствующей на данный период традиции. Особенно часто этот сценарий проявляется тогда, когда традиция является слабой, несформировавшейся и неустойчивой в обществе. В обществе возникает потребность в «сильных» инновациях. Инновация заменяет традицию, утверждается, превалирует и преобладает в социально-культурной среде. В то же время инновация может заимствовать и такие свойства традиции, как сохраняемость, сбалансированность и повторяемость. В данном случае подразумевается создание инновационной структуры и полное исчезновение традиции. При этом необходимо отметить, что в своем подавляющем большинстве инновации с трудом приживаются в обществе. С другой стороны, традиция может полностью исчезнуть, а через какой то период времени появиться вновь.

2. Активная защита традиции, ее противодействие, борьба с инновацией. При данном сценарии традиции «глушат» созидательное развитие инновации. Ведь любая инновация только тогда принимается социумом, когда согласуется с уже имеющейся традицией или в свою очередь порождает новые традиции. Результатом этих действий является исчезновение и нейтрализация инноваций – данные инновации являются «слабыми», традиции превалируют и не позволяют развиваться инновационному процессу. В результате противодействия инновация исчезает, а традиция обогащается новыми свойствами и может приобрести определенные инновационные «вкрапления». Инновации дополняют традиции новыми нормами и способны изменить содержание традиций, формируя и инновационно дополняя традиции. Нельзя отрицать и тот вариант, когда общество может не принять данную инновацию и усиливается консерватизм. С другой стороны, прогрессивные традиции в социально-культурной среде сохраняются, но в измененном инновационном контексте. В данном сценарии «победившие» традиции могут привести к дестабилизации общества. Таким образом, «такие деформации могут привести к дестабилизации социальной системы, дезориентации ее внутренних характеристик».

3. Эволюционирование, развитие процессов трансформации традиции в инновацию. Развитие этого сценария в краткосрочном периоде характерно, прежде всего, для «старых» традиций. В данном случае важно отличать так называемые «мнимые», «ложные» инновации, которые фактически и формально являются «настоящей» традицией. Происходит интеграция инноваций в традиции: инновации структуируются и встраиваются в существующую структуру традиций.

4. Смешение, то есть тождественность традиции инновации. Инновации опираются на традиции, модифицируются и адаптируются к традициям. Традиции служат определенным дополнением к инновациям, причем конкретная инновация может составлять комбинацию из нескольких традиций. В данном варианте на протяжении определенного периода времени соблюдается положительная преемственность традиций инновациям.

5. Компромиссный вариант, подразумевающий симбиоз, сосуществование, сохранение и традиции, и инновации. Следуя теории «традициологии», разработанной культурологом Э.С. Маркаряном, традиции и инновации в процессе взаимодействия могут «растворяться» друг в друге. Традиции сохраняются, а инновации развиваются. И традиции, и инновации не разрушают друг друга. То есть, «называемая сегодня актуальной, действующей традиция, чтобы утвердиться, вынуждена была выступать обязательно в паре с инновацией, заключать компромиссы с модернистской системой и постепенно сползать на роль вторичного компонента этой системы».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 631; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.75.247 (0.008 с.)